Профилактика употребления ПАВ
Часто причинами начала употребления алкоголя и наркотических веществ являются социально-психологические сложности подросткового возраста, психологические проблемы процесса взросления. В подростковом возрасте дети очень любознательны, активно «познают мир», в то же время они еще очень доверчивы, полны ощущения собственной неуязвимости. Из-за этих особенностей они нередко могут попадать в опасные для жизни ситуации. Поэтому встает необходимость предупреждения начала экспериментирования с токсическими веществами, вызывающими зависимость, обучения детей навыкам безопасного поведения, навыкам сохранения жизни, здоровья и психологического благополучия в разных ситуациях. Чтобы уберечь молодежь от пагубного влияния, необходимо проводить профилактические занятия. И главным в этой работе является проведение позитивной профилактики употребления ПАВ.
Позитивная профилактика – это та форма работы, которая позволяет через развитие личности формировать установки на здоровый образ жизни, не «запугивая» детей. Так как, часто запугивая, мы настраиваем подростков против себя, они перестают нам доверять, считая, что мы «давим» на них и даем недостоверную информацию.
Целью работы по данной технологии является формирование у подростков ресурсов противостояния факторам риска возникновения зависимости от ПАВ.
Задачи:
1. Информирование подростков о пагубном воздействии психоактивных веществ на организм человека и последствиях злоупотребления ими.
2. Формирование у подростков навыков ответственного поведения, навыков сознательного отказа от ПАВ в ситуации давления группы.
3. Выявление роли семьи в формировании зависимости употребления психоактивных веществ.
4. Определение возможности семьи в профилактике злоупотребления подростками психоактивными веществами.
5. Привлечение подростков к общественной деятельности по реализации проекта.
Целевую группу составляют подростки в возрасте от 12 до 15 лет, состоящие на учете в ПДН, подростки из семей, находящихся в социально - опасном положении, состоящих на учете в «группе риска» в КЦСОН».
Профилактическая работа включает в себя три компонента
1. Просветительский компонент – знание о действии ПАВ на сознание и организм человека, о механизмах развития зависимости, последствиях к которым она приводит.
Цель – вооружить подростка знаниями о влиянии на человека ПАВ
2. Психологический компонент – коррекция отдельных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска употребления ПАВ, психологическая адаптация подростков из группы риска.
Цель – психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия и выполнения решений, умения сказать .нет., отстоять свои границы, определять и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умение обратиться в случае необходимости за помощью.
3. Социальный компонент – социальная адаптация подростка, овладение опытом социальной жизни и навыками общения.
Цель – формирование социальных навыков необходимых для здорового образа жизни.
Технология работы по профилактике употребления психоактивных веществ предполагает три этапа: предварительный, основной и итоговый.
Целью предварительного этапа является знакомство с группой подростков (с которыми планируется работа по данной технологии) и проведение первичной диагностики.
Основной этап включает проведение цикла мероприятий, направленных на формирование у подростков ресурсов противостояния факторам риска возникновения зависимости от психоактивных веществ
Итоговый этап предполагает проведение завершающей диагностики и оценку эффективности применения технологии.
Сеть социальных контактов
Работа с ближайшим окружением ребенка, или сетью его социальных контактов является эффективным методом работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, который в последние десятилетия стал широко распространяться как в Швеции, так и в различных регионах России. Это связано с тем, что специалисты разных социальных служб заметили, что для получения стойких изменений недостаточно работать только с ребенком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, или только с его семьей.
Чтобы найти истоки проблемы и решить ее необходимо расширить работу так, чтобы увидеть все окружение ребенка.
Суть технологии сетевой работы заключается в привлечении к помощи семье всех ресурсов ее социальной сети: родственников, друзей, соседей, друзей, учителей школы, воспитателей дошкольного учреждения, специалистов органов и учреждений, имеющих отношение к решению проблем данной семьи и обеспечению прав и интересов ребенка, в координации усилий всех заинтересованных сторон. Главная цель, которую преследует технология, – ПОМОЧЬ СЕМЬЕ УКРЕПИТЬ СВОЮ РОЛЬ. Найти тех людей, которые могут реально повлиять на ситуацию в семье и помочь ей найти скрытые резервы, ресурсы, которые помогут найти выход из сложившейся ситуации.
Сетевая работа – эффективный способ восстановления отношений между детьми и их родителями и другими родственниками. Обращение к ближайшему окружению (друзьям, родственникам, соседям, учителям, и т.д.) в трудной ситуации является естественной реакцией. Люди, поддерживающие тесный контакт с ребенком и семьей, чаще всего хотят действовать во благо ребенка, и часто могут играть решающую роль в поддержке семьи в трудное для нее время. В зависимости от ситуации иногда достаточно провести несколько мини – встреч, которые дают практически тот же результат что и большая сетевая встреча. Бывает и так, что одной сетевой встречи для разрешения ситуации не достаточно. И через небольшой промежуток времени вновь назначается встреча. Сетевая методика в нашем регионе еще только набирает обороты, но несмотря на небольшой опыт можно сказать что сетевая работа – это инструмент по предупреждению распада семьи через выяснение сущности проблем и поиска способов оказания поддержки, которая необходима для преодоления конфликта и непонимания.