Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса

План:

1. Проблема сохранения здоровья учащихся в современном образовании.

2. Понятие «здоровьесберегающая педагогика». Цель и задачи здоровьесберегающей технологии.

3. Основные направленияи принципы здоровьесберегающей педагогики.

4. Условия обеспечения здоровьесберегающей среды в школе.

Практические задания.

Задание 1.

Используя учебники, учебные пособия, методическую и справочную литературу, выпишите определения:

здоровье __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

здоровьесберегающая педагогика

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

здоровьесберегающая технология

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

здоровьесберегающая образовательная технология

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Определите, какое из этих понятий шире. Ответ аргументируйте.

Задание 2.Заполните таблицу

Основные компоненты здоровьесберегающей технологии Их характеристика
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  

Задание 3.Продолжите схему.

Функции здоровьесберегающей технологии:

1. -----------------------------------

2. -----------------------------------

3. --------------------------------------

4. -------------------------------------

5. --------------------------------------

6. --------------------------------------

Задание 4. Изучение опыта работы школ по реализации здоровье сберегающих технологий. Презентация.

Задание 5. Анализ видеозаписи урока. Проанализировать урок с позиции здоровьесбережения (см. методические материалы);

Памятка учителю

Первые признаки переутомления детей:

- снижение качества работы;

- резкое ухудшение почерка;

- изменение поведения ребенка: он становится или беспокойным, или вялым, или рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;

- изменение регулярных физиологических функций (повышенная потливость, покраснение лица);

- появление жалоб на усталость: у некоторых детей процесс торможения так силен, что они могут заснуть.

Анализ урока с позиций

Здоровьесбережения

1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)

Что наблюдается Да Нет Примечание
1.Учащиеся в перемену находятся в кабинете      
2. Кабинет проветрен      
3. Кабинет настраивает на рабочий лад      

2.Ход урока

Что наблюдается Результаты (норма, выше или ниже нормы)
1. Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов)  
2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 мин.)  
3. Частота чередования различных видов учебной деятельности(норма: смена не позже чем через 7-10 мин.)  
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р. и т.п. (норма: не менее трех)  
5. Чередование видов преподавания ( норма: не позже, чем через 10-15 мин.)  
6. Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самост. работы, работа в группах, в парах, ролевые игры и т.п. (норма: не менее 7-10 мин.)  
7. Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-ой минуте урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями)  


3. Психологический климат на уроке (оцените в баллах: 0 – показатель отсутствует,

1 – показатель выражен слабо, 2 – проявляется на достаточном уровне)

Что наблюдается Результат
1. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п.  
2. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.  
3. Взаимоотношения между учителем и учеником (стиль, тип взаимодействия)  
4. Взаимоотношения между учащимися  
5. Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.)  

:

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8.

ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

План:

1. Педагогический контроль в учебном процессе: его структура и содержание.

2. Виды контроля и его функции. Принципы контроля.

3. Современные средства оценки достижений учащихся (мониторинг, рейтинговая система оценивания, портфолио обучающихся, тестирование успешности учащихся).

4. Возростосообразность технологии оценки достижений учащихся.

5. Психолого-педагогические аспекты педагогического контроля.

Практические задания

1.Перечислите основные компоненты в структуре контрольно-оценочной деятельности педагога:

- ……………………..

- ……………………..

- ……………………..

- ……………………..

- ……………………..

- ……………………..

2. Опираясь на учебное пособие [Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособ. Для студ. Высш. Учеб. заведений / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – 2-е изд., стер..], заполните таблицу:

Наши рекомендации