Здоровьесберегающие технологии педагогического процесса
План:
1. Проблема сохранения здоровья учащихся в современном образовании.
2. Понятие «здоровьесберегающая педагогика». Цель и задачи здоровьесберегающей технологии.
3. Основные направленияи принципы здоровьесберегающей педагогики.
4. Условия обеспечения здоровьесберегающей среды в школе.
Практические задания.
Задание 1.
Используя учебники, учебные пособия, методическую и справочную литературу, выпишите определения:
здоровье __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
здоровьесберегающая педагогика
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
здоровьесберегающая технология
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
здоровьесберегающая образовательная технология
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Определите, какое из этих понятий шире. Ответ аргументируйте.
Задание 2.Заполните таблицу
Основные компоненты здоровьесберегающей технологии | Их характеристика |
1. | |
2. | |
3. | |
4. | |
5. | |
6. |
Задание 3.Продолжите схему.
Функции здоровьесберегающей технологии:
1. -----------------------------------
2. -----------------------------------
3. --------------------------------------
4. -------------------------------------
5. --------------------------------------
6. --------------------------------------
Задание 4. Изучение опыта работы школ по реализации здоровье сберегающих технологий. Презентация.
Задание 5. Анализ видеозаписи урока. Проанализировать урок с позиции здоровьесбережения (см. методические материалы);
Памятка учителю
Первые признаки переутомления детей:
- снижение качества работы;
- резкое ухудшение почерка;
- изменение поведения ребенка: он становится или беспокойным, или вялым, или рассеянным, невнимательным, часто отвлекается;
- изменение регулярных физиологических функций (повышенная потливость, покраснение лица);
- появление жалоб на усталость: у некоторых детей процесс торможения так силен, что они могут заснуть.
Анализ урока с позиций
Здоровьесбережения
1. Позитивное влияние на здоровье учащихся (до начала урока)
Что наблюдается | Да | Нет | Примечание |
1.Учащиеся в перемену находятся в кабинете | |||
2. Кабинет проветрен | |||
3. Кабинет настраивает на рабочий лад |
2.Ход урока
Что наблюдается | Результаты (норма, выше или ниже нормы) |
1. Количество видов учебной деятельности: письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач (норма: 4-7 видов) | |
2. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности (норма: не более 10 мин.) | |
3. Частота чередования различных видов учебной деятельности(норма: смена не позже чем через 7-10 мин.) | |
4. Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, с/р. и т.п. (норма: не менее трех) | |
5. Чередование видов преподавания ( норма: не позже, чем через 10-15 мин.) | |
6. Наличие на уроке работ, в которых учащиеся имеют возможность выразить свое мнение, проявить самостоятельность: самост. работы, работа в группах, в парах, ролевые игры и т.п. (норма: не менее 7-10 мин.) | |
7. Наличие на уроке оздоровительных моментов (норма: на 20-ой минуте урока 1 минута из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями) |
3. Психологический климат на уроке (оцените в баллах: 0 – показатель отсутствует,
1 – показатель выражен слабо, 2 – проявляется на достаточном уровне)
Что наблюдается | Результат |
1. Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. | |
2. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п. | |
3. Взаимоотношения между учителем и учеником (стиль, тип взаимодействия) | |
4. Взаимоотношения между учащимися | |
5. Наличие эмоциональных разрядок (поговорки, известные высказывания, небольшое стихотворение, юмористическая или поучительная картинка, музыкальная минутка и т.п.) |
:
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 8.
ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
План:
1. Педагогический контроль в учебном процессе: его структура и содержание.
2. Виды контроля и его функции. Принципы контроля.
3. Современные средства оценки достижений учащихся (мониторинг, рейтинговая система оценивания, портфолио обучающихся, тестирование успешности учащихся).
4. Возростосообразность технологии оценки достижений учащихся.
5. Психолого-педагогические аспекты педагогического контроля.
Практические задания
1.Перечислите основные компоненты в структуре контрольно-оценочной деятельности педагога:
- ……………………..
- ……………………..
- ……………………..
- ……………………..
- ……………………..
- ……………………..
2. Опираясь на учебное пособие [Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособ. Для студ. Высш. Учеб. заведений / В.И. Звонников, М.Б. Челышкова. – 2-е изд., стер..], заполните таблицу: