Инновации и деятельность организаций
Производственное предприятие должно непрерывно совершенствовать все сферы своей деятельности, вводя различные новации. Термин новация обычно ассоциируется с чем-то новым: открытие, изобретение, теоретическое знание, метод, принцип и т.п. Систематически слово «новый» имеет несколько значений: впервые сделанный, недавно появивший-ся, пришедший на смену прежнему или просто следующий.
В сфере экономических отношений инновации это:
идея, доведенная до практического применения, и приносящая доход или социально- полезный результат;
изобретение или открытие новых возможностей для решения производственных, экономических и других проблем;
объект, внедренный в производство в результате научного исследования или открытия, качественно отличный от пред-шествующего аналога;
технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений, приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий и может приносить добавочный доход;
явление, лежащее в сфере спроса, т.е. изменяющее цен-ность и полезность, извлекаемые потребителем из ресурсов;
целенаправленный и организационный поиск изменений, систематический анализ их как источника экономических изменений;
целенаправленная деятельность, спланированная и организованная при высокой степени предсказуемости намеченных и вероятных результатов;
новые исследования и разработки, имеющие прикладное значение, как форма проявления научно-технического прогресса;
ноу-хау – незапатентованные и неопубликованные знания или опыт научного, технического, управленческого и иного характера.
Таким образом, инновация (от англ. Innovation) означает нововведение как результат практического (научно-технического) освоения новшества. Понятие «инновация» применяется ко всем новшествам в производственной, организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, к любым усовершенствованиям, обеспечи-вающим экономию затрат.
В современной концепции инновационной деятельности принято различать нововведения – продукты и нововведения – процессы. Практическим освоением новшеств в нововведениях является реализация коммерческой (предпринимательской) идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, т.е. общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности.
Непосредственно нововведения – продукты считаются первичными. Они появляются в экономике предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и действия коммерческой тайны. В фазе доминирования нового технологического уклада наблюдается распространение (диффузия) нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов в новый уклад общественного производства. Модификация выпускаемой продукции вызывается конъюнктурными изменениями на рынке товаров.
Инновационный процесс, обобщающий результаты инновационной деятельности, наиболее полно раскрывается этапами его организации, которые установлены в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания в цикле работ «исследования → разработки → производство». Последовательно сменяющиеся этапы инновационного процесса предусматривают как зарождение и обоснование идеи нового метода удовлетворения общественных потребностей, так и создание, распространение, использование на практике конкретного продукта, технологии, услуги. Инновационный процесс - это процесс осуществления конкретных действий по инициированию инноваций, проектированию продукции и технологий, организации всего цикла работ и реализации проекта во взаимосвязи по времени и по исполнителям.
Инновационная деятельность включает не только инновационный процесс по эволюционному преобразованию научного знания в новые виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг.
Инновационная деятельность – сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая вклю-чает в себя не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новый подход к организации информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг.
Инновационная деятельность любого предприятия обусловлена действием объективных процессов и наличием различных факторов, к которым относятся:
§ возрастающие потребности производства и населения;
§ развитие науки и техники;
§ всеобщее расширенное воспроизводство;
§ конкуренция.
Возрастание масштабов производства неизбежно приводит к увеличению удельных затрат на изготовление продукции; при этом:
§ повышаются цены на сырье и топливо за счет увеличения затрат на их добычу;
§ увеличиваются расходы на охрану окружающей среды;
§ повышаются требования к качеству выпускаемой продукции;
§ ужесточается конкуренция между товаропроизводителями;
§ возрастает заработная плата работников по мере роста их потребностей.
В таких условиях ни одно предприятие не сможет сколько-нибудь долго существовать, не внося заметных усовершенствований в свою работу. Работа по разработке и внедрению инноваций проводится в первую очередь по следующим направлениям:
§ освоение новой и модернизация выпускаемой продукции;
§ внедрение в производство новых машин, оборудования, инструмента, новых материалов;
§ использование новых технологий и способов производства продукции;
§ усовершенствование и применение новых прогрессивных методов, средств и правил организации и управления производством.
Эти вопросы решаются инженерами, маркетологами и экономистами, которые разрабатывают техническую политику предприятия. на основе этой политики определяются направление технического развития производства и сектор рынка , на котором собирается закрепиться предприятие.
Выделяют четыре вида инновационных производств и сервиса:
Первый вид – производства и услуги, направленные на определенного потребителя. Сюда относят строительство зданий, дорог, запуск космических кораблей и т.п. Данный вид производства требует значительного финансирования, а организация-изготовитель продукции для обеспечения эффективности своего существования должна иметь высококвалифицированных специалистов в своей области. Уровень развития предприятий, занимающихся данным видом производства обычно не превышает 5-6% в год.
Второй вид – производства и сервис, работающие по субконтрактам с крупными фирмами. Типичными областями такой деятельности являются пищевая и радиоэлектронная промышленности, где существует много малых фирм, работающих по субконтрактам с крупными поставщиками, которые определяют в конечном итоге цены на продукцию на рынке. Часто, начиная с одной двух новаций, такого рода малая фирма приобретает высокую степень роста, если новации нашили признание у потребителя. Пример: фирма Mc Donalds.
Третий вид – производства, работающие по уникальным заказам. Обычно это фирмы с ограниченным экономическим ростом, выполняющие единичные заказы на короткие промежутки времени, имеющие высокую степень риска. Наиболее популярны такого рода фирмы при разработке средств автоматизации, биотехнологии, авто- и авиационной промышленности. На речном транспорте можно назвать создание экранопланов. Второй и третий виды производства имеют средние темпы развития от 8 и более процент в год.
Четвертый вид – сборочные работы на основе поставки (закупки) комплектующих изделий («отверточная технология»). Сюда относятся фирмы, основной целью которых является завоевание рынка с помощью постоянного выхода на рынок с новой продукцией. Обычно это фирмы, применяющие наукоемкие технологии (Lotus, IBM, Siemens, Microsoft). Предприятия четвертого вида имеют высокий уровень развития -15 и более процентов в год.