Критерии и уровни педагогического мастерства.
Педагогические способности тренера: экспрессивная, дидактическая, перцептивная, академическая,мажорная, коммуникативная, личностная, организаторская, наблюдательная, конструктивная, психомоторная,гностическая.
Объем профессиональных компетенций: способности в организационно-управленческой деятельности, в проектно-аналитической работе, в научно-исследовательской деятельности, в физкультурно-оздоровительной работе.
Общие признаки профессионализма:
- владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах педагогической деятельности тренера;
- владение специальными умениями в осуществлении процесса деятельности на всех этапах (подготовительном,исполнительном, контрольном);
- специальные свойства личности и характера тренера, позволяющие осуществлять процесс педагогической деятельности и получать искомые результаты.
Факторами, определяющими эффективность деятельности тренера, являются:
объективные (экономические, социальные, научные,организационные) и субъективные (личностные - базовые, ситуативно-процессуальные ).
Наибольшее значение для оценки тренерского мастерства имеют субъективные факторы, зависящие от качества и способностей тренера. Это связано с тем, что очень часто нескольким тренерам с разным уровнем мастерства приходится работать в одинаковых экономических условиях
(одинаковая материально-техническая база, зарплата и т.п.),социальных-(один коллектив, сходные взаимоотношения и т.п.), научных - (тренеры имеют возможность пользоваться одними и теми же научно-методическими пособиями, разработками, методиками, имеют один и тот же уровень образования), организационных - (одно и то же руководство, формы управления и т.п.)Однако эффективность их работы различна.
В зависимости от выраженности личностных и ситуативных факторов можно выделить различные уровни мастерства в деятельности тренеров. При этом важно учитывать:
- положительные черты направленности личности (устойчивый интерес к профессии, чувство ответственности и др.);
-проявление особенностей темперамента, адекватных деятельности тренера;
- благоприятные особенности характера (доброжелательность, тактичность, чуткость, требовательность, справедливость, выдержка, внимательность, настойчивость, решительность, находчивость и т.п.);
- педагогические и организационные способности;
- ясное понимание задач своей деятельности и деятельности учеников;
- сильные ситуативные мотивы, побуждающие к достижению цели;
- адекватно протекающие познавательные психические процессы;
- астенические психические состояния.
-Уровни мастерства деятельности тренера определяются в зависимости от:
- отношения к избранному виду спорта, педагогической деятельности вообще и к работе с юными спортсменами, в частности;
- характера определения содержания деятельности тренера;
-знания закономерностей учебно-воспитательного и тренировочного процесса.
Различают три уровня мастерства деятельности тренера: высокий, средний, низкий.
Высокий:
- устойчивое положительное отношение к своей деятельности; -интерес к своему делу;
-определенная система в работе;
-ясное понимание задач и конечных результатов;
-умение выбрать наиболее рациональные пути для решения поставленных задач;
-учет особенностей возраста, пола,состоянияздоровья,физического развития и физической подготовленности учеников;
-доскональное знание своего вида спорта;
-умение формировать устойчивый интерес к спорту у учеников;
-умение ярко и увлекательно раскрывать закономерности спортивной тренировки и дидактические принципы обучения;
-рациональное использование времени,отведенного на выполнение задачи;
-четкость и уверенность в действиях;
-общественно-политическая работа со спортсменами;
-умение создавать непринужденную обстановку в коллективе;
-способность развивать инициативу и самостоятельность у учеников;
-самокритичность,умение признать собственные ошибки;
- склонность к творчеству.
-положительное отношение к своей деятельности;
-понимание задачи;
Средний:
испытывают трудности в практическом решении задач;
-слабо представляют конечный результат своей деятельности;
-не всегда осознают последовательность своих действий, не могут объяснить их целесообразность;
-используют случайные приемы и способы действий,предпочитают заниматься теми видами деятельности,которые лучше удаются;
•игнорируют малоинтересные, но необходимые участки в работе;
-вовлекают в работу лишь актив;
-испытывают затруднения в поиске новых приемов активизации деятельности своих учеников.
-формально используют приемы педагогического воздействия;
-имеет место преобладание мотива утверждения своего превосходства над другими;
-берутся за деятельность,обеспечивающую сиюминутный результат;
-игнорируют повседневную работу;
-склонны к карьеризму;
-умеют красиво оформить и подать результаты;
- нет четкого понимания цели своей деятельности;
-решают,как правило, оперативные и тактические задачи;
-слабо представляют конечные результаты деятельности;
- используют в работе различные рекомендации и разработки, не требующие осмысления;
- скептически относятся к научно-методическим разработкам,требующим аналитической работы;
- мало внимания уделяют воспитательной работе:формированию чувства долга, ответственности и обязательности;
- часто не пользуются авторитетом у своих учеников;
Низкий:
- слабо владеют методами обучения и тренировки;
- чувствуют неуверенность при принятии срочных решений;
- слабо представляют содержание своей деятельности;
- не умеют сплотить коллектив;
- затрудняются в создании контактов с отдельными учениками;
- не отличаются инициативностью и самостоятельностью в работе;
- слабо осознают реакцию учеников на свои действия;
- характеризуются требовательностью к беспрекословному подчинению;
- в работе присутствуют методы принуждения, администрирования.