Тема 1. Инжиниринг: понятие и этапы развития

Реинжиниринг бизнеса

Тема 1. Инжиниринг: понятие и этапы развития  
1.1. Понятие «инжиниринг» и виды инженерно-технических услуг.  
1.2. Международный обмен инженерно-техническими услугами как фактор развития инжиниринга  
1.3. Создание инжиниринговых сетей.  
Тема 2. Реинжиниринг бизнес-процессов  
2.1. Что такое реинжиниринг  
2.2. Особенности перепроектирования бизнес-процессов  
2.3. Последствия реинжиниринга бизнес-процессов  
Тема 3. Реинжиниринг и инновационные бизнес-процессы  
3.1. Инновации и деятельность организаций  
3.2. Инновационный потенциал предприятия  
3.3. Реинжиниринг и инновационные стратегии предприятия  

Тема 2. Реинжиниринг бизнс-процессов

Что такое реинжиниринг.

Под инжинирингом понимается наукоемкий процесс комплексного и завершенного создания или технического перевооружения производственных или обслуживающих систем, включая (по желанию заказчика) реализацию всех функций инно­вационного цикла: прогноз и комплексное планирование, маркетинг, технико-экономическое обоснование, разработку новой системы, комплектную поставку, инкубацию коллектива специалистов, сдачу "под ключ", сервисное сопровождение.

Реинжиниринг бизнес-процессов — это фунда-ментальное переосмысление и радикальная перестройка бизнес-процессов в целях достижения значительных улучшений таких критически важных показателей, как стоимость, качество, уровень сервиса и скорость функционирования (Майкл Хаммер).

ИНЖИНИРИНГ БИЗНЕСА = РЕИНЖИНИРИНГ БИЗНЕСА + УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ БИЗНЕСА.

Инжиниринг бизнеса направлен на организацию коммерческого предпринимательства на конкурен-тоспособной основе. По сложности и значению решаемые методами инжиниринга задачи можно разделить на 2 класса.

1.Эволюцилонные, ведущие к постепенным улучшениям, усовершенствования, имеющие вид рационализации деловых процессов.

2.Радикальные, ведущие к глобальным изменениям, имеющие вид изобретений новых деловых процессов. Второй класс задач решается методом реинжиниринга.

Таким образом, инжиниринг включает в себя 2 принципиально разных подхода:

- усовершенствование процесса (улучшение показателей на 10-50%);

- реинжиниринг или перепроектирование процесса (рост показателей на 100% и выше).

Реинжиниринг представляет собой разновидность метода инжиниринга. Реинжиниринг направлен на решение особо сложных задач проектирования деловых процессов (так называемых бизнес-процессов), в результате которых проблемы решаются на качественно новом уровне, а показатели улучшаются не на 10-50%, а во много раз, т.е. на 100-500% и более.

Под усовершенствованием бизнеса подразумевается долговременная поддержка перепроектированных процессов.

Различие между усовершенствованием и реинжинирингом деловых процессов (бизнес-процессов) показано в таблице.

Различия между усовершенствованием и реинжинирингом деловых процессов

Параметры Методы
Усовершенствова- ние Реинжиниринг
Уровень изменений Наращиваемый Радикальный
Начальная точка Существующий процесс “Чистая доска”
Частота изменений Непрерывно/ единовременно Единовременно
Требуемое время Короткое Длительное
Направление Снизу – вверх Сверху – вниз
Охват Узкий, на уровне функций Широкий, меж-функциональный
Риск Умеренный Высокий
Основное средство Статистическое управление Информационные технологии
Тип изменения Культурный Культурный/ структурный

Реинжиниринг определяют как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в таких ключевых для современного бизнеса показателях результативности, как затраты, качество, уровень обслуживания и оперативность. В этом определение содержится четыре ключевых слова.

Первое ключевое слово – «фундаменальный». Осуществляя реинжиниринг, предприниматель должен поставить на повестку дня основополагающие вопросы, касающиеся его компании и характера её деятельности: «Почему мы занимаемся тем, чем занимаемся? И почему мы это делаем именно так?». Задаваясь подобными фундаментальными вопросами, люди часто бывают вынуждены новыми глазами взглянуть на сложившиеся негласные правила и предложения, исходя из которых они руководят своим бизнесом.

