Технологии сопровождающего проживания в социализации детей-инвалидов (Новосибирская область)

На базе детских домов-интернатов для умственно отсталых детей апробируется новое направление подготовки детей и молодых инвалидов к жизни в обществе путем внедрения методики сопровождающего проживания.

Проект реализуется на базе двух экспериментальных площадок. Материальной базой этих технологий стали принятые в 2008 г. в собственность области и предоставленные в оперативное управление учреждениям имущественные комплексы - здания и прилегающие территории для создания отделений реабилитации молодых инвалидов. На сегодняшний день воспитанники переведены в отделение, полностью оснащенное для самостоятельного проживания. Организационно это филиал детского дома-интерната и место для постоянного проживания выпускников детских домов-интернатов при педагогическом сопровождении. Юные реабилитанты имеют возможность самостоятельно приготовить еду, проживают в комфортных комнатах по два -три человека, устроены на работу, получают заработную плату. По мере адаптации подопечных к самостоятельному проживанию будет решаться вопрос об их дальнейшем жизнеустройстве - обеспечения жилплощадью, возвращения в семью. Концепция системы стационарного обслуживания в области за последние 10 лет полностью пересмотрена.

Социальные учреждения - это современные комплексы, оснащенные всем необходимым для обеспечения жизнедеятельности и развития детей с ограниченными способностями.

Группы отделения реабилитации и милосердия скомплектованы по возрасту, полу, интеллекту. Наполняемость групп - от 12 до 15 детей. Всего реализуется более 20 реабилитационных технологий, большая часть из которых разработана специалистами учреждений.

В детских учреждениях осуществляется целенаправленный процесс обучения детей. Воспитанники домов-интернатов зачислены в коррекционные классы муниципальных образовательных учреждений. Школы получили лицензии на осуществление коррекционной деятельности. Учителя, работающие в классах коррекции, прошли обучение на курсах повышения квалификации по специальной программе "Обучение детей с умственной отсталостью". Таким образом, снят диагноз "необучаемый ребенок".

Взаимодействие детских домов-интернатов с общеобразовательными учебными учреждениями позволило активировать процессы социализации детей-инвалидов. Необходимо отметить, что все школьные мероприятия у обычных учащихся муниципальных школ проходят совместно с подопечными интернатов, что, безусловно, способствует развитию социальной толерантности.

В рамках законодательства по достижении 18 лет воспитанники дома-интерната должны либо переходить во взрослые психоневрологические интернаты, либо сразу же передаваться в семью (которая не всегда благополучна) или при такой возможности "отправляться" в свободную жизнь. В области реализуется методика сопровождающего проживания. Для подопечных организована переходная ситуация, когда под патронажем они учатся жить самостоятельно: осваивают профессию, учатся зарабатывать и тратить деньги, словом, живут как обычные люди. Создается ситуация, когда разрывается замкнутый круг, связанный с пребыванием в интернате, таким образом, дается возможность воспитанникам самостоятельно выстроить свою жизнь и состояться в ней.

Активно реализуется специально разработанная программа дистанционного обучения для инвалидов на базе профессионального училища.

С 16 лет воспитанники имеют право выбора профессионального трудового обучения по программам подготовки рабочих профессий, таких как швея, сантехник, обувщик, пчеловод и др.

Для реализации проекта сопровождающего проживания для детских домов-интернатов подготовлены государственные задания, в рамках которых расширен перечень предоставляемых услуг. Все участники данного проекта трудоустраиваются непосредственно в доме-интернате. Это стало возможным в связи с организацией подсобных хозяйств на территории учреждений. Воспитанники также заняты в организации жизнеобеспечения учреждений и работают как обслуживающий персонал. Реальной перспективой развития данного направления специалисты Новосибирской области рассматривают создание поселений, ориентированных на различные виды оказания услуг (развитие сельскохозяйственного производства, деревообработки, мелкого предпринимательства и др.)-

Есть примеры создания из числа дееспособных лиц семейных пар, которым предоставлено жилье и оказана помощь в трудоустройстве. В целях закрепления и развития социальных навыков, оказания поддержки в организации жизни и быта продолжается кураторство выписанных из учреждения лиц. Отрабатывается создание мобильной патронажной службы. Разработана областная ведомственная целевая программа "Развитие постинтернатного сопровождения молодых инвалидов, выпускников детских домов-интернатов" - эта форма работы позволяет улучшить интеграцию детей-инвалидов в обществе.

