Участие смартфонов в вендинге

Однако намного интереснее решения придумали некоторые зарубежные компании – вместе с приёмом бесконтактных платежей они начали идентифицировать пользователей с помощью мобильных приложений и QR-кодов. То есть либо телефон считывает код с автомата, либо автомат специальным сканером с экрана телефона покупателя с запущенным приложением, в котором у него есть свой аккаунт, и таким образом происходит определение пользователя в системе.

Речь идёт в первую очередь о крупных гигантах наподобие PepsiCo и Coca-Cola, у которых разработаны собственные закрытые решения по полному мониторингу и анализу данных.

Если говорить об общедоступных сервисах, то наиболее прогрессивно и целостно выглядит экосистема Nayax. Она предлагает и устройства для телеметрии, и устройства для безналичного приема платежей, предусматривающие идентификацию пользователя, и приложения для мобильных устройств, и облачный сервис для мониторинга и анализа данных.[5] Впрочем, ничто не мешает приобрести, допустим, только бесконтактный кассовый терминал и присоединить его к уже установленному модему телеметрии и центру анализа данных от других производителей или вообще собственному.

Главный плюс идентификации пользователя и бесконтактных платежей состоит в том, что на этом можно построить программу лояльности, делая постоянным клиентам скидки, выдавая специальные предложения, вводя купоны и так далее. Кроме того, это позволит более гибко анализировать собранные данные, ведь теперь доступна информация не только о купленном предмете, но и о том, кто его купил. А удобство оплаты товара прямо из приложения на смартфоне неоспоримо и позволяет не упустить аудиторию, переходящую на электронные платежи, привлечь прогрессивную аудиторию и просто ситуативно стать альтернативой оплаты тем, кто и так обычно использует монеты и банкноты, но у кого их по стечению обстоятельств с собой не оказалось.

Наиболее продвинутые системы предлагают компании Intel и SAP. Сейчас речь пойдёт о них.

SAP Connected Goods

Решение от SAP под названием Connected Goods позволяет в том числе и наделить торговые автоматы интеллектуальными функциями. Это именно программное обеспечение, работающее на основе сервисов облачных вычислений SAP ESP и SAP HANA и в основном заточенное под анализ данных и построение маршрутов обслуживания автоматов.[6]

Помимо этого, SAP представили в 2014 году на выставке SAPPHIRE NOW концепт под названием Smart Vending, демонстрирующий торговый автомат с большим сенсорным дисплеем, возможностью взаимодействия с телефоном и прочими современными функциями, однако с тех пор с 2016 года в интернете не удалось найти упоминания об этой разработке.[7]

Intel IoT Retail Gateway

Компанией Intel представлена эталонная разработка для Интернета вещей в торговых автоматах под названием Intel IoT Retail Gateway.

В неё входит три компонента:

· вычислительная плата на базе процессора Intel;

· модуль интерфейса ввода-вывода;

· программный стек (API)[8]

Для анализа информации предлагается использовать сервис облачных вычислений Microsoft Azure.

Это не готовый продукт, однако в партнёрстве с Gigabyte и Aaeon были разработаны и выпущены и вычислительные платы, и модуль интерфейса ввода-вывода. Стоимость базовой связки начинается с 300$ и увеличивается с учетом добавления дополнительных датчиков и периферии.

Кроме того, придётся вложить немало средств во внедрение системы и разработку программного обеспечения. В этом данное решение проигрывает уже готовым продуктам, сделанным «под ключ», даваемые преимущества связаны с тем, что функционал не ограничен тем, что предлагают производители готовых продуктов, и таким образом потенциал таких систем к дальнейшему развитию намного выше, но требует наличия компетентного программиста.

Рекламный ролик Intel для своей эталонной разработки, показывающий её потенциал, демонстрирует все функции, о которых было рассказано ранее (телеметрия, умные датчики по типу nfc и камер, сенсорные дисплеи, мобильные приложения), но также в нём показано, например, что возможно реализовать автоматическую динамическую регулировку цен в зависимости от погоды и времени суток, которые могут влиять на спрос в то или ином месте. И это уже намного сильнее раскрывает потенциал интернета вещей.

Но, как было уже сказано ранее, это решение скорее для очень крупных сетей торговых автоматов, в том числе принадлежащих компаниям-гигантам, которые могут всерьез заняться кастомизацией данного решения под себя и использовать все его выгоды и потенциал, в то время как для небольших сетей внедрение решения от Intel может оказаться нецелесообразным, ведь они требуют огромных инвестиций.

Выводы

Целью проведенного анализа было выявление существующей, но отсутствующей в России и потенциально перспективной на российском рынке технологии для последующего выявления целесообразности внедрения данной разработки.

По моему мнению, наиболее интересно выглядит подключение смартфонов покупателей к торговым автоматам. С одной стороны, технология увеличивает потенциальную аудиторию торговых автоматов, расширяет статистику, собираемую для анализа, и даёт владельцам торговых автоматов новый маркетинговый инструмент для индивидуализации взаимодействия с покупателем. С другой стороны, подобные технологии уже внедрены за рубежом и поэтому могут представлять интерес и для рынка России.

Именно на них и будет сконцентрирована следующая глава данной курсовой работы.

Глава 2

Введение

Чтобы исследовать потенциал мобильных приложений в вендинговом бизнесе на территории России, необходимо следующее:

· исследовать поведение потребителей: выявить, насколько им интересен данный функционал, какие возможности важны, как внедрение мобильных приложений повлияет на спрос;

· оценить затраты на внедрение и сопоставить с тем, какие инновация принесет выгоды.

Прежде всего, необходимо провести подготовительную работу: подробно рассмотреть существующие приложения на зарубежном рынке, чтобы определить, как они устроены и какой имеют функционал. А затем уже следует изучить интерес к выявленным функциям и определить возможность внедрения их на российский рынок.

Я нашел два готовых зарубежных сервиса, которые могут быть рассмотрены в качестве примера подсоединяемого к торговому автомату приложения с идентификацией пользователей.

Первая – e-vending от Microtronic. Это обособленная программа, которую владелец вендинговой сети может использовать для добавления своих автоматов и взаимодействовать с покупателем посредство данного приложения.

У приложения есть возможность подключаться к телефону разными методами, например, через QR код, ввод идентификационного номера автомата и сети Nfc. Далее пользователь выбирает продукт в самом автомате, происходит покупка через приложение, к которому предварительно привязаны способы оплаты, и последующая выдача продукта. Есть возможность добавлять скидки и купоны, однако на том возможности программ лояльности заканчиваются.

Как ранее уже было сказано, приложение обособлено, то есть к нему не предусмотрено в комплекте аппаратное обеспечение для автомата.

Второе найденное решение намного прогрессивнее. Это комплекс продуктов и услуг компании Nayax, которые вскользь были упомянуты в предыдущей главе.

Компания предлагает как POS-терминалы с возможностью бесконтактной оплаты, системы бизнес аналитики и управления как в виде приложения, так и в виде онлайн-платформы. Самое важное, в ассортименте продуктов компании есть приложение Monyx Wallet, которое является альтернативой e-vending, но только в рамках экосистемы Nayax. Впрочем, и возможность выгрузки данных на сторонние сервисы тоже предусмотрена.

Стоимость терминалов оплаты со встроенной системой телеметрии составляет 280 долларов США. Стоимость услуг пользования сервисами не разглашена в открытых источниках, поэтому её оценить сложно, но она не должна быть среди значительных статей расходов, так как является сопутствующим функционалом по сути.

Сейчас будет подробнее рассказано про функции приложения Monyx Wallet.

В нём пользователю необходимо создать аккаунт. К аккаунту можно привязать банковские карты или аккаунты различных платежных сервисов, а также можно пополнять баланс в самом приложении.

Соединение с торговым автоматом происходит так же, как и у ранее описанного приложения e-vending.

Однако возможностей в плане программы лояльности здесь больше. Но их тоже не так много. Можно либо выдавать купон на определенную сумму, либо предлагать бесплатный товар каждые, например, 5 покупок в автомате.

Мониторинг и управление происходит через отдельный сервис.

Таким образом, зарубежные решения с мобильными приложениями для торговых автоматов, в которых предусмотрена хоть как-то программа лояльности, дают следующий функционал:

· идентификация в приложении;

· соединение с автоматом;

· подключение систем оплаты (банковские карты, интернет-кошельки);

· система скидок;

· система купонов;

· сбор статистики и выгрузка в отдельный сервис для анализа и управления

Из функций, которые данные приложение не предусматривают, но которые могли бы быть интересны пользователям, по моему мнению, могу отметить следующие:

· просмотр ассортимента и цен автомата

· уведомления о текущих акциях

· расширенная программа лояльности в виде накопительных бонусов

Если первые идентификация в приложении, соединение с автоматом, подключение систем оплаты и сбор статистики и выгрузка в отдельный сервис для анализа и управления должны быть реализованы как база в любом случае, то остальные являются опциональными. И интерес к ним российских покупателей и будет рассмотрен далее.

Наши рекомендации