Второе ключевое слово в определении – «радикальный», от латинского слова «radix», что значит «корень». Радикальное перепроектирование означает обращение к самым корням явлений: не проведение косметических изменений и не перетасовку уже существующих систем, а решительный отказ от всего отжившего. Радикальное перепроектирование при реинжиниренге сбрасывает со счетов все существующие структуры и методы и предлагает изобретение совершенно новых способов работы. Осуществить реинжиниринг бизнеса – это всё равно, что создать бизнес заново.

Третье ключевое слово – это «существенный». Реинжиниринг не имеет ничего общего с небольшими частичными или приростными улучшениями, он призван обеспечить общий мощный рост результативности. Если показатели компании лишь на 10% отстают от намеченных, если её затраты превышаются на 10%, а качество оказывается на 10% ниже положенного, если обслуживание клиентов должно осуществляться на 10% оперативнее – такая компания вовсе не нуждается в реинжиниренге. Из этой десятипроцентной ямы компанию вполне могут «вытащить» более традиционные методы, например, призыв к подразделениям разработать программы по улучшению качества и так далее. Реинжиниринг нужен только тогда, когда ощущается потребность осуществить серьёзный прорыв.

Четвёртое ключевое слово в определении – «процессы» - будучи наиболее важным, однако является именно тем понятием, которое представляет главную трудность для большинства руководителей корпораций. Основная часть бизнесменов вовсе не ориентировано на процесс: они сосредоточены на задачах, на отдельных операциях, на людях, на структурах, но никак не на процессах.

Объектом реинжиниринга являются не организации, а процессы. Компании подвергают реинжинирингу не свои отделы продаж или производства, а работу, выполняемую персоналом этих отделов.

Реинжиниринг в мире раньше других начал применяться в таких областях бизнеса, как страхование , телекоммуникации и энергетика , химия, электроника, вычислительная техника, производство товаров широкого потребления. С 1994 года началось широкое внедрение реинжиниринга в банки и правительственные учреждения.

Одним из путей улучшения управления процессами, в совокупности образующими бизнес компании, является придание им наименований, отражающих их исходное и конечное состояния. Эти наименования должны отражать все те работы, которые выполняются в промежутке между стартом и финишем процесса. Термин «производство», звучащий как название отдела, лучше подходит к процессу, происходящему от момента закупки сырья до момента отгрузки готовой продукции. По этому же принципу могут быть названы ещё некоторые повторяющиеся процессы например:

· «разработка продукта» - от выработки концепции до создания прототипа;

· «продажи» - от выявления потенциального клиента до получения заказа;

· «выполнение заказа» - от оформление заказа до осуществления платежа;

· «обслуживание» - от получения запроса до разрешения возникшей проблемы.

После того, как процессы идентифицированы, необходимо решить, какие именно из них требуют реинжиниринга и каким должен быть его порядок. Принятие подробного решения вовсе не является тривиальной частью реинжиниринговых мероприятий, так как ни одна из компаний не способна одновременно перестраивать все укрупнённые процессы. Обычно организации используют три критерия, помогающие им сделать выбор. Первый из них – дисфункциональность: осуществление каких процессов сопряжено с наибольшими трудностями? Второй – значимость: какие процессы оказывают наибольшее воздействие на клиентов компаний? Третий – осуществимость: какие из происходящих в компании процессов могут быть перепроектированы в данный момент наиболее успешно? После того, как выбран процесс для реинжиниринга, обозначен его хозяин и подобрана реинжиниринговая команда, следующим шагом, как это ни неожиданно, не становится перепроектирование процесса. Очередным шагом проводящей реинжиниринг команды становиться «постижение» текущего процесса.

Прежде чем реинжиниринговая команда приступит к перепроектированию текущего процесса, она должна кое-что о нём узнать: в чём он, собственно, состоит, насколько хорошо (или плохо) он функционирует, какие основные проблемы влияют на его результаты. Поскольку же целью команды не является улучшение имеющего процесса, нет необходимости анализировать и документировать его, раскрывая все детали. Наоборот, члены команды нуждаются в укрупнённом обзоре, часто достаточном для создания полностью нового, лучшего проекта на основе интуиции и творческих озарений.

