Комбинационные действия и классификация комбинаций бросков
Преследование приемами в стойке и партере. Комбинации технических действий применяются как тактический приём. Комбинации бросков классифицируются по направленности атаки (назад - вперед) как однонаправленные и разнонаправленные и сторонам атаки (вправо-влево) как односторонние и разносторонние. В комплексе это однонаправленные- односторонние, однонаправленные-разносторонние, разнонаправленные- односторонние, разнонаправленные- разносторонние комбинации. Особенности выполнения и применения в схватках комбинаций разных классификационных групп объясняются временными характеристиками между выполнением первого и второго приема, а также динамикой и направленностью усилий при осуществлении комбинации.
Вариативность сложных технико-тактических действий преследования. Наработанные и спонтанные комбинации. Спонтанная комбинация приёмов – ситуативная реализация технической базы спортсмена
Тема 10. ФОРМЫ И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
План лекции
1. Физические упражнения как основное средство физической подготовки
2. Физические качества борца.
3. Характеристика силы как физического качества.
4. Способы измерения быстроты борца (общие и специальные). Факторы, влияющие на развитие быстроты.
5. Способы измерения выносливости (общей и специальной). Выносливость при статической и динамической работе. Способы увеличения функциональных способностей систем (дыхательной, сердечнососудистой, нервной, мышечной и др.). Виды и механизмы утомления (физического, умственного, сенсорного, эмоционального и др.).
6. Способы измерения ловкости. Факторы, влияющие на развитие ловкости (общей и специальной). Способы увеличения координационных способностей борца.
7. Способы измерения гибкости.
8. Особенности воспитания физических качеств у борцов разного возраста и пола
Рекомендуемая литература
1. Туманян, Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки: учебное пособие / Г. С. Туманян. – В 4-х кн. – Кн. II. Кинезиология и психология. – М. : Советский спорт, 1998.– С. 131-145. – С. 157-161. – С. 213-216. – С. 233-243. – ил.
2. Чумаков, Е. М. Сто уроков самбо / Е. М. Чумаков / под ред. С. Е. Табакова. – М. : «ФАИР-ПРЕСС», 1998. – С. 28-30. – С. 36-37. – С. 39.
3. Полубинский, В. Н. Борьба самбо / В. Н. Полубинский, В. М. Сенько. – 2-е изд., исп. и доп. – Мн.: Беларусь, 1980. – С. 109. – ил.
4. Харлампиев, А.А. Борьба самбо / А.А. Харлампиев. – М.: ФиС, 1964.
– 387 с.
Физические упражнения как основное средство физической подготовки
Физическая подготовка как вид неспециального физкультурного образования. Физическая подготовленность. Общая и специальная физическая подготовка борца. Упражнения общеразвивающей и атлетической гимнастики, плавание, ходьба на лыжах, легкоатлетические (ходьба, бег, прыжки) и тяжёлоатлетические (жим, рывок, толчок) упражнения как средства общей физической подготовки борца. Приёмы спортивной борьбы (а также их фрагменты) и технико-тактические действия; учебные, учебно-тренировочные, тренировочные и соревновательные схватки (а также их фрагменты) как средства специальной физической подготовки борца.
Определение термина «классификация физических упражнений». Классификация физических упражнений по целевой направленности их использования. Классификация физических упражнений по их преимущественному воздействию на развитие отдельных физических способностей. Классификация физических упражнений по преимущественному проявлению определённых двигательных умений и навыков. Классификация физических упражнений по структуре движений. Классификация физических упражнений по преимущественному воздействию на развитие отдельных мышечных групп. Классификация физических упражнений по особенностям режима работы мышц. Классификация физических упражнений по различию участвующих в работе механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. Классификация физических упражнений по интенсивности работы.
Упражнения в борьбе в контексте рассмотренных классификаций.
Классификация физических упражнений в соответствии с дидактическим правилом «от простого – к сложному», разработанная П. Ф. Лесгафтом.
Определение понятий: «физические способности», «скоростные способности», «силовые способности», «координационные способности», «выносливость», «гибкость». Быстрота как форма проявления скоростных способностей. Сила и быстрота как формы проявления скоростно-силовых способностей. Ловкость как форма проявления преимущественно координационных, силовых и скоростных способностей. Закономерности развития физических способностей: движения как ведущий фактор развития, зависимость развития от режима двигательной деятельности, этапность, неравномерность и гетерохронность развития, обратимость показателей развития, перенос физических способностей.
Единство и взаимосвязь между двигательными умениями и физическими способностями как закономерность развития физических способностей
Физические качества борца
Физическими качествами принято называть врожденные (унаследованные генетически) морфофункциональные качества, благодаря которым возможна физическая (материально выраженная) активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности (Л.П.Матвеев).
К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость и ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин развитие характеризует естественный ход изменений физического качества под воздействием целенаправленной двигательной деятельности, а термин воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.
В современной литературе используют термин «физические (двигательные) способности».
