Системы охлаждения холодильных камер.
Системы подразделяют по следующим признакам:
виду охлаждающей среды и способу распределения рабочего вещества по объектам охлаждения — на системы непосредственного охлаждения (безнасосные и насосно-циркуляционные) и системы охлаждения с промежуточным хладоносителем (открыто-го и закрытого типов);
способу размещения основного оборудования — на системы централизованного или децентрализованного охлаждения.
В зависимости от условий отвода теплоты от охлаждаемых объектов и продуктов эти системы подразделяют на системы с контактным и бесконтактным охлаждением.
В системах непосредственного охлаждения теплота от объектов отводится непосред-
ственно холодильным агентом, протекающим в приборах охлаждения, которые одно-временно выполняют роль испарителя холодильной машины и располагаются в охлаж-даемых помещениях. При этом агрегатное состояние холодильного агента в таких при-борах изменяется (он кипит).
Безнасосные системы охлаждений подразделяют на прямоточные и с отделителем жид-кости. В прямоточных системах жидкий холодильный агент подается под действием разности давлений конденсации и кипения. Для обеспечения безопасной и устойчивой работы компрессора необходимо, чтобы в него поступал перегретый пар. Для этого ко-личество холодильного агента, подаваемое в приборы охлаждения, должно соответст-вовать тепловой нагрузке Qo.
Прямоточные системы используют лишь на малых холодильных установках, преиму-щественно на хладоновых.
Насосно-циркуляционные системы применяют преимущественно на крупных холо-дильных установках. В этих системах жидкий холодильный агент в приборы охлажде-ния подается под давлением, создаваемым насосом.
В прямоточной системе с нижней подачей жидкого холодильного агента в приборы ох-лаждения используют вертикальные циркуляционные ресиверы, выполняющие одно-временно функции отделителя жидкости.
Применяют также системы с верхней подачей жидкости в приборы охлаждения. Такая система наряду с определенными преимуществами (меньшая вместимость холодильно-го агента, отсутствие влияния гидростатического столба жидкости на температуру ки-пения и т.д.) обладает меньшей интенсивностью теплообмена в приборах охлаждения из-за худшей смачиваемости охлаждающей поверхности.
В системах охлаждения с промежуточным хладоносителем теплота от объектов отво-
дится промежуточным жидким хладоносителем, протекающим в приборах охлаждения. Циркуляция хладоносителя осуществляется в приборах охлаждения центробежными насосами, при этом в приборах охлаждения хладоноситель несколько нагревается (на 2 —3°С) без изменения агрегатного состояния, а в испарителе при температуре кипения холодильного агента охлаждается.
Различают закрытые и открытые системы охлаждения хладоносителями. В закрытой системе применяют оборудование закрытого типа (кожухотрубный или кожухозмееви-ковый испаритель, трубные приборы охлаждения — батареи). В открытой системе ис-пользуют испарители открытого типа, что приводит к повышенной коррозии металла. Закрытые системы охлаждения получили более широкое распространение.
В системах охлаждения с промежуточным хладоносителем исключается проникнове-ние холодильного агента в охлаждаемые помещения, так как испаритель и все его тру-бопроводы находятся в машинном отделении.
Оттаивание снеговой шубы.
Приборы охлаждения в камерах работают в условиях, когда температура их поверхно-сти ниже точки росы. Влага, имеющаяся в воздухе охлаждаемого помещения, осаж-дается на наружной поверхности приборов охлаждения в виде инея, который образует так называемую снеговую шубу, затрудняющую теплопередачу, поэтому снеговую шу-бу необходимо регулярно удалять.
Для очистки наружной поверхности приборов охлаждения от снеговой шубы применя-ют механический и тепловой способы. При механическом способе снеговую шубу сме-тают, сдувают воздухом, удаляют скребками. При тепловом способе снег расплавляют,
а воду или подтаявший снег удаляют. Оттаивание осуществляют теплой водой, теплым воздухом, горячим паром холодильного агента (в системах непосредственного охлаж-дения), с помощью обогрева поверхности изнутри трубы. В последнем случае из отта-иваемой батареи предварительно удаляют жидкий холодильный агент, а затем в нее по специальному трубопроводу после маслоотделителя направляют горячие пары холо-дильного агента, которые, конденсируясь, нагревают стенки батареи, благодаря чему на ее наружной поверхности слой инея начинает плавиться, после чего его легко удалить.