Выделяют три типа предприятий, для которых применение реинжиниринга необходимо и целесообразно.

1. Организации, находящиеся в кризисном состоянии, т.е. находящиеся на грани краха в связи с неблагоприятными ситуациями в области цен, требований к качеству, спроса. У этих фирм нет выбора: если они не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся. В подобном положении время от времени находятся практически все фирмы.

2. Фирмы, разрабатывающие инновациионные стратегии развития, которые в текущий момент не находятся в кризисном положении, но руководители предвидят неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением условий конкуренции, изменением поставок ресурсов, изменением состояния макросреды.

3. Организации–лидеры, проводящие агрессивную инновационную политику. Они не имеют проблем ни сейчас, ни в обозримом будущем. Однако организации-лидеры не удовлетворяются текущим хорошим состоянием и с помощью реинжиниринга хотят добиться лучшего. Вместе с тем, практика показывает, что неудачей заканчивается реализация примерно половины проектов по реинжинирингу.

Факторы успеха следующие:

§ мотивация проекта, заинтересованное и компетентное руководство;

§ поддержка сотрудников, четко опреде-ленные роли и обязанности;

§ понятность (прозрачность) проекта, осязаемые результаты и приемлемый риск;

§ фокусирование на приоритетных целях и автономный бюджет проекта;

§ технологическая поддержка (методики и инструментальные средства) и консультационное сопровождение.

К типичным ошибкам при проведении реинжиниринга можно отнести:

§ попытки лишь улучшать существующий процесс вместо того, чтобы перепроектировать его;

§ попытка провести реинжиниринг, не ущемляя ничьих интересов;

§ согласие довольствоваться малым, т.е. всего лишь усовершенствованием;

§ преждевременное завершение реинжиниринга;

§ ограниченная постановка задачи;

§ предприятия не концентрируются на деловых процессах (бизнес-процессах) или концентрируются только на перепроектировании процессов, игнорируя все остальное (например, реструктуризацию компании для подготовки ее к внедрению проекта);

§ предприятие отступает, когда встречает сопротивление сотрудников, недовольных последствиями реинжиниринга;

§ существующая корпоративная культура и принятые в компании принципы управления могут препятствовать реинжинирингу;

§ попытки осуществлять реинжиниринг не «сверху-вниз», а «снизу-вверх»;

§ назначение ответственного за реинжиниринг старшего менеджера, который не понимает, что это такое;

§ нецелесообразно проводить реинжиниринг за год или за два до отставки исполнительного директора компании;

§ недостаточное выделение ресурсов на проведение реинжиниринга;

§ реинжиниринг проводится на фоне множества других мероприятий;

§ количество проектов по реинжинирингу не должно быть большим;

§ компания концентрируется исключительно на замыслах;

§ растянутое проведение реинжиниринга.

Реинжиниринг бизнеса

Тема 1. Инжиниринг: понятие и этапы развития  
1.1. Понятие «инжиниринг» и виды инженерно-технических услуг.  
1.2. Международный обмен инженерно-техническими услугами как фактор развития инжиниринга  
1.3. Создание инжиниринговых сетей.  
Тема 2. Реинжиниринг бизнес-процессов  
2.1. Что такое реинжиниринг  
2.2. Особенности перепроектирования бизнес-процессов  
2.3. Последствия реинжиниринга бизнес-процессов  
Тема 3. Реинжиниринг и инновационные бизнес-процессы  
3.1. Инновации и деятельность организаций  
3.2. Инновационный потенциал предприятия  
3.3. Реинжиниринг и инновационные стратегии предприятия  

Тема 1. Инжиниринг: понятие и этапы развития

1.1. Понятие «инжиниринг» и виды инженерно-технических услуг.

Под инжинирингом понимается наукоемкий процесс комплексного и завершенного создания или технического перевооружения производственных или обслуживающих систем, включая (по желанию заказчика) реализацию всех функций инно­вационного цикла: прогноз и комплексное планирование, маркетинг, технико-экономическое обоснование, разработку новой системы, комплектную поставку, инкубацию коллектива специалистов, сдачу "под ключ", сервисное сопровождение.