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления — двигательные умения и навыки. К двигательным способностям относят силовые, скоростные, скоростно-силовые, двигательно-координационные способности, общую и специфическую выносливость.У каждого человека двигательные способности развиты по-своему. В основе разного развития способностей лежит иерархия разных врожденных (наследственных) анатомо-физиологических задатков (В. И.Лях, 1996):
—анатомо-морфологические особенности мозга и нервной системы (свойства нервных процессов: сила, подвижность, уравновешенность, индивидуальные варианты строения коры, степень функциональной зрелости ее отдельных областей и др.);
—физиологические (особенности сердечнососудистой и дыхательной систем, максимальное потребление кислорода, показатели периферического кровообращения и др.);
—биологические (особенности биологического окисления, эндокринной регуляции, обмена веществ, энергетики мышечного сокращения и др.);
—телесные (длина тела и конечностей, масса тела, масса мышечной и жировой ткани и др.);
—хромосомные (генные).
На развитие двигательных способностей влияют также и психодинамические задатки (свойства психодинамических процессов, темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических состояний и др.).
Рис 1. Схема систематизации физических способностей
О способностях человека судят не только по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности, но и по тому, как быстро и легко он приобретает эти умения и навыки.
Общая характеристика силовых способностей. Значение силовых способностей в физическом воспитании. Основные разновидности силовых способностей: собственно-силовые способности, скоростно-силовые способности и силовая выносливость
Сила — это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий (напряжений).
Силовые способности — это комплекс различных проявлений человека в определенной двигательной деятельности, в основе которых лежит понятие «сила».
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость) (рис. 2).
Собственно силовые способности проявляются: 1) при относительно медленных сокращениях мышц, в упражнениях, выполняемых с околопредельными, предельными отягощениями (например, при приседаниях со штангой достаточно большого веса); 2) при мышечных напряжениях изометрического (статического) типа (без изменения длины мышцы). В соответствии с этим различают медленную силу и статическую силу.
Собственно силовые способности характеризуются большим мышечным напряжением и проявляются в преодолевающем, уступающем и статическом режимах работы мышц. Они определяются физиологическим поперечником мышцы и функциональными возможностями нервно-мышечного аппарата.
Статическая сила характеризуется двумя ее особенностями проявления (В.В.Кузнецов, 1975): 1) при напряжении мышц за счет активных волевых усилий человека (активная статическая сила); 2) при попытке внешних сил или под воздействием собственного веса человека насильственно растянуть напряженную мышцу (пассивная статическая сила).
Воспитание собственно силовых способностей может быть направлено на развитие максимальной силы (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовая акробатика, легкоатлетические метания и др.); общее укрепление опорно-двигательного аппарата занимающихся, необходимое во всех видах спорта (общая сила) и строительства тела (бодибилдинг).
Скоростно-силовые способности характеризуются непредельными напряжениями мышц, проявляемыми с необходимой, часто максимальной мощностью в упражнениях, выполняемых со значительной скоростью, но не достигающей, как правило, предельной величины. Они проявляются в двигательных действиях, в которых наряду со значительной силой мышц требуется и быстрота движений. При этом, чем значительнее внешнее отягощение, тем большую роль играет силовой компонент, а при меньшем отягощении возрастает значимость скоростного компонента.
К скоростно-силовым способностям относят: 1) быструю силу; 2) взрывную силу. Быстрая сила характеризуется непредельнымнапряжением мышц, проявляемым в упражнениях, которые выполняются со значительной скоростью, не достигающей предельной величины. Взрывная сила отражает способность человека по ходу выполнения двигательного действия достигать максимальных показателей силы в возможно короткое время (например, при низком старте в беге на короткие дистанции, в легкоатлетических прыжках и метаниях и т.д.). Для оценки уровня развития взрывной силы пользуются скоростно-силовым индексом / в движениях, где развиваемые усилия близки к максимуму:
где Fпах— уровень максимальной силы, проявляемой в конкретном упражнении;
Tмах — максимальное время к моменту достижения Ртах.
Взрывная сила характеризуется двумя компонентами: стартовой силой и ускоряющей силой (Ю. В. Верхошанский, 1977). Стартовая сила— это характеристика способности мышц к быстрому развитию рабочего усилия в начальный момент их напряжения. Ускоряющая сила— способность мышц к быстроте наращивания рабочего усилия в условиях их начавшегося сокращения.
К специфическим видам силовых способностей относят силовую выносливость и силовую ловкость.
Силовая выносливость — это способность противостоять утомлению, вызываемому относительно продолжительными мышечными напряжениями значительной величины. В зависимости от режима работы мышц выделяют статическую и динамическую силовую выносливость. Динамическая силовая выносливость характерна для циклической и ациклической деятельности, а статическая силовая выносливость типична для деятельности, связанной с удержанием рабочего напряжения в определенной позе.
