Мантическая практика как технология ответа
Мантика (дивинация, гадание) — неплохой способ обратной связи и неастрологического контроля изменений. Если, конечно, нам позволяет этим успешно заниматься наша натальная карта, о чем я еще скажу. Мантика, как и астрология, базируется на простом принципе, сформулированном Гермесом Трисмегистом в "Изумрудной скрижали": "Что вверху — то и внизу, то, что снаружи — подобно тому, что внутри". Используя тот или иной прием гадания, мы добиваемся того, что скрытый, неоформленный импульс из коллективного бессознательного проходит через наше индивидуальное подсознание и обретает проявленную форму в сознании. Ответ находит себе путь через наше "Я" в жестком пространстве символа так же, как вода находит себе путь в скалах.
С древних времен существовали различные типы дивинации. Они были так популярны в некоторых высокоразвитых культурах (как, например, в Китае, Риме, Этрурии), что государственные деятели обращались за знамением перед каждым крупным политическим и военным событием, и ни одно серьезное сооружение не строилось без нужного Знака. Существовало огромное множество видов мантики, многие из которых уже давно забыты: гадание по животным, по полету птиц, по грому и молнии, по падению какого-либо предмета в храме или другом месте, по пятнам на печени жертвенного животного. Были и такие, которые прямо были связаны с первостихиями — геомантия, гидромантия, аэромантия и пиромантия. Геомантия предсказывала будущие вещи посредством "движений земли, ее шумов, содроганий, разделений, поглощений, испарений и других впечатлений". Современное развитие китайской геомантии мы находим в фен-шуй. Гидромантия гадает по воде, ее токам и притокам, по ее цвету и по другим вещам, к которым еще добавляются видения в воде. Общеизвестная сейчас практика "отливания" воском в традиционном европейском колдовстве берет начало именно отсюда. Аэромантия гадает по впечатлению от радуги, по кругам (гало) вокруг Луны, по миражам и небесным явлениям, по облакам и их форме. До сих пор этот метод используется вслепую при многих магических операциях (как, например, запрет на мантику во время грозы или дурной погоды). Пиромантия гадает по впечатлениям от огня, по цвету огня и дыма, по движению дыма и по видениям в огне.
Современный практик отметает все это как несусветную чушь, забывая, что системы, которыми мы пользуемся сейчас для тех же целей, стоят в точности на тех же самых основаниях. Их преимущество только в том, что существует обширная литература и есть живые носители традиции, у которых можно пройти обучение. Кроме того, современный человек более тяготеет к абстрактным и символическим конструкциям, чем к непосредственному созерцанию. Поэтому наиболее популярные у нас сейчас традиционные системы другие, но их также уверенно можно ассоциировать с четырьмя стихиями. Вплоть до того, что люди со значимыми для мантики натальными планетами в определенных стихиях гороскопа предсказуемо более успешны в той или иной мантической Системе.
Таро — древняя система символов, ведущая свое происхождение с территории Ближнего Востока и уходящая корнями в глубину веков. Вариантов карт Таро сейчас существует множество, их число давно перевалило за тысячу. Подобно Воде, Таро легко меняет форму, оставаясь неизменным по сути. Об этой мантической системе сложено легенд и загадочных историй более, чем о многих других. Таро как система требует от практика сужения смысла при трактовке. Весьма общий, философский смысл Арканов при интерпретации индивидуально сужается, подобно тому, как Вода всегда стремится принять стабильное нижнее положение. Эта Система более любой другой требует от практика развитой интуиции, чувствительности и психической гибкости, однако Таро легко может быть воспринято почти любым адептом. Все это однозначно позволяет связать Систему Таро с Водой, что очень хорошо подтверждается натальными картами успешных практиков этой мантики. Сильно выраженная стихия Воды в гороскопе, Луна, Меркурий, Парс Фортуны или Управитель Асцендента в водном знаке (и особенно в Рыбах) склоняет к тому, что эта мантическая система будет у нас основной. Не случайно, что исторически Таро легко принималось теми, кто по вере или по национальности олицетворял Рыбы и водные знаки (например, в случае связи между Таро и Каббалой). Как и настоящая Вода, Таро очень восприимчиво к посторонним "примесям" и меняет при этом смысл, хотя и остается собой. Яркий, хотя и не единственный пример тому — модификация символизма, предпринятая А.Кроули. Кроме того, Таро очень чувствительно к эмоциональному состоянию человека-проводника, и никакие техники защиты здесь не будут лишними. Внутренний, скрытый смысл Таро становится доступен тем, кто сумеет включить в общении с Системой оппозиционный знак, знак "внутреннего управления" — Деву. Именно поэтому существует столько попыток создания своих систем Таро, зачастую очень сложных, но всегда глубоко продуманных.