Инжиниринговая деятельность осуществляется как самими компаниями, так и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами. Как самостоятельный вид коммерческих операций инжиниринг предполагает предоставление на основе договора на инжиниринг одной стороной, именуемой консультантом, другой стороне, именуемой заказчиком, комплекса или отдельных видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием, строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых технологических процессов на предприятии заказчика, усовершенствованием имеющихся производственных процессов вплоть до внедрения изделия в производство и даже сбыта продукции.

Первоначально инжиниринг возник в Англии в гражданском строительстве и ограничивался консультационной деятельностью в области сооружения дорог, мостов, портов, аэродромов, систем водо- и энергоснабжения, работ по мели­орации и др. Позднее инженерно-консультационные услуги стали предостав­ляться также и в области промышленности. Инжиниринг в США начал разви­ваться также с предоставления консультационных услуг и обслуживал исклю­чительно внутренний рынок. Толчком для распространения американского инжиниринга за пределами США послужила Вторая мировая война, во время которой осуществлялись в широких масштабах работы по строительству аэро­дромов, дорог, портов, военных объектов в других странах. Эти работы выпол­нялись как частными американскими инженерными фирмами по правительст­венным заказам, так и специальными отделами американской армии, укомплек­тованными специалистами по инжинирингу.

В первые послевоенные годы инжиниринг получил развитие и в других промышленно развитых странах. Этому в значительной степени способствовала деятельность различных международных организаций, в том числе Международного банка реконструкции и развития (МБРР), направленная на оказание технического содействия развивающимся странам.

Большую роль в развитии инжиниринга сыграло предоставление промыш­ленно развитыми странами технического содействия развивающимся странам на основе различных правительственных программ. Такая помощь тесно увя­зывалась с оказанием технических услуг специализированными инженерными фирмами.

Развитие инжиниринга непосредственно связано также с внешнеэкономи­ческой экспансией крупнейших, в первую очередь американских, ТНК в развивающихся странах. Осуществление прямых частных инвестиций в этих странах путем создания собственных дочерних предприятий или участия в капитале национальных компаний стимулировало предоставление им различ­ных консультаций по строительству новых мощностей, совершенствованию производственных процессов и др.

Со второй половины 50-х годов начался новый этап в развитии инжини­ринга и выделение его в самостоятельную область международной коммерчес­кой деятельности. Если на предыдущем этапе инжиниринг ограничивался в основном только предоставлением технических консультаций, а все строитель­ные работы выполняли строительные фирмы-подрядчики, то для последующего этапа характерно опережающее развитие инженерно-строительных услуг, непо­средственно связанных со строительством промышленных объектов преимуще­ственно с поставкой «под ключ».

В настоящее время в развитых странах насчитывается много тысяч фирм и организаций, выполняющих работы типа инжиниринг. В США, например, зарегистрировано свыше 25 тыс. таких фирм различного профиля и объема деятельности. Неко­торые из них имеют очень узкую специализацию, ограничиваясь консультация­ми по частным вопросам (выбор земельных участков, составление балансов, архитектурное оформление и т.д.). Нередко такая фирма представлена одним экспертом в какой-либо определенной области, и вся его деятельность сводится лишь к консультированию. В то же время для США характерны фирмы-гиганты, выполняющие работы типа строительного инжиниринга и берущие на себя все функции по созданию соответствующих объектов.

Предоставление на основе договора на инжиниринг полного комплекса услуг и поставок, необходимых для строительства нового объекта, называется комплексным инжинирингом. Он включает три отдельных вида инженерно-тех­нических услуг, каждый из которых может быть предметом самостоятельного договора.

• Консультативный инжиниринг (consulting engineering) связан главным образом с интеллектуальными услугами в целях проектирования объектов, разработки планов строительства и контроля за проведением работ.

• Технологический инжиниринг (process engineering) состоит в предоставле­нии заказчику технологии или технологий, необходимых для строительства промышленного объекта и его эксплуатации (договоры на передачу производ­ственного опыта и знаний), разработки проектов по энергоснабжению, водо­снабжению, транспорту и др.

• Строительный и/или общий инжиниринг (constructing engineering) —это главным образом поставки оборудования, техники и/или монтаж установок, включая при необходимости инженерные работы.

