Социальный многоэтажный лифт
Проблема отсутствия возможностей для социальной мобильности (смены социального слоя) - одна из ключевых для российского общества. Возможности «социального лифта» серьезно ограничиваются для членов семей, включая и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Самостоятельно решить эту проблему семьи не в состоянии, поскольку подниматься вверх труднее, требуется больше усилий, чем скатываться вниз. Поэтому процесс деградации семей и отдельных ее представителей идет быстрее.
В Ресурсном центре по сопровождению семей, нуждающихся в социальной реабилитации и ресоциализации данная технология используется в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с 2012 года.
Воспитанники Центра и их семьи испытывают трудности в профессиональном самоопределении, в установлении дружеских отношений, значительная их часть из числа правонарушителей.
Работа ведется на базовом уровне, задача которого заложить фундаментальные знания и сформировать практические навыки взаимодействия всех участников, в том числе семей и детей, находящихся в реабилитационном центре.
Базовый этаж – с момента поступления воспитанника в учреждение и до окончания периода адаптации, определения проблемных зон и устранения острых кризисных моментов. На данном этаже воспитанник и его семья включается в систему социально-педагогического и психологического сопровождения. Большое внимание уделяется вопросам преодоления, если таковые имеются, педагогической и социальной запущенности (дополнительные занятия по предметам, помощь в выполнении домашнего задания, подготовке докладов, написании сочинений, рефератов и т.п.).
Устанавливаются и закрепляются режимные моменты, правила и традиции коллектива воспитанников. Идет поиск занятий по интересам, определение в кружки и спортивные секции. Воспитанник включается в тренинговые занятия на укрепление эмоционального здоровья и профилактику саморазрушающего поведения.
Параллельно ведется работа с семьей: устанавливается контакт, семья включается в социально-педагогический патронаж, ведется поиск форм повышения активности и заинтересованности в положительных изменениях самих членов семьи.
Для решения задач данного этажа налажено взаимодействие с образовательными учреждениями (совместные педагогические советы, психолого-педагогические консилиумы, тематические совещания и семинары, круглые столы); учреждениями культуры: библиотеками, детской школой искусств
Таким образом, можно сказать, что:
1. Многоэтажный «социально-образовательный лифт» в условиях СРЦ используется комплексно, что достигается:
- включенностью всех специалистов и сотрудников Центра в программные мероприятия, предусмотренные технологией. К работе с детьми и родителями привлекаются: специалисты по социальной работе, социальные педагоги, педагоги-психологи, воспитатели, логопед, музыкальный руководитель, инструктор по труду, врач-педиатр, врач-психиатр.
С родителями используются следующие формы работы: беседы, консультации, выходы в семью (первичные, профилактические, контрольные), тренинговые занятия, досуговые мероприятия с участием родителей; методы: поддержка, информирование, рекомендации, убеждение, внушение, наблюдение, контроль, анкетирование, тестирование, интервью.
Наиболее действенной формой работы в Центре является индивидуальная работа с родителями (беседы, консультации, занятия с педагогом-психологом).
Индивидуальная работа с родителями позволяет установить более доверительные отношения, учитывая особенности конкретного родителя и семейной ситуации, уделяя достаточно времени и внимания каждому из них.
Особое внимание уделяется психологической поддержке родителей, направленной на снятие состояния страха, тревожности, одиночества.
Для осознания имеющихся нарушений во взаимоотношениях со своими детьми и восстановления отношений с ними для родителей проводятся беседы и консультации об индивидуальных и возрастных особенностях детей; причинах школьной дезадаптации; стилях воспитания, видах детско-родительских отношений, причинах возникновения нарушений и способах разрешения конфликтных ситуаций.
Также необходимо отметить эффективность совместных занятий родителей с детьми, организованных педагогом-психологом. Такие занятия позволяют сократить дистанцию между родителями и детьми, помогают им в совместной деятельности с ребенком лучше понять его возрастные и индивидуальные особенности, принимать его таким, какой он есть; содействуют тому, чтобы родители и дети больше времени проводили вместе; формируют у них более высокий уровень самосознания, самоуважения; создают условия для эмоциональной разрядки; учат спокойно, терпеливо взаимодействовать с детьми.
В Центре реализуется программа «Шаг навстречу», цель которой оказание социально – педагогической помощи семьям в преодолении семейного неблагополучия, создания необходимых условий для воспитания и материального содержания несовершеннолетних в родной семье.
Программа предусматривает решение следующих задач:
. Содействие семьям в решении социальных проблем, повышении социального статуса.
. Предупреждение и преодоление негативных явлений в семьях, содействие в обеспечении здорового образа жизни.
. Активизация внутреннего потенциала семей. Сохранение и укрепление семейных связей.
. Повышение социальной и психолого – педагогической компетенции родителей. Содействие в решении проблем детско – родительских отношений и школьной дезадаптации.
. Профилактика асоциальных форм поведения несовершеннолетних, социальная и психолого-педагогическая помощь в адаптации и социализации.
. Защита прав несовершеннолетних, профилактика жестокого обращения.
- вовлеченностью детей и их семей в социально-образовательную деятельность;
Программа «Сделай себя сам»ставит целью формирование основ культуры здорового образа жизни у подростков. Предусматривает решение следующих задач:
. Информирование о воздействии на организм человека наркотических веществ.
. Создание негативного мнения о наркозависимости.
. Формирование потребностей в здоровом образе жизни.
. Выработка у подростков определенных поведенческих навыков, способствующих социальной адаптации.
Программа «Родник моей жизни» ставит целью воспитание отношения к семье, как к общечеловеческой ценности и решает следующие задачи:
- знакомство с понятием семьи, ее функциями; с условиями, необходимыми для создания семьи; с экономикой, бюджетом семьи; с семейными традициями;
. формирование умения организации своего досуга; мотиваций положительного отношения к дому – «семейному очагу»; коммуникативных навыков, толерантности;
2. С внедрением в практику работы воспитателей Центра данной технологии стали шире использоваться мотивирующие активность родителей формы работы.
3. Укрепилось взаимодействие Центра, образовательных учреждений, в том числе и дополнительного образования.
4. Благодаря совместной деятельности ОГКУ «Костромской СРЦН» и ГКУ «Костромской областной центр социальной помощи семье и детям» многие дети имеют возможность круглый год отдыхать в санаториях и загородных оздоровительных лагерях.
Следующим этажом является стартовый, задача которого выровнять максимально возможности воспитанников СРЦ на их выходе из центра. С этой целью усиливается работа по взаимодействию с семьей по выводу ее из кризиса и нормализация детско-родительских отношений.
Дальнейшее продвижение по этажам будет зависеть от результатов работы на первых двух и задач, которые необходимо будет решить.
Задача учреждения на сегодняшний день состоит в обеспечении содержания образовательного процесса при построении «многоэтажного социально-образовательного лифта», чтобы продвигаясь по этажам, подниматься с низшей социальной ступени (неблагополучного, маргинала) на более высокие, позволяющие в дальнейшем успешно интегрироваться в обществе.