Совершенно иной дух у Рунической мантики. Рунами могли пользоваться только люди священных профессий, творческие личности. Само слово типа означает "тайна", восходя к древнейшему индогерманскому корню со значением "прятать, скрывать". Руны — магические и алфавитные знаки, использовавшиеся народами Европы от черноморского побережья до далекой Гренландии. Долгое время, до вторжения кельтов в Италию в IV в. до н.э., они служили только для магических целей и для гадания, так как древние кельты, скандинавы и готы не знали письменности. Руны высекали на камнях или вырезали на дереве, ими украшали оружие, посуду, различные предметы, писали заклинания над входом в дом и на носах кораблей. Руны с самого начала служили Действию и были направлены на Поступок. Эта система предполагает от гадателя, чтобы он не сужал (как в Таро), а расширял смысл при трактовке. Узкий, буквальный смысл рун при интерпретации индивидуально расширяется, подобно тому, как Огонь всегда стремится освоить новые пространства. Эта Система не требует развитой интуиции, но ждет действий и рекомендует действия. Все это однозначно позволяет связать руническую мантику с Огнем, что также хорошо подтверждается натальными картами успешных практиков этого направления. Сильно выраженная стихия Огня в гороскопе, Луна, Меркурий, Фортуна или Управитель Асцендента в огненном знаке (и особенно в Овне или Стрельце) склоняют к тому, чтобы эта мантическая система "работала" у нас лучше других. И не случайно, что исторически руны ассоциируются с теми, кто олицетворяет языческий Овен — кельты, норманны, праславянские племена. Внутренний слой рунической практики открывается тому, кто сумеет включить символизм Весов как оппозиционного и дополнительного к Овну знака. То есть выйти на уровень гармонии между своими действиями и небесным законом, найти свой путь Дао через руны. Видимо, не случайно традиция жрецов-друидов проходит под символизмом Весов.
И-Цзин — это принципиально иная мантика, нежели Таро или Руны. И-Цзин совершенен и завершен. К его четкому и абсолютно рациональному символизму невозможно что-то добавить или что-то убрать. Это самая стабильная и неизменная Система среди распространенной сейчас мантики. То, чего она требует от гадателя, — так это хорошего понимания именно самой Системы и всех существующих в ней структурных взаимосвязей. Все это однозначно позволяет ассоциировать И-Цзин со стихией Земли, что отлично подтверждается натальными картами тех, кто считает эту мантику своей основной. Сильно выраженная стихия Земли в гороскопе, Луна, Меркурий, Жребий Фортуны или Управитель Асцендента в Земном знаке (и особенно в Тельце) склоняют к тому, чтобы эта мантическая система воспринималась, как родная. Не случаен интерес К.Г.Юнга к этой системе (Луна в Тельце), не случайно И-Цзин создан такой культурой как Китай, с ее четкой иерархической лестницей, древней традицией и системной философией (Козерог). Внутренний, скрытый смысл И-Цзин становится доступен тем, кто сумеет освоить в общении с Системой оппозиционный знак, знак "внутреннего управления" — Скорпион (что проявляется в понимании постоянной трансформации одних ситуаций в другие, благодаря символизму "превращающихся" черт в гексаграммах).
С Воздухом — самой хаотичной стихией, не имеющей формы и внутренней структуры — мы должны связать окказиональную, или акцидентальную (то есть, случайную, спонтанную), мантику. Здесь нет готового набора символов, его диктует сама ситуация. Такой подход предоставляют гадателю большую свободу действий, позволяя ему находиться практически в прямом диалоге с Миром. Вспомните, в традиции магической практики и боевых искусств мастер не принимал в обучение ученика, если на то не было специального Знака. Для того чтобы определиться, Мастер мог дать выполнить какое-то сложное, но бесполезное задание, чтобы получить указания (Знаки), как ему вести себя с претендентом. Или прямо отправить адепта на "поиск видений" тем или иным способом (шаманская традиция). Лучше всего этот подход к мантике дается людям, у которых важные сигнификаторы гороскопа связаны с Воздушной стихией, и особенно с Водолеем. Воздушная мантика — это высший возможный "пилотаж" в гадательной практике, чреватый неверным пониманием и интерпретацией. Причина этого в том, что ее внутренний, сакральный смысл становится доступен только при правильном использовании Львиного принципа. То есть, при развитом внутреннем "Я", уже лишившемся большей части слепого эгоизма. Один из типичных и по-прежнему актуальных приемов такой мантики хорошо описан у Корнелия Агриппы: "Нужно извлекать первые ауспиции из начала каждой работы, например, если при начале работы мыши едят вашу одежду, нужно бросить и прекратить работу; если, выходя, вы спотыкаетесь о порог двери или спотыкаетесь в дороге, оставьте или прекратите ваше путешествие; когда вы встречаетесь с кем-то или с чем-то скверным в начале ваших предприятий, отложите их или отсрочьте из страха, что ваши намерения вовсе не удадутся, или что ваша работа не была бы совсем бесполезной, и подождите некоторое время и часа более благоприятного и лучшего авгура". Говоря проще, начало любого дела — это его символический ASC. И если в самом начале мы сталкиваемся с явными и нетипичными трудностями, которые можно понимать как Знак, значит, стоит к этому прислушаться. Подробнее о методике интерпретации Знаков судьбы я продолжу чуть позже (раздел "Системная работа со знамениями и символами"). В общем случае необходимо проверять, согласуются ли знаковые события с транзитными аспектами к натальной карте. Лучший случай для обратной связи воздушного типа — это наблюдение за событиями, происходящими во время ингрессий Солнца в натальные Дома (подробнее см.: "Транзитные ингрессии в Дома") и во время обращений планет (см.: "Обращения и аспекты планет"). В этом случае мы легко отфильтровываем все, что не информативно, и чем не нужно засорять свое внимание. Таким образом мы избегаем известной ловушки, в которую часто попадаются начинающие эзотерики, пытающиеся усмотреть смысл во всем происходящем. Обычно это приводит их не к упорядоченности, а к Хаосу в собственной жизни. Мантика "воздушного типа" легче всего стыкуется с астрологией, и потому я остановлюсь на ее использовании подробнее в следующей главе ("Системная работа со знамениями и символами снов").
И вот тут мы подходим к тому, что в любой мантике очень важна личность и духовное "Я" самого практика. Сейчас существует распространенное заблуждение, что мантикой может заниматься кто угодно и когда угодно, если разберется в символизме и в технологии. Однако это совсем не так. Оставим сейчас в стороне традиционные приемы техники безопасности при работе с мантикой (как, например, зажженные свечи, специальная одежда, тянуть руны левой рукой, использовать для И-Цзин выведенные из употребления или специальные монеты и т.д.). Все это можно найти в специальной литературе на эту тему. Здесь я сосредоточусь на астрологической стороне вопроса.