Силовую ловкость можно определить как «способность точно дифференцировать мышечные усилия различной величины в условиях непредвиденных ситуаций и смешанных режимов работы мышц» (Ж. К. Холодов, 1981).
В спортивной тренировке для оценки степени развития собственно силовых способностей различают абсолютную и относительную силу. Абсолютная сила — это максимальная сила, проявляемая человеком в каком-либо движении, независимо от массы его тела. Относительная сила — это сила, проявляемая человеком в пересчете на 1 кг собственного веса. Она выражается отношением максимальной силы к массе тела человека. В двигательных действиях, где приходится перемещать собственное тело, относительная сила имеет большое значение. В движениях, где есть небольшое внешнее сопротивление, абсолютная сила не имеет значения, если сопротивление значительно — она приобретает существенную роль и связана с максимумом взрывного усилия.
Силовые способности проявляются не сами по себе, а через какую-либо двигательную деятельность. При этом влияние на проявление силовых способностей оказывают разные факторы, вклад которых в каждом конкретном случае меняется в зависимости от конкретных двигательных действий и условий их осуществления, вида силовых способностей, возрастных, половых и индивидуальных особенностей человека. Среди них выделяют: 1) собственно мышечные; 2) центрально-нервные; 3) личностно-психические; 4) биомеханические; 5) биохимические; 6) физиологические факторы, а также различные условия внешней среды, в которых осуществляется двигательная деятельность.
К собственно мышечным факторам относят: сократительные свойства мышц, которые зависят от соотношения белых (относительно быстро сокращающихся) и красных (относительно медленно сокращающихся) мышечных волокон; активность ферментов мышечного сокращения; мощность механизмов анаэробного энергообеспечения мышечной работы; физиологический поперечник и массу мышц; качество межмышечной координации.
Суть центрально-нервных факторов состоит в интенсивности (частоте) рефлекторных импульсов, посылаемых к мышцам, в координации их сокращений и расслаблений, трофическом влиянии центральной нервной системы на их функции.
От личностно-психических факторов зависит готовность человека к проявлению мышечных усилий. Они включают в себя мотивационные и волевые компоненты, а также эмоциональные процессы, способствующие проявлению максимальных либо интенсивных и длительных мышечных напряжений.
Определенное влияние на проявление силовых способностей оказывают биомеханические (расположение тела и его частей в пространстве, прочность звеньев опорно-двигательного аппарата, величина перемещаемых масс и др.), биохимические (гормональные) и физиологические (особенности функционирования периферического и центрального кровообращения, дыхания и др.) факторы.
Режимы работы мышц
Одним из наиболее существенных моментов, определяющих мышечную силу, является режим работы мышц. В процессе выполнения двигательных действий мышцы могут проявлять силу:
1. при уменьшении своей длины (преодолевающий, т.е. миометрический режим)
2. при ее удлинении (уступающий, т.е. плиометрический режим)
3. без изменения своей длины (статический, т.е. изометрический режим)
4. при изменении и длины и напряжения мышц (смешанный, т.е. ауксотонический режим)
Первые два режима характерны для динамической, третий – для статической, четвертый – для статодинамической работы мышц. В любом режиме работы мышц сила может быть проявлена медленно и быстро. Это характер их работы.
Рис. 3. Средства воспитания силовых способностей
Силовые упражнения выбираются в зависимости от характера задач воспитания силы.
По степени избирательности воздействия на мышечные группы силовые упражнения подразделяются на локальные(с усиленным функционированием примерно 1/3 мышц двигательного аппарата), региональные(с преимущественным воздействием примерно 2/3 мышечных групп) и тотальные, или общего воздействия (с одновременным или последовательным активным функционированием всей скелетной мускулатуры).
Скоростно-силовые способности – это способность человека к проявлению предельно-возможных усилий в кратчайший промежуток времени при оптимальной амплитуде движений. На первый взгляд кажется, что скоростно-силовые способности - есть комплексное проявление быстроты и силы. В действительности – это специфическое проявление силы в определённом диапазоне величины внешнего сопротивления (Ю. Верхошанский, 1988). Выделяют быструю, взрывную и "амортизационную" силу. Быстраясила характеризуется непредельным напряжением мышц, проявляемых в упражнениях, которые выполняются со значительной, но не предельной скоростью. Взрывная сила характеризуется способностью достигать максимальную силу в короткое время или способностью проявить самое большое усилие за возможно короткое время. Взрывная сила-способность проявлять большие величины силы в наименьшее время (например, при стартовомусилии в момент отрыва противника от ковра).
Уровень развития взрывной силы можно оценить с помощью скоростно-силового индекса, который вычисляется по формуле:
J = F max / t max, где J – скоростно-силовой индекс,F max – максимальное значение силыв данном движении,t max – время достижения максимальной силы
Режимы мышечной работы. Абсолютная и относительная сила. Внешние и внутренние силы. Основы взаимосвязи внутренних и внешних сил. Специальная и общая сила борца. Определение понятия «взрывная сила». Обоснование понятия «пара сил».