Виды контроля в учебном процессе
Виды контроля в учебном процессе | Их характеристика |
Ниже представлены ситуации, выявленные с помощью контроля. Какой вид контроля вы бы использовали для их определения? В каких случаях лучше использовать тесты, а в каких – традиционные средства контроля?
· Из всего класса только 10 учащихся достигли по своим результатам необходимой скорости чтения, а 15 пока не научились хорошо читать.
· Иванов на уроке математики получил отметку «5», а Петров – «2».
· Сидоров с трудом различает звонкие и глухие согласные.
· Петя нуждается в моей помощи для развития навыков устного счёта.
· Сидорова необходимо перевести в группу успевающих учеников.
· У моего коллеги, преподавателя русского языка, класс оказался сильнее моего.
· Миша медленно усваивает новый материал.
Какой вид контроля вы используете для принятия каждого из 7 решений? Когда лучше использовать тесты, а в каких случаях можно полагаться на традиционные средства контроля?
3. Используя материалы методического и учебного пособий основной литературы [2; 3], составьте таблицу «Функции контроля». Ответьте на вопрос: Какие функции контроля вы считаете приоритетными для повышения качества обучения? Следует ли с помощью контроля активизировать принуждение к обучению?
4. Вычлените преимущества, которые имеют новые системы оценки качества образования по сравнению с традиционными.
Рейтинг_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Портфолио________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тестирование________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Отметьте некоторые социальные тенденции (изменение демографической ситуации, рост народонаселения, развитие рыночных отношений, конкуренция за рабочие места и др.), повышающие важность тестирования в школах.
Как вы считаете, будет ли возрастать роль тестов в российских школах на протяжении ближайших десяти лет? Аргументируйте свой ответ.
5. Придумайте не менее 5 (пяти) вопросов, заданий, актуализирующих знания, умения учащихся, необходимые для изучения выбранной Вами темы урока.
Вопросы (задания) | Для чего они необходимы? Как они помогут в усвоении темы урока? |
1. | ... |
2. | ... |
и т.д. | ... |
6. Придумайте не менее 5 (пяти) вопросов, заданий на закрепление изученной темы выбранного Вами урока.
Вопросы (задания) | Какой элемент состава знаний закрепляется? |
1. | ... |
2. и т.д. | ... |
7. Познакомьтесь с требованиями к педагогическому контролю.
Требования к педагогическому контролю:
1.Индивидуальный характер контроля в сочетании с групповым.
2.Систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения,
сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся.
3.Разнообразие форм и методов контроля, обеспечивающих реализацию всех его функций.
4.Всесторонность контроля, предполагающая проверку и оценку достижений учащихся
по предмету (предметам) в соответствие государственному образовательному стандарту.
5.Объективность контроля, исключающая преднамеренные субъективные и ошибочные
оценочные суждения и выводы.
6. Дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности
учебного предмета,
его разделов, а также индивидуальные качества учащихся (важны методика осуществления
контроля, педагогический такт).
7.Единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся
в рамках класса.
А) Разработайте критерии оценки знаний, умений, навыков и др. учащихся для вопросов (заданий) из п. 2. (Критерий - признак, на основании которого производится оценка, определение чего-либо, мера суждения, оценки какого-либо явления)
Оценки | Критерии и показатели |
1. | ... |
2. | ... |
3. . | ... |
Б) Разработайте критерии оценки знаний, умений, навыков и др. учащихся для вопросов (заданий) из п. 1.3.
Оценки | Критерии и показатели |
1. . | ... |
2. . | ... |
8. Познакомьтесь с описанием ситуации. Выполните задание после текста.
4 класс. В классе 31 человек: 14 девочек и 17 мальчиков. Ввиду того, что школа находится в военном городке, основная часть родителей учеников – военнослужащие. Родители стараются регулярно контролировать успеваемость и поведение детей, по роду своей деятельности это им не всегда удается.
Уровень общественной активности в классе невысок, самостоятельность и добросовестность в выполнении трудовых поручений проявляется лишь у части учащихся. Взаимопомощь проявляется слабо. Состояние успеваемости в классе в целом удовлетворительное.
Общий уровень знаний и учебных навыков средний. При этом у части детей преобладает непроизвольная эмоциональная память. Они достаточно легко запоминают эмоционально насыщенный материал, представляющий для них интерес, в то время как относительно сложный, но обязательный для изучения учебный материал воспринимают
с трудом, заучивают механически путем многократных повторений, не уясняя его смысла.
У части детей произвольное внимание в целом сформировано, но недостаточно развито свойство переключаемости внимания. Отличников в классе 3, неуспевающих - 1. В классе достаточно часты проблемы с дисциплиной. Обучение математике идет по учебнику Э. И. Александровой. Школа оснащена всем необходимым.
Задание: разработайте и представьте на практическом занятии проект системы рефлексивного безотметочного оценивания учебных достижений ребенка, формы и приемы которого позволяют вызвать у детей позитивную учебную мотивацию.
9. Установите соответствие: