Шлока 5. Очищение нади и чакр для сохранения праны
Когда все нади и чакры, заполненные загрязнениями, очищаются, тогда йог в состоянии сохранять прану.
В процессе пробуждения кундалини садхака должен не только прочистить энергетические каналы (нади), но и нарастить количество и качество праны и ее запасы. Прана накапливается в шести основных центрах, расположенных вдоль позвоночного столба. Эти центры расположены в тонком теле и соответствуют группам нервных сплетений в физическом теле. В тонком теле они известны как чакры. Слово чакра означает «круговое движение или колесо». Прана шакти и манас шакти собираются в чакрах и образуют энергетические массы, вращающиеся в виде водоворотов. Каждая чакра является точкой, связывающей между собой многие нади. В теле имеется бесчисленное множество чакр, но семь основных чакр, расположенных вдоль сушумна нади, особым образом связаны с эволюцией человека.
В глубокой медитации йоги увидели эти чакры и описали их как цветки лотоса. Хотя чакры расположены в тонком теле, их влияние распространяется и на грубое, и на каузальное тела. Каждая чакра вибрирует с определенной частотой и амплитудой. Чакры, расположенные в нижней части энергетической цепи, работают на более низкой частоте; они считаются более грубыми и порождающими более грубые состояния сознания. Чакры, расположенные в верхней части цепи, работают на высокой частоте и ответственны за более тонкие состояния сознания и за более высокий интеллект.
Некоторые йогические тексты описывают только пять или шесть чакр, некоторые — семь. Самая нижняя чакра находится в области промежности у мужчин и в области шейки матки у женщин. Это красный лотос с четырьмя лепестками, называемый му-ладхарой; он влияет на органы выделения и воспроизведения, на железы органов воспроизведения и на гормональные выделения. Муладхара напрямую связана с носом и с чувством обоняния, а также с нашими животными инстинктами. В области муладхары начинается эволюция человека; из нее исходит кундалини.
Выше муладхары, на расстоянии ширины двух пальцев, расположена чакра свадхистхана, тесно связанная с муладхарой. Она представляет собой лотос ярко-красного цвета с шестью лепестками. Она связана с крестцовым сплетением и с органами и железами мочеполовой системы и системы воспроизведения. Свадхистхана связана с языком и с чувством вкуса. Ее воздействие на глубинные слои личности вызывает эгоистичное чувство, чувство «я».
Следующая чакра находится позади пупка в пределах позвоночного столба. Это желтый лотос из десяти лепестков, называемый манипурой и связанный с солнечным сплетением. Манипура влияет на процесс пищеварения и на усвоение пищи и праны. Она соединена также с глазами и со зрением. На уровне манипуры сознание все еще ограничено более грубыми уровнями существования — чувственностью, амбициями, алчностью.
Над манипурой, поблизости от сердца, находится чакра ана-хата, изображаемая в виде лотоса с двенадцатью голубыми лепестками. Она соединена с солнечным сплетением, сердцем, органа ми дыхания и с тимусом и ответственна за эмоции любви и ненависти, сострадания и жестокости и т.д. Анахата соединена также с руками и с чувством осязания.
В середине горла расположена пятая чакра вишуддхи с шестнадцатью голубыми лепестками. Она связана с шейным сплетением нервных волокон и со щитовидной железой и поддерживает чистоту тела и ума. Вишуддхи соединена с ушами и чувством слуха, с горлом и речью. Она пробуждает приятие превратностей жизни, ментальную уравновешенность и чувствительность к нуждам других людей.
На вершине позвоночного столба, около продолговатого мозга расположена одна из наиболее важных чакр, аджна, которая имеет два серебристо-серых или просто бесцветных лепестка. Чакры, расположенные выше вишуддхи, связаны в основном с высшим интеллектом. Некоторые авторитеты даже не считают их чакрами, поскольку по мере того как затуманивающая сила прана шакти убывает, манас шакти становится все более доминирующей. Аджна чакра является командным центром. Она действует совместно с системой активирования сетчатки, продолговатым мозгом и шишковидной железой. Аджна чакра представляет собой третий глаз, через который может восприниматься весь тонкий мир. Она известна как «ворота к освобождению».
Когда кундалини шакти проходит через аджну, двойственность и эго исчезают. Кундалини достигает наивысшего центра, который называется сахасрарой и имеет вид тысяче лепесткового лотоса. Сахасрара расположена в области макушки головы и связана с гипофизом. Когда кундалини полностью активирует эту чакру, это является наивысшим переживанием в эволюции человека.
Между аджной и сахасрарой есть еще три другие чакры, которые лишь кратко упоминаются в тантрах. Напротив язычка* расположена лалана чакра, представляющая собой двенадцати лепестковый лотос. Над аджной расположена манас чакра, шести лепестковый лотос, а над ней, в области среднего мозга расположена сома чакра с шестнадцатью лепестками. Эти чакры имеют отношение к потоку нектара от бинду висарги (обсуждаемой позже); они ответственны также за высшие состояния сознания и интеллекта.
Практика хатха-йоги воздействует на все эти чакры, стимулирует их и удаляет блокировки из них. Воздействие на каждую чакру можно ощутить в теле и увидеть на поведении человека. Очень важным является правильный баланс энергии в каждой из чакр.
Доктор Хироси Мотояма из Японии создал аппаратуру, при помощи которой можно измерить активность этих чакр, и обнаружил, что недостаток энергии и паранормальное функционирование любой из чакр влечет за собой неуравновешенность или болезнь связанных с ней физических органов и функций тела. Это в точности то, что утверждается в текстах по хатха-йоге.
Очищение чакр и нади является первым шагом к физическому и ментальному здоровью и к пробуждению кундалини. После этого чакры и нади должны укрепляться, чтобы они были в состоянии пропускать большие потоки кундалини шакти.