Классификация техники самбо. Терминология самбо.
Классификация техники приёмов самбо была предложена в 40-х годах прошлого столетия одним из основоположников этого вида спорта А.А.Харлампиевым.Классификация бросков построена на основе смыслового значения классификации бросков в дзюдо: броски руками, броски ногами, броски туловищем.
Все броски, с учетом особенностей структуры и способа выполнения, имеют свою терминологию и подразделены на классификационные группы: подножки, подсечки, подхваты (отхваты), подсады (броски через голову), зацепы (обвивы), подбивы («ножницы»), перевороты (передний, задний), броски через бедро (через спину, через плечо), броски через плечи («мельница»), броски захватом ног (ноги), броски выведением из равновесия, броски прогибом (через грудь), броски вращением.
Принципы образования полных названий приёмов и кратких терминов рассматриваются как литературные, фактические, логические.
Подсечка (передняя, задняя, боковая, изнутри, в темп шагов), зацеп (стопой, голенью, снаружи, изнутри), подножка (задняя, передняя, боковая, с колен, седом), обвив (зацеп голенью и стопой), отхват, подхват (передний, изнутри, боковой, под две ноги, под одну ногу) подсад (голенью, стопой, бедром, упором стопой в живот), подбив (бедром, двумя ногами «ножницы»), броски ( через бедро, через спину, через плечо, под плечо, через грудь, через плечи «мельница»), броски (захватом ног, ноги, стопы, изнутри, снаружи, разнохватом), переворот (боковой, передний) как способы и варианты атакующих действий самбо в стойке.
Зашагивание, подшагивание, заступание, заведение, осаживание,сед, с колен, в падении, выведения из равновесия (рывком, толчком, скручиванием), как способыподготовки к проведению атакующих действий самбо в стойке.
В партере (борьба лежа) основными атакующими действиями являютсяболевые приемы,разрешенные на суставы рук (локтевой, плечевой),на суставы ног (коленный, тазобедренный) и выполняемые разгибанием (рычагом), вращением(узлом),а также сдавливанием (ущемлением) двуглавой мышцы плеча, икроножной мышцы и ахиллова сухожилия.
Удержания названы по расположению к противнику: сбоку, поперек, верхом, со стороны головы, со стороны ног.
Переворачивания (перевороты), применяемые в самбо как вспомогательные приемы, имеют терминологию согласно единой классификационной схеме основных приёмов техники спортивных видов борьбы. Скручивание, забегание, переход, накат, прогиб, перекат и разгибание как основы биомеханических действий атакующего при проведении переворотов
Требования к содержанию определений выполнены в соответствии с терминологией, имеющейся в учебной литературе, на основеклассификации техники приёмов самбо: ХарлампиевА. А., (1949), Чумаков Е. М., (1998).
Тема 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТРЕНЕРА ПО САМБО
План лекции
1. Определение понятий
2. Структура деятельности тренера по борьбе
3. Личностные качества и авторитет тренера
4. Мотивационная сфера личности тренера.
5.Структура мотивов в спортивной борьбе
6.Потребности и интересы к деятельности тренера.
7.Критерии и уровни педагогического мастерства.
Рекомендуемая литература
1. Туманян, Г. С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки : учебное пособие / Г. С. Туманян. – В 4-х кн. – Кн. I. Пропедевтика. – М. : Советский спорт, 1997. – С. 82-87. – ил.
2. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера М.: Физкультура и спорт, 1 981 - 374 с.
Определение понятий
Содержание любой профессии определяется прежде всего объективными требованиями того общества, в котором осуществляется данная профессиональная деятельность. Для профессии тренера в нашей стране эти требования выражаются в целях и задачах физического воспитания и спорта. Основная цель спортивной тренировки состоит в том, чтобы через достижение высоких спортивных результатов, развить духовные и физические способности спортсмена, чтобы использовать спортивную деятельность, как фактор гармоничного формирования личности и воспитания в интересах общества(Л.П.Матвеев). В соответствии с этой целью в процессе спортивной тренировки должны решаться в единстве - образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи. Цель и задачи реализуются в результате планомерной деятельности тренера.
Деятельность тренера, являясь по существу одним из видов управленческой работы, представляет сложноорганизованный многофакторный процесс, который осуществляется в рамках определенной педагогической системы. Педагогическая система - это совокупность структурных и функциональных компонентов, подчиненных педагогическим целям (Н.В.Кузьмина). Структурные компоненты деятельности включают статические характеристики тренировочного процесса - цели, содержание, средства, методы, формы спортивной тренировки.
К функциональным компонентам, которые обуславливают становление, развитие, совершенствование тренерского мастерства, относятся гностический, конструктивный, организаторский, коммуникативный и двигательный компоненты ( А.А.Деркач, А.А.Исаев А.А.).
В целом мастерство тренера характеризуется комплексом умений, необходимых для продуктивного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач, составляющих основу спортивной тренировки.
Умение в данном случае представляет собой освоенный субъектом способ выполнения действий, который опирается на совокупность знаний, навыков, задатков и способностей, сознательно реализуемый тренером в конкретной педагогической ситуации. Способ решения предусматривает отражение в деятельности всей совокупности ее структурных и функциональных компонентов, благодаря чему создается возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях.