Впервые попала компания из России
Mail.Ru Group оказалась единственной российской компанией, включенной в топ-100 инновационных растущих компаний мира журнала Forbes. Она заняла 97-е место, первое — у британского портала жилой и коммерческой недвижимости Rightmove
Журнал Forbes опубликовал рейтинг наиболее инновационных растущих компаний мира. В рейтинг включались те фирмы, которые публиковали финансовые данные в течение семи лет и чья рыночная капитализация составляет $2–10 млрд. Также компания должна работать в тех индустриях, про которые известно, что они инвестируют в инновации.
По словам одного из авторов, исполнительного директора Центра лидерства Массачусетского технологического института Хэла Грегерсона, методология рейтинга опирается на способность инвесторов идентифицировать компании, которые, как они ожидают, будут инновационными сейчас и в будущем. Участники рейтинга оцениваются по нескольким критериям: росту продаж и чистой прибыли за последние пять лет, рыночной капитализации и «инновационной премии». Последний показатель — это разница между рыночной капитализацией компании и текущей чистой стоимостью денежных потоков от существующих бизнесов. Грегерсон объясняет, что это премия, которую инвесторы дают, исходя из своих ожиданий о том, как предприятие будет расти, и его прибыли.
По версии Forbes, самой инновационной и растущей компанией в мире стал проект Rightmove, запущенный в 2000 году в Лондоне. Он предлагает жилую и коммерческую недвижимость в Великобритании. Среди клиентов — риелторы, застройщики новых домов, агенты по продаже зарубежной недвижимости. В рейтинге Forbes указано, что капитализация Rightmove составляла $4,6 млрд, а «инновационная премия» — 91,4%. Продажи компании в среднем ежегодно росли на 14,6%, а доходы — на 19,3%. Впрочем, в середине дня 18 мая капитализация Rightmove на Лондонской фондовой бирже была ниже — $3,85 млрд.
Второе место занимает Dexcom из Сан-Диего, которая разрабатывает и реализует медицинские устройства, например, для мониторинга глюкозы. Они предназначены как для амбулаторного использования, так и для эксплуатации медицинскими работниками в больнице для пациентов с диабетом и без. «Инновационная премия» этого проекта составляет 88,3%. На третьем месте британский мультибрендовый онлайн-ретейлер ASOS, который продает одежду и аксессуары. Его «инновационная премия» составляет 85,2%. В пятерку наиболее инновационных также попали разработчик и производитель инсулиновой инфузионной системы Insulet Corp. (83,1%) и M3, предоставляющая медицинские услуги через интернет (81,5%).
Единственной российской компанией, вошедшей в топ-100, стал интернет-холдинг Mail.Ru Group. Он разместился на 97-м месте с «инновационной премией» в 58,3%. «Для нас важен факт вхождения в этот рейтинг, — сказал РБК гендиректор Mail.Ru Group Борис Добродеев. — Это оценка многолетней работы по развитию наших сервисов и продуктов, которыми пользуются миллионы людей в мире, а также нашей активности в области M&A IT-проектов. Приятно, что российские компании становятся заметны на глобальном рынке современных технологий».
Управляющий портфелем Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Сергей Негодяев указывает на недостатки методологии рейтинга. «Авторы рейтинга придумали до сумасшествия гениальную вещь: назвать любой бизнес, биржевую стоимость которого невозможно объяснить, инновационным. В результате, соединив в одной таблице сотню самых разных публичных компаний, они создали рэнкинг «темных лошадок», в который просто обязаны влюбиться спекулянты, ведь их подлинный хлеб — туман и волатильность», — отметил Негодяев. Еще один существенный недостаток подобного рейтинга, по его мнению, тот факт, что он строится на базе публичной информации за семь лет, тогда как большинство звездных технологических компаний сегодняшнего дня заметно моложе. «Даже Facebook на бирже меньше семи лет, не говоря уж про Uber, которого на бирже еще нет», — указывает представитель ФРИИ. Наконец, многие зрелые IT-гиганты не попали в список, поскольку инвесторы адекватно оценивают их бизнес, когда стоимость акций объясняется бизнес-моделью компании, ее текущим и будущим денежным потоком.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вовнякова А. В рейтинг инновационного бизнеса Forbes впервые попала компания из России//РБК.- 2017.- 18 мая.- Режим доступа:
http://www.rbc.ru/technology_and_media/18/05/2017/591d670b9a794741069b0818 [19.05.2017]
Дмитрий Ендовицкий: «Работодатели должны включиться в подготовку кадров»
Ректор Воронежского госуниверситета рассказал, как выпустить востребованного специалиста.
Самая актуальная задача вузовского сообщества страны сегодня — сделать качественное образование практикоориентированным, выпускать специалистов, которых работодателю не требовалось бы переучивать, уверен ректор Воронежского госуниверситета, председатель совета ректоров вузов Воронежской области Дмитрий Ендовицкий. При этом работодатели упрекают вузы в том, что они готовят никому не нужных специалистов, ректорам не нравится, что бизнес безучастно смотрит на сферу высшего образования. Студенты выходят из стен высших учебных заведений с компетенциями, которые требуется развивать. О том, как сделать процесс подготовки квалифицированных кадров эффективным и выгодным для всех, Дмитрий Ендовицкий рассказал в интервью РБК+.
— Руководство наших предприятий — не всех, но большинства — уверено, что, вузы просто обязаны подготовить им высококвалифицированных специалистов, а государство должно системе образования в этом содействовать. Но без разрушения этого мифа и без взаимодействия с бизнес-сообществом хорошего выпускника не подготовить ни в Воронеже, ни в России, нигде. Надо отдать должное губернатору Воронежской области Алексею Гордееву. Он старается эту ситуацию переломить и периодически сталкивает нас на крупных профессиональных площадках. И в ходе такого взаимодействия время от времени у нас получаются успешные кейсы.
— Какие формы взаимодействия вузовского и бизнес-сообщества вы назвали бы эффективными, исходя из своего опыта?
— Во-первых, это взаимодействие вузов и предприятий по созданию высокотехнологичных производств в рамках постановления Правительства РФ № 218. Государство выделяет средства из федерального бюджета на поддержку инновационных проектов, предприятие берет на себя их софинансирование, вуз в сотрудничестве с индустриальным партнером разрабатывает технологии и внедряет их в производство. Это сегодня самый передовой в России и самый перспективный вариант сотрудничества.
И у нас есть хорошие примеры такой работы. Ученые Воронежского госуниверситета совместно с предприятием «Воронежсельмаш» разработали проект оптоволоконного сепаратора зерна и семян. В него вложили 160 млн рублей. Технологическую линию построили на заводе «Воронежсельмаш». И сейчас эти сепараторы активно продаются, на них есть устойчивый спрос, в том числе и у зарубежных покупателей. Вместе с группой компаний «Эфко» мы создали производство по переработке растительных масел и волокон в продукты непищевого использования. Объем инвестиций составил более 360 млн рублей. Сейчас совместно с финансово-промышленной компанией «Космос-Нефть-Газ» мы разрабатываем технологию производства оборудования для глубокой очистки водорода.
Кроме того, в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки» ВГУ реализует еще шесть более мелких проектов. И это реальные предприятия, которые по нашим технологиям делают интересные и даже уникальные вещи.
— Есть ли другие варианты сотрудничества?
— Да. Например, корпорация «Роснано» на конкурсной основе предлагает гранты на разработку образовательных программ в интересах предприятий. ВГУ в рамках этого гранта разработал три пакета программ — для концерна «Созвездие», стоматологической компании и компании «Турбонасос».
Кроме того, возможна такая форма коммерциализации инноваций, как создание малых инновационных предприятий. В ВГУ 34 таких предприятия, там работают наши ученые, магистры и аспиранты. Как правило, предприятия размещаются в университетском бизнес-инкубаторе, они успешно функционируют, получают прибыль, выплачивают зарплату и принимают на работу молодых специалистов.
— На что, в свою очередь, могут рассчитывать студенты университета?
— В ВГУ существует более 10 корпоративных образовательных центра. Но таким образом с нами сотрудничают преимущественно зарубежные компании. В отличие от российских они занимают активную позицию в вопросах взаимодействия с вузами и подготовки кадров. В итоге на стыке интересов работодателя и учебного заведения получается выпускник, который сразу включается в работу предприятия.
Таким образом мы взаимодействуем, например, с французско-бельгийской компанией Atos, работающей в сфере управления проектами и сервисами в области информационных технологий. Компания отбирает лучших студентов, тестирует, оценивает их когнитивные способности, лингвистические компетенции, и помимо основной образовательной университетской вечерами готовит их по специально утвержденной программе. Студенты получают хорошую стипендию, специализированные навыки и, кроме того, вовлекаются в производственный процесс и получают гарантию трудоустройства в компании после завершения обучения.
Приведу другой пример. На базе ВГУ уже несколько лет успешно работает школа анимации студии «Wizart Animation», одной из активно развивающихся анимационных студий в России, чьи работы получили признание не только в нашей стране, но и за рубежом. В этом проекте проявилась так называемая «тройная спираль» — современная тенденция объединения усилий предпринимателей, государства и университета. Студенты школы обучаются у лучших сотрудников студии, за плечами которых не один полнометражный проект, знакомятся с основами анимации персонажей, учатся моделировать окружение, освещать, рендерить, скульптить, композить, создавать визуальные эффекты и даже управлять динамикой виртуальных тканей. Выпускники же помимо свидетельства ВГУ о прохождении курсов получают международные сертификаты от Autodesk. А лучшие студенты — возможность трудоустройства в студию «Wizart Animation».
Есть еще одна форма совместной работы — это корпоративная магистратура. В данном случае половина учебного плана в рамках основной образовательной программы построена по запросу будущего работодателя. Например, у PricewaterhouseCoopers есть корпоративная магистратура на экономическом факультете. У АЕДОН — на физическом.
— Но ведь наверняка есть и российские компании, не только заинтересованные в том, чтобы получить эффективного молодого специалиста, но и готовые вкладывать средства в его подготовку.
— Есть. Например, Новолипецкий металлургический комбинат на конкурсной основе каждый год отбирает около 15 наших студентов-физиков, химиков, экономистов, юристов и выплачивают им стипендии.
— Для того, чтобы запустить совместный образовательный проект, вузу нужно найти индустриального партнера. Как это происходит?
— Есть несколько вариантов. Во-первых, мы активно работаем с кластерами, которые сформированы в Воронежской области, предлагаем им наши инновации, обсуждаем эту работу на заседаниях Торгово-промышленной палаты региона. Во-вторых, мы проводим презентационные сессии ВГУ. Например, приглашаем к нам около 10 крупных отраслевых предприятий по разным направлениям со всего Черноземья, рассказываем им о возможностях университета, показываем наши лаборатории, представляем разработки, даем возможность протестировать студентов. И после этого из 10 предприятий два-три предлагают нам ту или иную форму сотрудничества.
— В мае в регионе состоится Воронежский промышленный форум, в котором вы примете участие. Что бы вы хотели там обсудить с руководителями предприятий, которые примут в нем участие?
— Проблему работы базовых кафедр, открываемых предприятиями на базе вузов. Она обусловлена недостаточностью нормативной базы, необходимостью внесения изменений в закон об образовании, которые прописали бы механизм финансирования, функционирования, организации и ликвидации базовых кафедр. Тем не менее, такие базовые кафедры уже есть. Например, в компании «Эфко» такая кафедра успешно работает одновременно с корпоративной магистратурой.
— Какие еще новации ждут в обозримой перспективе систему высшего образования?
— В ближайшее время нужно запустить новый механизм целевого набора. Этим летом его должны прописать в законе об образовании. Здесь будет задействован механизм тройного договора. Вуз берет на себя обязательство подготовить специалиста с необходимыми компетенциями. Абитуриент обязуется учиться и после окончания учебы отработать как минимум три года. Предприятие, со своей стороны, гарантирует студенту прохождение практики, социальные преференции, например, стипендию, а также — в перспективе — трудоустройство.
В случае невыполнения обязательств — штрафы в размере полной стоимости обучения и для предприятия, и для студента. Такую систему принуждения к исполнению своих обязательств у нас применят впервые. Целевых мест станет меньше, но уровень студентов — выше.
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Гончарова Е. Дмитрий Ендовицкий: «Работодатели должны включиться в подготовку кадров» // РБК.- 2017.- 15 мая.- Режим доступа:
http://www.rbcplus.ru/news/591945ca7a8aa9556d091d3e [15.05.2017]
Нестандартный подход
Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ
Директор стартап-академии «Сколково» и основатель венчурного фонда Red Sharks Ventures Юрий Митин рассказывает о компании Quadro Electric, которую основали студенты электромеханического факультета Санкт-Петербургского Политеха
В 2009 году студенты электромеханического факультета Санкт-Петербургского Политеха Владимир Млынчик, Антон Красильчук и Артем Денисов решили запустить бизнес в сфере энергетики и основали компанию Quadro Electric. Отрасль не самая молодежная, но главное — у ребят было желание внести инновации в консервативную индустрию электроэнергетики. Многому пришлось учиться с нуля. Электрические измерения и испытания, строительство и проектирование электрических сетей стали главными задачами компании.
Чтобы выделиться на фоне конкурентов, они придумали яркий бренд, заказали незаурядный фирменный стиль у петербургского художника и сами сделали сайт, похожий на сайт европейских энергетических гигантов. Первые клиенты нашлись не с помощью участия в коммерческих тендерах, а через контекстную рекламу в интернете, что невероятно для этой индустрии.
Через год оборот компании достиг нескольких миллионов. И основатели взялись за новые проекты: решили открыть образовательный центр по производству светодиодных светильников. Эти направления стоили немалых затрат, а прибыль приносить не торопились. Тогда вернулись к основному бизнесу.
Финансовые результаты
Сегодня компания строит электрические сети по всей России, имеет филиалы в Москве и Санкт-Петербурге. В ней трудится около 90 человек, а выручка за прошлый год достигла 200 млн руб. Частные инвесторы сейчас присматриваются к энергетическому стартапу. Были даже предложения о покупке бизнеса, но основатели не соглашаются на сделки с инвесторами и развиваются своими темпами.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Нестандартный подход // Коммерсантъ.- 2017.- 12 мая.- Режим доступа:
http://www.kommersant.ru/doc/3294557 [15.05.2017]
В Томске открылся детский технопарк "Кванториум"