Инженерно-консультационные услуги предоставляются в виде техничес­кой документации, результатов исследований, исходных данных для строитель­ства, экономических расчетов, смет, рекомендаций и др. В 1982 г. было принято разработанное группой экспертов по международным договорам на поставку промышленной продукции Комитета по развитию торговли ЕЭК ООН Руко­водство по составлению международных договоров на консультативный инжи­ниринг, включая связанные с этим аспекты технического содействия.* Руко­водство содержит подробный перечень и характеристику условий, необходимых для включения в договор между консультантом и заказчиком, а также перечень услуг, предоставляемых инженером-консультантом.

Консультативные услуги непосредственно связаны с управлением в целях реализации промышленного проекта, но не охватывают каких-либо строитель­ных работ, предоставления лицензий или передачи технологии.

Само строительство объектов не входит в круг инженерно-технических услуг. Оно относится к производственно-техническому сотрудничеству и регу­лируется соответствующими руководствами, разработанными ЕЭК ООН: Руко­водством по составлению международных договоров о промышленном сотруд­ничестве, Руководством по составлению договоров на сооружение промышлен­ных объектов и др.

Договоры на консультативный инжиниринг могут касаться всего круга услуг или конкретно определенных услуг, которые должны быть четко сформу­лированы в договоре или в приложении к договору. Такие договоры могут дополняться обязательствами сторон в связи с проведением совместных науч­ных исследований, организацией опытного производства, маркетингом при совместном техническом содействии, подготовкой кадров.

Консультативный инжиниринг может охватывать все этапы какого-либо проекта или ограничиваться каким-то одним этапом, например прединвестиционным. При этом термином «проект» обозначается общая идея о работе, которая должна быть в договоре конкретизирована. Договоры на консультатив­ный инжиниринг, охватывающие часть проекта, могут после успешного завер­шения одного этапа заключаться и на последующие этапы. В качестве этапов можно рассматривать: планирование проекта; руководство проектом; обеспече­ние услуг при разработке проекта; материально-техническое снабжение; руко­водство строительством;' ввод объекта в эксплуатацию; помощь в организации финансирования и др.

При строительстве объектов «под ключ» консультанты выполняют следую­щие функции: оказывают заказчику помощь путем предоставления консульта­ций для четкого определения его конечных требований и оценки предложений, представленных фирмами, намеревающимися производить строительство объ­екта «под ключ»; участвуют в качестве субподрядчика фирмы, осуществляющей строительство «под ключ», оказывая ей консультационные услуги; участвуют в качестве члена консорциума, созданного для строительства объекта «под ключ», будучи ответственным консультантом на всех его этапах.

Предоставление инженерно-консультационных услуг сопровождается обычно оказанием технического содействия, в частности, в фактической пере­даче технологии, использовании, эксплуатации, ремонте соответствующего объекта.

1.2. Международный обмен инженерно-техническими услугами как фактор развития инжиниринга

Стремительный рост международных операций по торговле инженерно-техническими услугами выделилих в самостоятельный вид международных коммерческих операций, что привело к образованию и развитию международ­ного рынка инжиниринговых услуг.

На современном этапе произошло значительное увеличение объема и суммарной стоимости технических услуг, являющихся предметом международ­ной торговли, а также расширение в этой деятельности доли участия западно­европейских и японских фирм при сохранении господствующего положения за американскими фирмами.

Развитие инжиниринга и выделение его в самостоятельный вид междуна­родных коммерческих операций явилось отражением научно-технического про­гресса, затронувшего все отрасли промышленности и прежде всего машино­строение. Результат — существенные сдвиги в структуре международной тор­говли в сторону увеличения торговли сложными видами оборудования, требу­ющими специальных знаний для решения технологических и организационных проблем, начиная от проектирования предприятия до ввода его в эксплуатацию.

Другим важным фактором, оказавшим влияние на рост инжиниринга в современных условиях, является высокий спрос на технические услуги со стороны стран, вступивших на путь самостоятельного экономического развития и не имеющих необходимого опыта и кадров специалистов для такого стро­ительства. Они вынуждены привлекать иностранные фирмы для разведки и разработки своих природных ресурсов, развития топливно-энергетической базы, создания ряда отраслей тяжелой промышленности и др.