Существуют натальные и транзитные ограничения на занятия мантикой. Имеется целый список ограничений для тех, кто занимается этим профессионально, консультируя других. Сюда входят не только натальные констелляции, но даже физиологические признаки (как, например, необходимо отсутствие явных уродств, физических дефектов). Что касается консультаций или обучения других — это действительно обоснованно. Но так как в данном случае речь в основном идет об очень интимном вопросе — о личном самоизменении, на которое имеет право каждый, — то и требования становятся значительно мягче.
Для адекватной работы со Знаками и мантикой очень важны Луна и Меркурий. Именно они являются последней ступенью передачи информации из коллективного бессознательного к сознанию, именно здесь происходят самые заметные искажения. Меркурий и Луна должны быть, как минимум, не поражены. Прежде всего, сожжением, напряженными аспектами от высших планет и соединением с Лилит. Эссенциальная слабость не так важна. Также плохим признаком считается положение Черной Луны в Одиннадцатом Доме. Если Меркурий и Луна более-менее в порядке, тогда можно поинтересоваться состоянием Управителя Одиннадцатого Дома и Нептуна, исходя из той же самой логики. Если в целом картина получается неудовлетворительная — то гадания как средство обратной связи лучше не использовать.
И, независимо от натальных сигнатур, существует транзитный набор ограничений по констелляциям планет. Поскольку здесь задействованы Луна и Меркурий, то на них и обращаем внимание в первую очередь. Очень важно учитывать положение Луны и Меркурия "без курса", или "в свободном уходе" (напомню, это отсутствие у планеты сходящихся мажорных аспектов до ее выхода из знака). Это время, когда любая мантика склонна выдавать ерунду, или же мы не готовы правильно ее интерпретировать. Желательно избегать сходящихся аспектов Луны или Меркурия с Лилит. Если у нас сильная натальная Луна в гороскопе, то нелишним будет обратить внимание на лунные дни и избегать двойственных и "сатанинских". Не рекомендуются мантические практики в 2,9,13,20,29 лунные дни. И, наоборот, хорошее время — 1, 4,7,12,14,16,18,22 дни Луны. Мантика лучше "работает", когда сильна Луна, а значит после захода Солнца, в ночные часы, но до местной полуночи (то есть, до прохождения Солнца по Третьему, Второму и Первому транзитным Домам). Кроме того, хороший момент самопроверки — погода в момент операции. Если собирается гроза или на улице шквал — это плохое время. Также не рекомендуется использовать гадания женщинам во время беременности и во время женского цикла.
В принципе, к мантике можно отнести использование рамки и маятника как средства обратной связи. Однако я не рекомендовал бы это делать. Технология, которая успешно используется в биолокации, вовсе не так же успешна в контактах с иррациональной стороной своего "Я". Одинаковые инструменты и способ получения ответа создают иллюзию, которая многих заводит в тупик. Безусловно, рамка или маятник являются лишь стрелкой прибора, а самим прибором является человек. Однако при биолокации все наше тело и, как следствие, рамка в наших руках являются приемником внешних сигналов. А при мантике мы заставляем их выдавать реакцию на внутренние сигналы. Это два совершенно разных процесса для тела и психики и два совершенно разных набора способностей. Тот, у кого получается определять воду под землей или патогенные зоны, — вовсе не обязательно будет так же прозорлив по отношению к вопросам Духа, пытаясь решить их при помощи рамки или маятника. Это совершенно иная область. И потому зачастую такая практика гораздо ближе к спиритизму, или столоверчению. Те же, кто имеет врожденные (или приобретенные) способности к ясновидению или восприятию безмолвного знания, если и пользуются рамкой и маятником — то лишь как ребенок, который держится за стенку, пока учится ходить. Гораздо надежнее воспринимать все напрямую, в том числе визуально. Затем "костыли" должны быть отброшены.
И тут мы подходим к более серьезному способу работы с гадательной практикой, чем использование различных символических систем. Он, прежде всего, связан с непосредственным восприятием и с измененными состояниями сознания (ИСС). Чтобы отличать подобные серьезные процедуры от обычного гадательного контроля, П.Глоба предлагает их называть "дивинация" (от латинского "divinatio" — обращение к Богам). Я согласен с тем, что для этого нужно использовать другой термин, но намерен использовать его более буквально, чтобы отделять один вид техник от другого. Если в традиционной мантике мы, образно говоря, опускали руку в Океан Вечности и вылавливали оттуда ответ, то здесь мы ныряем в него с головой. Отношение к подобной практике в разных культурах различное. Так, например, у иудеев, христиан и мусульман священники порицают "гадание и ворожбу", но признают инспирацию и пророчества (правда и право на это, по их мнению, дается не всем). А Древний Китай, наоборот, не признавал пророков и пророчеств, но профессиональные гадатели были частью социального механизма и повседневной действительности. Для нас более важно, что для дивинации более жестко действуют ограничения, связанные и с натальной картой, и с реальной текущей ситуацией. Для дивинации не подходят неблагоприятные лунные дни, а также пять или шесть последних дней года (15-20 марта), и рекомендуется быть аккуратнее на "Сожженном" участке Змееносца — в первых семи градусах (15-21 ноября). Хорошее время для этих обрядов, когда "двери открыты" — это двенадцать дней Святок (5-17 января), языческие градусы Равноденствия и Солнцестояния (подробнее см.: "Звезды и градусы"), а также последние семь градусов Змееносца (22-28 ноября).
Дивинацию рекомендуется использовать только в крайних случаях, для важнейших дел и относиться к этому серьезно. Желателен суточный пост, без мяса и рыбы. Хотя бы за час до начала — сохранять молчание. Контрастный душ до и после. Молитва или медитация. Иными словами — все классические процедуры входа и выхода, более подробно описанные в разделе "Использование затмений". Хороший пример дивинации — созерцание "коридора зеркал". Но есть пример, который лучше вписывается в тему этой книги, и на обучение которому у меня есть нужные права и знания.
Речь тоже пойдет о технике созерцания зеркала (их существуют десятки), но с совершенно иной, прикладной направленностью. На семинарах очень часто возникает вопрос: "Как узнать что-то о своих прошлых воплощениях без длительной специальной подготовки?" Способ, который я опишу здесь, очень прост, эффективен и безопасен. Необходимо зеркало, в котором может отражаться все лицо и голова, но не очень большое, без трещин. Расположить зеркало перед собой на расстоянии вытянутой руки или чуть дальше. Две свечи (но не лампы!) расположить по сторонам от себя так, чтобы не слепило глаза и они не отражались в зеркале. Затем нужно уединиться, сесть удобно и расслабиться. Добившись расслабленности, сфокусироваться на зрачках так, чтобы каждый глаз смотрел прямо в свое отражение — параллельно. Можно считать свои вдохи и, дойдя до десяти, начинать сначала. Теперь самое главное. Продолжая фокусироваться на своих зрачках, не напрягаясь, сформировать намерение увидеть лица своих прошлых воплощений и больше ничего не ждать, ни о чем не думать, но и не отвлекаться. Достаточно нескольких минут, чтобы лицо стало изменяться. Обычно это происходит в несколько этапов. На первом этапе мы видим в зеркале себя и свое лицо, которое выглядит таким же, как всегда. На втором этапе созерцания, через несколько минут, лицо начинает меняться. Обычно это начинается с края лица и заметно периферийным зрением. В какие-то моменты в зеркале отражаются только собственные глаза. Характерная деталь правильного выполнения — зрачки начинают светиться ясным светом, почти как у кошки. Это признак того, что наше восприятие уже изменилось, и мы можем видеть собственную энергию, что в "нормальном" состоянии сознания невозможно. На этом этапе на лицо в зеркале будут накладываться и другие лица. Самые разные, бывает, даже звериные морды. Чем более захламлено собственное подсознание, тем более пугающими будут образы. Относитесь к этому без эмоций — мы ждем сейчас не калейдоскопа иллюзий, а собственных лиц из прошлых инкарнаций. Если испугаться происходящего или отвлечься — все мгновенно закончится, и мы снова окажемся на первом этапе, и все нужно будет начинать сначала. Чтобы продолжать, нужна беспристрастность, решительность и расслабленность. На третьем этапе одно из лиц занимает ясное и устойчивое положение, мы воспринимаем его сразу и целиком, продолжая одновременно созерцать его (свои) зрачки. Характерно "узнавание", подобное тому, какое бывает во сне. Нам знакомо это лицо, и одновременно мы точно знаем, что никогда его не видели. Это — одна из наших прошлых личностей. Если сильно изумиться в этот момент (или испугаться, как делают некоторые неразумные практики) или отвести глаза от зрачков, то мы вновь окажемся на первом этапе. Но в этот раз возвращение к третьему уровню будет более быстрым и более легким. И вновь появится то же лицо или другое, отражающее другую нашу личность и иное воплощение. Позвольте этим лицам безмолвно рассказать нам о себе. Это не связано с их "рассказом", как можно было подумать. Просто знание само вливается в нас без слов и даже мыслей. Вы узнаете, кем был этот человек, каким был его характер и иногда многое другое. Обычно здесь можно прекращать выполнение, так как цель достигнута. Но можно пойти дальше. На четвертом этапе мы созерцаем все появляющиеся лица до тех пор, пока не исчезнут все образы. Это кажется невозможным на первом этапе, когда видишь в зеркале обычного себя, но это возможно, пусть даже на короткий момент на последнем этапе. Главное, все делать последовательно. В зеркале не отражается более ничего, кроме светящейся пустоты. Да и само зеркало может восприниматься уже не как стекло, а как отверстие, как провал. Это — конец практики, так как мы погрузились через наше бессознательное к своему подлинному духовному "Я". Здесь кончается безопасное выполнение техники и собственно сама дивинация.
В этой технике между нами и зеркалом циркулирует, усиливаясь, наша собственная духовная Сила, и поэтому практика совершенно безопасна с точки зрения контактов с иным миром. Вплоть до последнего этапа. Проникнуть в ту концентрацию Силы, которую мы при этом нагнетаем, "со стороны" невозможно. Однако эта плотность действует на нас самих, вызывая не только необходимые видения, но и страх как естественную реакцию на изменение гомеостаза. Страху потакать нельзя — все, что мы видим в зеркале при этой дивинации, это ни что иное как мы же сами в разных ипостасях, или в разных проективных метафорах. Если практик не может принять этот факт или не может преодолеть свой страх — это дурной знак. Это прямое указание на то, что мы не принимаем, отрицаем или боимся какую-то часть самих себя. В этом случае нужно сначала разобраться с серьезными внутренними проблемами другими способами. Именно поэтому технику созерцания зеркала (в любой ее разновидности) следует с большой осторожностью использовать людям, в гороскопе которых есть "проблемная" Луна, в особенности в напряженных аспектах с Ураном, Нептуном, Плутоном или в соединении с Лилит.
Более мягкий вариант — это целевая медитация. Этот метод обратной связи родственен традиционной мантике и близок к дивинации. Здесь в качестве "фильтра" информации выступает не фиксированный символ той или иной Системы, а намного более тонкий инструмент — мы сами. Таких медитативных технологий существуют сотни. Суть в том, что медитировать можно в двух "режимах". В режиме созидания — как в созидательной визуализации или при чтении художественных книг. Или в режиме восприятия, когда мы стремимся лишь воспринять то, что возникает само. Именно так, например, работают с цветом и фактурой чакр, а также со сложным символизмом их "лепестков". Именно такова известная медитация "Гора", в которой мы поднимаемся к "мудрецу" за советом. Все это — очень гибкие способы технологии обратной связи, но они требуют не столько знаний, сколько опыта, способностей и навыка применения. Я отношу целевые медитации к мантике, потому что они прямо направлены на получение обратной связи о том или ином проблемном вопросе.
Но есть и еще более гибкий (но и более трудный для освоения) инструмент оперативного контроля. Речь идет о работе с символами сновидений.