Организация материально-технического обеспечения строительного производства. Строительная база, ее состав система снабжения, производственно-технологическая комплектация.

Под материально-технической базой строительства (МТБС) понимается система предприятий и хозяйств строительных организаций, предприятий промышленности строительных материалов, а также отраслей, обслуживающих строительство.

Структура МТБС включает три составляющих звена

- строительно-монтажное;

- промышленно-производственное;

- инфраструктурное.

Строительно-монтажное звено -включает ; строительно-монтажные организации, осуществляющие процесс строительства, процесс создания конечного продукта строительного производства - здания, сооружения, предприятия, жилые комплексы.

Производственная мощность предприятия - это расчетный максимально возможный объем выпуска продукции в единицу времени при наиболее полном использовании производственного оборудования и площадей по прогрессивным нормам, передовой технологии и организации производства.

Мощность строительно-монтажной организации определяется по объему производства. В зависимости от количества выпускаемой продукции, численности рабочих объема основных фондов они могут быть: крупными, средними, мелкими.

Специализация - это форма рациональной организации производства, обеспечивающая сокращение номенклатуры продукции и увеличение ее серийности на данном производстве.

Специализация строительно-монтажной организации может быть:

По степени специализации:

- специализированной, когда строительно-монтажная организация выпускает однородную по конструктивно-технологическим признакам строительную продукцию и выполняет однородные виды работ,

- универсальной, когда общестроительная организация выпускает разнообразную по конструктивно-технологическим признакам строительную продукцию и выполняет разнообразные по технологии виды работ, например, бетонные, каменные, монтажные и другие.

2. По виду специализации:

- отраслевой, когда строительно-монтажная . организации ориентирована на выполнение строительно-монтажных работ в определенной отрасли, например, в машиностроительной, электро-строительной и других;

- технологической, когда строительно-монтажная организация ориентирована на выполнение однородных по технологии строительно-монтажных работ, например, электромонтажных, санитарно-технических, отделочных и других;

- предметной, когда строительно-монтажная организация ориентирована на выпуск строительной продукции однородной по назначению, например, жилые здания: многоквартирные, одноквартирные и другие, промышленные и сельскохозяйственные объекты, объекты культурно-бытового назначения и другие.

Промышленно-производственное звено-это промышленно-производственные предприятия, которые обеспечивают строительство.

Производственно-технологическая комплек­тация (ПТК) -) - это форма организации и управления материально-техническим обеспечения на основе производственной переработки технологии возведения конкретного строительного объекта.

Основная задача производственно-технологической комплектации состоит в формировании комплектов и в обеспечении поставки на строительную площадку комплектов переработанных и подготовленных к использованию строительных материалов, изделий, полуфабрикатов и конструкций в заданном объеме и в заданное время.

Промышленно-производственная переработка исходных строительных материалов позволяет организовать специализированное изготовление подготовленных к использованию на строительной площадке комплектов строительных изделий и конструкций

Службы производственно-технологической комплектации формируют комплекты, изготавливают недостающие элементы, производят укрупнительную сборку элементов, осуществляют раскрой и обрезку линолеума, обоев, других рулонных материалов и т .д.

Комплекты строительных изделий, полуфабрикатов и конструкций на строительной площадке потребляются последовательно и комплектно в зависимости от технологии и организации работ на строительстве конкретного объекта. Особен­но важна комплектность поставки на строительную площадку сборных железобетонных изделий и конструкций, так как возведение зданий и сооружений осуществляется в соответствии с календарными графиками.

Службы производственно-технологической комплектации связаны, с одной стороны, с поставщиками исходных, комплектующих материалов и изделий, с другой стороны, - со строительными организациями, строительными площадками, которые получают комплекты строительных материалов и изделий.

Службы производственно-технологической комплектации должны обеспечивать подбор и поставку сборных железобетонных изделий на строительную площадку в заданные сроки, в требуемом количестве и в соответствии с требуемой номенклатурой строго по графикам, согласованным с графиками работы строительной организации.

Производственно-технологическая комплектация выполняет функции и снабженческие и производственные.

Основными функциями служб производственной технологической комплектации являются: составление годовых. квартальных, месячных и недельно-суточных планов комплектации, составление спецификаций изделий и конструкций, составление и согласование графиков поставок комплектов изделии и конструкции на стройплощадку.

В функции служб - производственно-технологической комплектации также входит разработка мероприятий по повышению эффективности материального обеспечения строек, по экономии материалов, контроль за выполнением графиков комплектации и поставок.

В качестве служб производственно-технологической комплектации в зависимости от мощности строительной организации могут быть конторы или управления производственно-технологической комплектации.

