Критерии и уровни педагогического мастерства.

Педагогические способности тренера: экспрессивная, дидактическая, перцептивная, академическая,мажорная, коммуникативная, личностная, организаторская, наблюдательная, конструктивная, психомоторная,гностическая.

Объем профессиональных компетенций: способности в организационно-управленческой деятельности, в проектно-аналитической работе, в научно-исследовательской деятельности, в физкультурно-оздоровительной работе.

Общие признаки профессионализма:

- владение специальными знаниями о целях, содержании, объекте и средствах педагогической деятельности тренера;

- владение специальными умениями в осуществлении процесса деятельности на всех этапах (подготовительном,исполнительном, контрольном);

- специальные свойства личности и характера тренера, позволяющие осуществлять процесс педагогической деятельности и по­лучать искомые результаты.

Факторами, определяющими эффективность деятельности трене­ра, являются:

объективные (экономические, социальные, научные,организа­ционные) и субъективные (личностные - базовые, ситуативно-процессуальные ).

Наибольшее значение для оценки тренерского мастерства име­ют субъективные факторы, зависящие от качества и способностей тренера. Это связано с тем, что очень часто нескольким тренерам с разным уровнем мастерства приходится работать в одинаковых экономических условиях

(одинаковая материально-техническая база, зарплата и т.п.),социальных-(один коллектив, сходные взаимоотношения и т.п.), научных - (тренеры имеют возможность пользоваться одними и теми же научно-методическими пособиями, разработками, ме­тодиками, имеют один и тот же уровень образования), организацион­ных - (одно и то же руководство, формы управления и т.п.)Однако эф­фективность их работы различна.

В зависимости от выраженности личностных и ситуативных факто­ров можно выделить различные уровни мастерства в деятельности тре­неров. При этом важно учитывать:

- положительные черты направленности личности (устойчивый ин­терес к профессии, чувство ответственности и др.);

-проявление особенностей темперамента, адекватных деятельности тренера;

- благоприятные особенности характера (доброжелательность, тактичность, чуткость, требовательность, справедливость, выдержка, внимательность, настойчивость, решительность, находчивость и т.п.);

- педагогические и организационные способности;

- ясное понимание задач своей деятельности и деятельности уче­ников;

- сильные ситуативные мотивы, побуждающие к достижению цели;

- адекватно протекающие познавательные психические процессы;

- астенические психические состояния.

-Уровни мастерства деятельности тренера определяются в зависи­мости от:

- отношения к избранному виду спорта, педагогической деятельнос­ти вообще и к работе с юными спортсменами, в частности;

- характера определения содержания деятельности тренера;

-знания закономерностей учебно-воспитательного и тренировочно­го процесса.

Различают три уровня мастерства деятельности тренера: высокий, средний, низкий.

Высокий:

- устойчивое положительное от­ношение к своей деятельности; -интерес к своему делу;

-определенная система в работе;

-ясное понимание задач и конеч­ных результатов;

-умение выбрать наиболее рацио­нальные пути для решения по­ставленных задач;

-учет особенностей возраста, пола,состоянияздоровья,фи­зического развития и физичес­кой подготовленности учеников;

-доскональное знание своего вида спорта;

-умение формировать устойчивый интерес к спорту у учеников;

-умение ярко и увлекательно раскрывать закономерности спортивной тренировки и дидактические принципы обучения;

-рациональное использование времени,отведенного на вы­полнение задачи;

-четкость и уверенность в действиях;

-общественно-политическая работа со спортсменами;

-умение создавать непринуж­денную обстановку в коллективе;

-способность развивать инициативу и самостоятельность у учеников;

-самокритичность,умение признать собст­венные ошибки;

- склонность к творчеству.

-положительное отношение к своей деятельности;

-понимание задачи;

Средний:

испытывают трудности в практи­ческом решении задач;

-слабо представляют конечный результат своей деятельности;

-не всегда осознают последова­тельность своих действий, не могут объяснить их целесооб­разность;

-используют случайные приемы и способы действий,предпочи­тают заниматься теми видами деятельности,которые лучше удаются;

•игнорируют малоинтересные, но необходимые участки в работе;

-вовлекают в работу лишь ак­тив;

-испытывают затруднения в по­иске новых приемов активиза­ции деятельности своих учеников.

-формально используют приемы педагогического воздействия;

-имеет место преобладание мо­тива утверждения своего превос­ходства над другими;

-берутся за деятельность,обеспе­чивающую сиюминутный результат;

-игнорируют повседневную работу;

-склонны к карьеризму;

-умеют красиво оформить и подать результаты;

- нет четкого понимания цели своей деятельности;

-решают,как правило, оперативные и тактические задачи;

-слабо представляют конечные результаты деятельности;

- используют в работе различные рекомендации и разработки, не требующие ос­мысления;

- скептически относятся к научно-методическим разработкам,требующим аналитической работы;

- мало внимания уделяют воспитательной работе:формированию чувства долга, ответственности и обязательности;

- часто не пользуются авторитетом у своих учеников;

Низкий:

- слабо владеют методами обучения и тренировки;

- чувствуют неуверенность при принятии срочных решений;

- слабо представляют содержание своей деятельности;

- не умеют сплотить коллектив;

- затрудняются в создании контактов с отдельными учениками;

- не отличаются инициативностью и са­мостоятельностью в работе;

- слабо осознают реакцию учеников на свои действия;

- характеризуются требовательностью к беспрекословному подчинению;

- в работе присутствуют методы принуждения, администрирования.


Наши рекомендации