В целях профилактики возможных срывов и депрессивных состояний в практику медико-социальной помощи семьям с детьми-инвалидами активно начинает внедряться технология «служба передышки» для родителей, воспитывающих детей-инвалидов. Это комплекс мер для ребенка на базе стационарного / амбулаторного учреждения, предоставляющий родителям время для отдыха и личных дел, не связанных с уходом за ребенком-инвалидом.

"Служба передышки" - это три направления работы:

1. Летнее оздоровление детей-инвалидов на базе детского дома-интерната в том числе и совместно с родителями.

2. Совместная реабилитация "Ребенок - родитель".

3. Кратковременное пребывание (от нескольких часов до месяца) ребенка для проведения реабилитационных мероприятий в детском доме-интернате.

При реализации всех трех направлений предоставляется широкий спектр медицинских и психолого-педагогических услуг для детей с детским церебральным параличом, аутизмом, эпилепсией, синдромом Дауна, умственной отсталостью. Стоматолог, невролог, психиатр, массажист и другие специалисты оказывают медицинскую помощь и профилактическое лечение.

"Тревожная кнопка"

Инновационная социальная практика "Тревожная кнопка" внедрена с целью обеспечения безопасности одиноким и одиноко проживающим гражданам. Для этого им выдается оборудование для круглосуточной связи с социальной службой в случае возникновения проблем (плохого самочувствия, страха, депрессии и т. д.). Такой подход к решению проблемы придает человеку ощущение безопасности в собственном жилье, на прогулке, при посещении учреждений и т. д., обеспечивает доступность неотложных медицинских и социальных услуг.

На базе центров социального обслуживания создаются специальные диспетчерские пункты, которые круглосуточно принимают сигналы от граждан города. В состав дежурных входят психологи, медики, специалисты социальной работы. Получив сигнал, они немедленно связываются со скорой медицинской помощью, если у клиента есть проблемы со здоровьем, или дают советы, что необходимо делать в сложившейся ситуации, при необходимости направляют на дом социального работника.

Помимо активного вызова для лиц, которые нуждаются в постоянном наблюдении, предусмотрен дистанционный мониторинг основных показателей здоровья. С помощью надежного и удобного для постоянного применения оборудования данные о состоянии давления, пульса пожилого человека, о его передвижении по квартире будут в автоматическом режиме передаваться в диспетчерский пункт. В случае отклонения от нормальных значений дежурные смогут связаться с клиентом или же сразу послать к нему дежурную бригаду, обратиться в службы экстренной помощи.

Такая практика решения проблемы обеспечения безопасности клиентов социальных учреждений становится все более востребованной в силу того, что увеличивается число людей старших возрастных когорт, что обусловливает все более выраженную потребность пожилых людей в услугах по обеспечению медико-социальной помощи и ухода.

Служба социального патронажа на дому

Для удовлетворения возрастающей потребности в услугах социального патронажа при психоневрологических интернатах создаются патронажные отделения, оказывающие услуги медико-социальной направленности на дому.

Развитие патронажных отделений в стационарных учреждениях позволяет оказывать на дому весь комплекс услуг, которые пожилые люди получают в домах-интернатах психоневрологической направленности, силами специалистов, имеющих опыт работы с индивидами преклонного возраста или с умственными отклонениями.

Такая деятельность не только ведет к улучшению качества услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам (пребывание пожилых граждан и инвалидов в домашних условиях, в привычной социальной среде и окружении), но и содействует оптимизации затрат бюджета.

Кроме того, развитие данной технологии позволяет сократить очередность в пансионаты для ветеранов труда и психоневрологические интернаты.

Санаторий на дому

Реализуется Службой социально-медицинской реабилитации ветеранов на дому для оказания услуг санаторно-курортного лечения участникам, инвалидам Великой Отечественной войны, которые не могут оздоровиться в санаториях или домах отдыха по различным обстоятельствам. Отбор пациентов "Санатория на дому" ведут ветеранские организации.

Обслуживают клиентов врачебно-сестринские бригады, каждая из которых включает врача-терапевта, трех медицинских сестер и водителя.

Курс лечения составляет 21 день, он начинается с медицинского осмотра, проводимого врачом, на основании которого назначаются процедуры. Раз в неделю клиенту привозят продуктовые наборы, чтобы обеспечить ему необходимый при назначенном лечении режим питания.

Если ветеран одинокий, то специальная гигиеническая бригада делает уборку в квартире.

Медицинские препараты, которые входят в утвержденный список, предоставляются для лечения бесплатно. Если пациент нуждается в консультации узкого специалиста, бригада созванивается с поликлиникой, организует перевозку ветерана на прием. Служба работает в контакте с районной поликлиникой, где лечится ветеран.

Наши рекомендации