В состав управления производственно-технологической комплектации обычно входят:

- аппарат управления, отделы, группы, промышленно-производственные подразделения, включающие цехи и участки по переработке исходных строительных материалов и изделий;

- линейно-транспортные подразделения, включающие автомобильный, железнодорожный транспортные участки, участок механизации;

- диспетчерская служба, осуществляющая в основном, координацию в работе, контроль за выполнением графиков снабжения, графиков комплектации, графиков поставок.

Промышленно-производственные подразделения управ­ления производственно-технологической комплектации могут быть объединены в производственно-комплектовочные базы.

Производственно-комплектовочные базы включают цехи по изготовлению сборных железобетонных изделий, столярных изделий металлических изделий, участки по раскрою материалов, расфасовке изделий, цехи и участки по комплектации саннтарно-технического и электротехнического оборудования и другие.

Создание служб производственно-технологической комплектации должно быть оправдано с точки зрения экономической, организационной и технологической целесообразности.

Билет 15

1. Транспортирование. складирование и укрупнительная сборка строительных конструкций.

Укрупнительная сборка: прим, когда элементы конст-й из-за их габаритных размеров или массы не могут доставляться с заводов в целом виде.

На объектах отправочные марки перед монтажом укрупняютдо целого элемента. Из сборных ж/б к-ций укрупняют фермы пролетом более 24м и высокие колонны. Приходится укрупнять металлические подкрановые балки, имеющие пролет более 13,77м.

Укрупнение к-ций сокращает сроки строительства, т.к. ведется параллельно с возведением здания или с опережением.

Укрупняют метал-ие фермы и балки. Блоки размером на ячейку зд. укрупняют из ферм попарно с соед-ем их связями и прогонами. Ж/б фермы и колонны укрупняют на складах и подают на монтаж в укрупненном виде. Конс-ции, ввозимые в зону монтажа укрупняют у места их установки, ж/б фермы укрупняют в вертикальном положении на спец стеллажах кассетного типа. Положение стыка регулируют с помощью механич. или гидравлических домкратов, ж/б колонны укрупняют в горизонт положении.

Выверку стыкуемых элементов обеспечивают спец кондукторами. Сборку ме констр-ий выполняют на складах и спец площадках (для них требуются стационарные стеллажи).

Ме фермы и подкрановые балки укрупняют в горизонт положении. В вертик положении иногда укрупняют фермы пролетом 24м и более, чтобы их временно не усиливать. Укрупнение к-ций в блоки размером на ячейку при больших объемах работ осущ-ся на конвеерных линиях. Конвейер размещается на рельсовых путях, по которым на тележках перемещаются укрупняемые блоки.

Транспортирование строит к-ций производят автомобильным транспортом. Перемещение груза автотранспортом осущ-ся по автодорогам, включающие в себя подъездные пути, внутрипостроечные дороги временные или постоянные. Автомобили для перевозки грузов имеют кузова общего назначения.

Автотранспорт: автосамосвал, автопоезд с самосвальными прицепами, автомобиль с увеличенной вместимостью кузова, авторастворовозы, автобетоновозы, бортовые автомобиля для доставки кирпича, плитовоз, балковоз, панелевоз, фермовоз, сантехкабиновоз. Кирпич перевозят в контейнерах и пакетах на поддонах бортовых автомобилей. Мелкоштучные строит возы перевозят на бортовых автомашинах и в машинах со спец кузовах удлиненным без бортов. Длинномерные и крупнообъемные ж/б изделия перевозят автопоездами состоящими из автомобильного сидельного тягача и навешиваемых на его сидельно-сцепное устройство спец полуприцепов.

2 схемы перевозок: маятниковая и челночная.

При работе по маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями.

При этом тягачи неизбежно простаивают у мест загрузки и разгрузки.

Время цикла (оборота) автопоезда или одиночного автомобиля:

Тц=Тп+Тгр+Тр+Тпор, где

Тп,Тгр,Тр,Тпор - продолжительность погрузки автопоезда с учетом времени маневрирования при установке под погрузку, пробега с грузом, разгрузки с учетом времени на маневрирование при установке под разгрузку, холостого пробега.

Маятниковая схема эффективна при наличии приобъектных складов или при строительстве сооружений, состоящих из одинаковых конструктивных элементов.

При челночной схеме один седельный тягач работает последовательно с двумя полуприцепами и более. Челночный метод позволяет осуществлять перевозки с минимальными затратами времени. Время цикла тягача Тц=Т1+Тгр+Т2+Тпор, где Т1- время на отцепку и приемку груженого полуприцепа на заводе.Т2- время на отцепку груженого и приемку свободного полуприцепа на складе. Жд грузы перевозятся крытыми вагонами, полувагонами .платформами, крытыми вагонами-хопперами, цистернами, вагонамн-самосвалами.

Наши рекомендации