Важную роль продолжает играть и такой фактор, как стремление к внеш­неэкономической экспансии крупнейших ТНК, использующих предоставление технических услуг как одно из средств проникновения в экономику других стран. Практика показывает, что выполнение экспортного контракта на инжи­ниринг, как правило, влечет за собой последующую поставку машин и обору­дования, стоимость которых в 10 — 20 раз превышает соответствующий пока­затель технических услуг, обусловивших их поставку . Например, четвертая часть вывоза машин и оборудования из Франции является следствием предше­ствовавшего ему инжиниринга, выполненного соответствующими французски­ми фирмами.

И наконец, выделению инжиниринга в самостоятельную область междуна­родной коммерческой деятельности способствовало появление большого числа крупных инженерных фирм с огромными оборотами и широкой сферой дея­тельности, создание многочисленных национальных ассоциаций инженер­ных фирм и международных ассоциаций, содействующих развитию их дея­тельности.

В международной практике определились две категории фирм, выполняю­щих работы типа инжиниринг: специализированные фирмы (предоставление инженерно-технических услуг — основная сфера их деятельности) и промыш­ленные фирмы (сочетают оказание инженерных услуг с производственной деятельностью).

Специализированные инжиниринговые фирмы

Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от вида предоставляемых услуг делятся, в свою очередь, на две группы: инженерно-кон­сультационные и инженерно-строительные.

• Инженерно-консультационные фирмы предоставляют технические услуги в форме консультаций. Они сами не занимаются ни производством, ни строитель­ством. Сфера их деятельности широка. Это и гражданское строительство (порты, аэродромы, транспортные магистрали, шахты, городское строительство), и промыш­ленные объекты, использующие специфические технологические процессы.

• Инженерно-строительные фирмы предоставляют обычно полный комплекс инженерно-технических услуг, включая проектирование объекта, поставку обору­дования, монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию. Эти фирмы довольно часто берут на себя функции генерального подрядчика объекта, привле­кая в качестве субпоставщиков машиностроительные и строительные компании.

Помимо проектирования гражданских и военных объектов инженерно-строительные фирмы специализируются в области разработки промышленных объектов, и прежде всего основанных на использовании специфических техно­логических процессов.

Среди инженерно-консультационных фирм развитых стран можно выде­лить определенную специализацию как по вилам предоставляемых инжинирин­говых услуг, так и по отраслевой направленности. Так, американские, англий­ские, японские, итальянские фирмы оказывают преимущественно инженерно-строительные услуги в полном комплексе, между тем как у французских фирм преобладают инженерно-консультационные услуги.

В промышленно развитых странах — США, Англии, Голландии, Японии и др. — существуют крупные инженерные фирмы, которые имеют свои филиалы за границей и осуществляют большой объем инжиниринговых работ. Такие фирмы в своей деятельности обычно ориентируются в значительной степени на экспорт. Например, у западногерманских инжиниринговых фирм доля экспортных заказов составляет примерно 60%, у американских и французских — около 30%.

Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от характера осуществляемых ими хозяйственных связей делятся на независимые и родст­венные промышленным компаниям. Независимые специализированные фирмы не имеют родственных отношений с промышленными компаниями и в хозяйственном отношении самостоятельны. Однако на практике большинство из них тесно связаны с одной или несколькими крупными промышленными компаниями, их филиалами или агентами и действуют в их интересах.

Специализированные родственные инжиниринговые фирмы — это филиа­лы или дочерние компании крупных генеральных подрядчиков, занимающихся инжиниринговой деятельностью как основной.

Промышленные компании

Промышленные фирмы относятся ко второй категории фирм, выполняю­щих работы типа инжиниринга. Их обычно подразделяют на компании-проек­тировщики и компании — производители оборудования для определенных отраслей промышленности.

• Компании-проектировщики, стремясь сохранить секреты производства, выполняют технологическое проектирование с целью расширения или создания нового производства на основе собственных патентов и ноу-хау, а подрядчики используются для выполнения остальных инженерно-консультационных работ, осуществляя контроль за этими работами.

• Для компаний — производителей оборудования выполнение работ типа инжиниринг является средством увеличения продаж основной продукции. Как правило, речь идет о проектировании крупных установок, изготовление обору­дования для которых выполняется той же фирмой.

Для осуществления операций по оказанию инженерно-технических услуг промышленные ТНК создают у себя специальные конструкторские отделы или проектные бюро. Иногда машиностроительные компании, которые могут про­ектировать только узкоспециализированные предприятия или один из видов технологических процессов, для проектирования комплектных предприятий создают совместные инженерные фирмы.

Нередко, когда речь идет о строительстве крупных объектов, фирмы, оказы­вающие услуги типа инжиниринг, образуют временные или долгосрочные консо­рциумы, в которые входят как национальные, так и иностранные компании. Финансируют такие консорциумы, как правило, банки, устанавливая связь с генеральным подрядчиком, который несет ответственность за деятельность всего консорциума.

1.3. Создание инжиниринговых сетей.

Инжиниринговые структуры, выполняя следующие функции: банков­ское управление, системное информационное обеспе­чение, системное комплексное научно-техническое руководство (ведение) проектами, связь, аудит, бир­жевое обслуживание, торговля, маркетинг, реклама и др., содействуют интеграции науки, про­изводства, образования. Функционально инжиниринго­вый центр позволяет обеспечить создание или техническое перевооружение практически любого объекта со сдачей его "под ключ". Однако масштабы работ могут потребовать создание инжинирингового объединения как на отраслевом, так и региональном уровнях.

Зарубежный опыт показал целесообразность создания в каждом регионе образуется своего функционально полного инжинирингового объединения. В результате создается и развивается холдинг-инжи­ниринговая сеть как механизм интеллектуально-технического развития общества, охватывающий все его уровни: от предприятий и фирм в регионах до международных организаций. Рыночная потребность в профессиональной инжиниринговой сети России велика.

Одной из ключевых задач инжиниринговой сети является создание единого методического обеспечения бизнес-процессов. Современные методики инжиниринга включают:

§ пошаговые процедуры для проектирования новых процессов;

§ систему обозначений (язык), описывающую проектирование процессов;

§ эвристику (методы творчества) и прагматические решения, позволяющие измерить степень соответствия спроектированного процесса заданным целям.

Процесс инжиниринга, реализуемый через людей, должен установить выгодные отношения по треуголь­нику взаимодействия "рынок — заказчик — инжини­ринг". При этом команды, реализующие инжиниринг, должны быть ориентиро­ваны на творческий и адаптирующийся процесс, в ходе которого не реализуется трансферт какой-то отдельной технологии, а производится интеграция различных технологий, принадлежащих различным школам, фирмам, странам, в оптимальномих сочета­нии, наиболее выгодном для заказчика. В формируе­мой инжиниринговой сети, распределенной (децентрализо­ванной) по всем регионам России, поддерживаемой правительством через соответствующую Федеральную программу, установились два основных принципа социоинжиниринга:

· в центре внимания инжиниринговой сети находится коллектив заказчика, рассматриваемый как социо-техническая система;

· при обслуживании заказчика инжиниринговая сеть объективно оценивает и сопоставляет научно-техниче­ские знания, технологии, достижения различных контрагентов (соисполнителей) и гарантирует заказ­чику оптимальную интеграцию этих (уже существую­щих или создаваемых) знаний, достижений.

Приоритетным для инжиниринговой сети России является опережающее соз­дание информационной глобальной телекоммуника­ционной сети социоинжиниринга с развитием распре­деленной базы данных инжиниринга, обеспечиваю­щей оперативную связь между всеми узлами инжини­ринговой сети России, а также доступ к международным базам данных.

Существует концепция построения единой инфор­мационной сети инжиниринга как активизированной распределенной социотехнической системы, основу которой составляют системные менеджеры инжини­ринга на всех предприятиях, в организациях, фир­мах. Труд, идеи и информация этих менеджеров оплачиваются из средств федеральной программы. Дальнейшее укрепление и усиление социоинжини­ринга предлагается за счет совместного международ­ного создания и тиражирования по странам и регио­нам стран суперинтегрированной компьютеризирован­ной проектно-производственной системы, как инструментальной системы международного инжини­ринга. Такая инструментальная система должна, с нашей точки зрения, сыграть ключевую роль техни­ческого и технологического перевооружения произ­водственного и обслуживающего секторов экономики различных стран.

Наши рекомендации