Значение качества для обеспечения конкурентоспособности.
Конкурентоспособность продукции — это сугубо рыночная категория, отражающая одну из существенных характеристик рынка — его конкурентность. В то же время качество — экономическая категория, присущая не только рыночной экономике. Конкурентоспособность продукции носит более динамичный и вариативный характер. При неизменности качественных характеристик продукции ее конкурентоспособность может меняться в довольно широких пределах, реагируя на изменение конъюнктуры рынка, поведение производителей-конкурентов и конкурирующих товаров, колебания цен, на воздействия средств маркетинговых коммуникаций, особенно рекламы, и на проявления других внешних по отношению к данному товару многочисленных факторов. Конкурентоспособностьпродукции — способность продукции соответствовать сложившимся требованиям данного рынка на рассматриваемый период. [19]
Надо отметить, что понятие конкурентоспособности товара значительно шире понятия «качество товара», которое, являясь одним из главных составляющих конкурентоспособности, и, предопределяя уровень продукции, является не единственным. Уровень конкурентоспособности наряду с параметрами, раскрывающими непосредственно потребительскую ценность товара в сопоставлении с конкурентами, определяется также внешними по отношению к данному товару факторами и характеристиками, не обусловленными его свойствами: сроки поставки, их соблюдение, качество сервиса, реклама, изменение уровня конкурентоспособности конкурирующих товаров, соотношения спроса и предложения, финансовые условия и др.
Исходным условием планирования и создания конкурентоспособной продукции является выявление на основе маркетинговых исследований предпочтений потребителей, определение количественных значений технико-экономических показателей, достижение которых необходимо для удовлетворения потребностей определенных сегментов рынка и для обеспечения предпочитаемых потребителями ее преимуществ по сравнению с аналогичной продукцией других поставщиков. Существуют три основных способа обеспечения и повышения конкурентоспособности продукции:
· инновационный, заключающийся в повышении уровня потребительских свойств продукции и ее усовершенствования с целью снижения эксплуатационных расходов, совершенствовании производства с целью повышения качества продукции и снижения ее себестоимости;
· ценовой, состоящий в снижении цен на продукцию, создающем ее ценовой потенциал по сравнению с конкурирующей продукцией;
· развитие базы послепродажных услуг (сервиса), включающих обеспечение потребителей запасными частями и расходными материалами, проведение технического обслуживания и ремонта для поддержания и восстановления работоспособности продукции в период ее эксплуатации. [11]
В соответствии с законами рынка, чем выше конкурентоспособность продукции, т. е. чем она более привлекательна и предпочтительна для потребителя, тем больше объем продаж и объем производства, что способствует снижению производственных затрат и цен, что, в свою очередь, создает дополнительные предпосылки для повышения конкурентоспособности продукции.
Определяющую роль в формировании и оценке конкурентоспособности продукции играет ее качество. Оно определяется как совокупность свойств, отражающих уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающая ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений». В настоящее время выделяют следующие факторы повышения качества продукции предприятия:
· внедрение систем менеджмента качества на основе международных стандартов ИСО серии 9000;
· внедрение систем экологического менеджмента на основе международных стандартов ИСО серии 14000;
· внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами;
· внедрение автоматизированных систем проектирования;
· внедрение автоматизированных систем управления предприятием;
· внедрение системы CALS - технологий на основе международных стандартов ИСО 10303, ИСО 15531 - как класса информационных технологий, направленного на обеспечение безбумажной (электронной) информационной поддержки жизненного цикла продукции. По мнению специалистов в этой области, именно внедрением CALS – технологий достигается самый высокий уровень управления.
Основное свойство, с которым связано качество продукции, — ее способность быть потребительной стоимостью, быть полезной и удовлетворять определенные потребности лучше других объектов, т. е. обладать конкурентоспособностью. Качество продукции, являясь мерой потребительной стоимости и конкурентоспособности, существенно связано с конъюнктурой рынка и может меняться без изменения внутренних свойств продукции, поэтому качество можно рассматривать как интенсивность свойств, составляющих ее потребительную стоимость, степень или меру ее полезности в определенной экономической рыночной ситуации. В повышении уровня качества выпускаемой продукции заинтересован как потребитель, так и изготовитель продукции. Для потребителя важным является:
· пригодность к применению и надежность изделия в обещанный поставщиком срок;
· качественный и своевременный технический сервис;
· соответствие цены характеристикам изделия.
Для общества в целом важно:
· минимальное загрязнение окружающей среды:
· сбережение энергоресурсов;
· решение социальных вопросов.
· Интересы изготовителя в повышении качества продукции заключаются в следующем:
· продвижение своих товаров на новые рынки, расширение доли рынка, объемов продаж;
· повышение производительности труда за счет устранения недостатков технологических процессов, снижения уровня дефектности;
· снижение риска потерь в период гарантийного обслуживания;
· получение более высокой прибыли. [20]
Для изготовителя качество продукции является определяющим во всей
производственно-хозяйственной деятельности, но при этом процесс повышения качества должен быть ориентирован на потребителя. При решении этой задачи изготовителю необходимо выполнить следующее:
· выявить потребителей и определить их требования к продукции;
· преобразовать требования потребителя в технические условия;
· определить этапы технологического процесса изготовления продукции, выработать критерии процесса;
· оценить результаты и степень удовлетворенности потребителя.
В большинстве случаев может быть установлена прямая зависимость между уровнем качества продукции и её конкурентоспособностью. Тем не менее, следует отметить, что уровень качества является важной (основной) составной частью конкурентоспособности продукции. Соответствие уровня качества заданным целям лежит в основе успеха предприятия. Но необходимо также ориентировать продукцию на конкретный рынок, благодаря чему продукция будет пользоваться спросом, а при отличном качестве – удовлетворять все потребности покупателей, и иметь высокую конкурентоспособность среди товаров – аналогов. [2]
Таким образом, можно сделать вывод, что повышение уровня качества не всегда приводит к росту конкурентоспособности продукции. К примеру, превышение норм, стандартов и правил не только не улучшает конкурентоспособность изделия, но, напротив, нередко снижает ее, поскольку ведет к росту цены, не увеличивая с точки зрения покупателя потребительной ценности, в силу чего представляется ему бесполезным. Кроме того, товар с более высоким уровнем качества может быть менее конкурентоспособен, если заметно повысилась его цена за счет придания товару таких свойств, которые не представляют существенного интереса для основной группы и отдельного покупателя. Наконец, высококачественная продукция может не найти покупателя, оказаться неконкурентоспособной, если она не соответствует условиям потребления.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ НА ПРЕДПРИЯТИИ ОАО «ОЭМК»