Значение качества для обеспечения конкурентоспособности.

Конкурентоспособность продукции — это сугубо рыночная категория, от­ражающая одну из существенных характеристик рынка — его конкурент­ность. В то же время качество — экономическая категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность продукции носит более динамичный и вариативный характер. При неизменности каче­ственных характеристик продукции ее конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъ­юнктуры рынка, поведение производителей-конкурентов и конкуриру­ющих товаров, колебания цен, на воздействия средств маркетинговых коммуникаций, особенно рекламы, и на проявления других внешних по отношению к данному товару многочисленных факторов. Конкурентоспособностьпродукции — способность продукции соответ­ствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматривае­мый период. [19]

Надо отметить, что понятие конкурентоспособности товара значительно шире понятия «качество товара», которое, являясь одним из главных составляющих конкурентоспособности, и, предопределяя уровень продукции, является не единственным. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственно потребительскую ценность товара в сопоставлении с конкурентами, определяется также внешними по отношению к данному товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, их соблюдение, качество сервиса, реклама, изменение уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др.

Исходным условием планирования и создания конкурентоспособ­ной продукции является выявление на основе маркетинговых иссле­дований предпочтений потребителей, определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения потребностей определенных сегмен­тов рынка и для обеспечения предпочитаемых потребителями ее пре­имуществ по сравнению с аналогичной продукцией других поставщи­ков. Существуют три основных способа обеспечения и повышения конкурентоспособности продук­ции:

· инновационный, заключающийся в повышении уровня потреби­тельских свойств продукции и ее усовершенствования с целью сни­жения эксплуатационных расходов, совершенствовании производства с целью повышения качества продукции и снижения ее себе­стоимости;

· ценовой, состоящий в снижении цен на продукцию, создающем ее ценовой потенциал по сравнению с конкурирующей продукцией;

· развитие базы послепродажных услуг (сервиса), включающих обес­печение потребителей запасными частями и расходными материа­лами, проведение технического обслуживания и ремонта для поддержания и восстановления работоспособности продукции в пери­од ее эксплуатации. [11]

В соответствии с законами рынка, чем выше конкурентоспособность продукции, т. е. чем она более привлекательна и предпочтительна для потребителя, тем больше объем продаж и объем производства, что спо­собствует снижению производственных затрат и цен, что, в свою оче­редь, создает дополнительные предпосылки для повышения конкурен­тоспособности продукции.

Определяющую роль в формировании и оценке конкурентоспособ­ности продукции играет ее качество. Оно определяется как совокупность свойств, отражающих уровень но­визны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства про­дукции, придающая ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отно­шений». В настоящее время выделяют следующие факторы повышения качества продукции предприятия:

· внедрение систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000;

· внедрение систем экологического менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 14000;

· внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами;

· внедрение автоматизированных систем проектирования;

· внедрение автоматизированных систем управления предприятием;

· внедрение системы CALS - технологий на основе международных стандартов ИСО 10303, ИСО 15531 - как класса информационных технологий, направленного на обеспечение безбумажной (электронной) информационной поддержки жизненного цикла продукции. По мнению специалистов в этой области, именно внедрением CALS – технологий достигается самый высокий уровень управления.

Основное свойство, с которым связано качество продукции, — ее спо­собность быть потребительной стоимостью, быть полезной и удовлет­ворять определенные потребности лучше других объектов, т. е. обла­дать конкурентоспособностью. Качество продукции, являясь мерой потребительной стоимости и конкурентоспособности, существенно связано с конъюнктурой рынка и может меняться без изменения внутренних свойств продукции, по­этому качество можно рассматривать как интенсивность свойств, со­ставляющих ее потребительную стоимость, степень или меру ее по­лезности в определенной экономической рыночной ситуации. В повышении уровня качества выпускаемой продукции заинтере­сован как потребитель, так и изготовитель продукции. Для потребителя важным является:

· пригодность к применению и надежность изделия в обещанный постав­щиком срок;

· качественный и своевременный технический сервис;

· соответствие цены характеристикам изделия.

Для общества в целом важно:

· минимальное загрязнение окружающей среды:

· сбережение энергоресурсов;

· решение социальных вопросов.

· Интересы изготовителя в повышении качества продукции заклю­чаются в следующем:

· продвижение своих товаров на новые рынки, расширение доли рын­ка, объемов продаж;

· повышение производительности труда за счет устранения недостат­ков технологических процессов, снижения уровня дефектности;

· снижение риска потерь в период гарантийного обслуживания;

· получение более высокой прибыли. [20]

Для изготовителя качество продукции является определяющим во всей

производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс по­вышения качества должен быть ориентирован на потребителя. При ре­шении этой задачи изготовителю необходимо выполнить следующее:

· выявить потребителей и определить их требования к продукции;

· преобразовать требования потребителя в технические условия;

· определить этапы технологического процесса изготовления продук­ции, выработать критерии процесса;

· оценить результаты и степень удовлетворенности потребителя.

В большинстве случаев может быть установлена прямая зависимость между уровнем качества продукции и её конкурентоспособностью. Тем не менее, следует отметить, что уровень качества является важной (основной) составной частью конкурентоспособности продукции. Соответствие уровня качества заданным целям лежит в основе успеха предприятия. Но необходимо также ориентировать продукцию на конкретный рынок, благодаря чему продукция будет пользоваться спросом, а при отличном качестве – удовлетворять все потребности покупателей, и иметь высокую конкурентоспособность среди товаров – аналогов. [2]

Таким образом, можно сделать вывод, что повышение уровня качества не всегда приводит к росту конкурентоспособности продукции. К примеру, превышение норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего пред­ставляется ему бесполезным. Кроме того, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспо­собен, если заметно повысилась его цена за счет придания товару та­ких свойств, которые не представляют существенного интереса для ос­новной группы и отдельного покупателя. Наконец, высококачественная продукция может не найти покупателя, ока­заться неконкурентоспособной, если она не соответствует условиям потребления.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ОЭМК»

Наши рекомендации