Схема 1. Урок усвоения новых знаний.

I. Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. (На какой социальный опыт учащихся будет опираться изучение темы? Какие вопросы будут заданы учащимся в начале урока, которые помогут им усвоить тему?)

II. Мотивация учебной деятельности. (Как, с помощью чего заинтересовать учащихся, вызвать у них потребность в изучении избранной темы?)

III. Сообщение темы, целей урока. (Какие цели следует сообщить учащимся?)

IV. Восприятие и первичное осознание нового материала. (Какой новый материал будет сообщен учащимся: его содержание, методы, средства, формы усвоения)

V. Осмысление объективных связей и отношений в изучаемом материале и раскрытие внутренней сущности изучаемых явлений. (Какие причинно-следственные связи будут устанавливаться? Что и с чем будет сравниваться, сопоставляться? Какие будут перед учащимися поставлены проблемы, познавательные задачи? На какие существенные признаки явлений, предметов будет обращаться внимание?)

VI. Обобщение и систематизация знаний. (Под обобщением понимают выделение каких-либо свойств определенного класса предметов, переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Систематизация заключается в распределении предметов и явлений по группам и подгруппам в зависимости от того, чем они похожи и чем отличаются)

VII. Подведение итогов урока. (Продолжите фразу: "Итак, мы сегодня с вами на уроке…")

VIII. Сообщение домашнего задания.

Схема 2. Урок формирования навыков и умений.

1. Актуализация опорных знаний и практического опыта учащихся.

2. Мотивация учебной деятельности.

3. Сообщение темы, целей урока.

4. Изучение нового материала (упражнения). (Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию, условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формулирования соответствующего правила (алгоритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, подготовить осмысление правила, закона, являющегося основой усвоения соответствующих навыков и умений.)

5. Первичное применение приобретенных навыков и умений. (Пробные упражнения - это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен еще непрочно и учащиеся могут допускать ошибки в применении знаний.)

6. Применение знаний и действий в стандартных ситуациях. (Тренировочные упражнения от пробных отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в выполнении их, а также большим разнообразием заданий, сложность выполнения которых постепенно нарастает.)

7. Творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия. (Все те упражнения, которые требуют нестандартного подхода, выдумки, проявления фантазии, изобретения нового и т.п.)

8. Итоги урока. (Продолжите фразу: "Итак, мы сегодня с вами на уроке…")

9. Сообщение домашнего задания.

Планирование воспитательной работы.

Назначение, функции, виды и структура планов.

Требования к планированию.

Предназначение плана – упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.

План – это документ, указывающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ей порядок, объём, временные границы.

План выполняет следующие функции:

- направляющую, определяющую, т. е. конкретные направления и виды деятельности;

- прогнозирующую, т. е. косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

- координирующую, т. е. организаторскую;

- контрольную;

- репродуктивную, т.е. через любой отрезок времени по плану можно восстановить содержание и объём выполненной работы.

Требования к планированию:

1) Целенаправленность плана. В зависимости от цели каждая форма работы имеет свою специфику в её использовании.

2) План ориентирован на реализацию потребностей и интересов детей, на их развитие, что предполагает учёт предложений школьников и родителей при планировании, изучении их ценностных ориентаций.

3) План – это результат совместного творчества педагогов, учащихся и родителей.

4) План работы предусматривает связь воспитательного процесса с жизнью общества, практической деятельностью детей, что означат:

- создание условий для применения школьниками на практике знаний, полученных на уроке, во внеурочное время;

- отражение основных событий страны в жизни коллектива;

- включение детей в активную деятельность, преобразование окружающей среды.

5) Ориентация на комплексный характер планов, что предполагает: а) разнообразие содержания и форм работы, направленных на развитие многообразных интересов и способностей детей; б) положительное влияние на разные стороны, свойства личности; в) включение школьников в разные виды деятельности; г) целостность воздействия на сознание, чувства, поведение детей.

6) План предусматривает создание условий для выбора учащимися различных видов, форм деятельности, своей позиции в планируемой работе.

7) При планировании необходимо обеспечить преемственность содержания и форм деятельности: исключить неоправданное дублирование, учитывать предыдущий опыт, видеть перспективы в работе.

8) Конкретность и целесообразность плана, обоснованность планируемой работы, что предполагает учёт особенностей каждого ученического и педагогического коллектива, уровня их развития, сложившихся традиций, педагогическую обоснованность планируемой работы в соответствии с задачами коллектива.

9) Реальность и разумная насыщенность плана.

При планировании необходимо учитывать:

- результаты воспитательной работы и выводы, полученные в ходе анализа;

- воспитательные и организационно-педагогические задачи;

- материалы, советы и рекомендации педагогической и методической литературы по воспитательной работе;

- передовой опыт;

- возможности родителей, общественности;

- воспитательный потенциал социального окружения школы, предприятий, культурных учреждений;

- традиционные праздники учебного года;

- события. Факты, связанные с жизнью страны, города, села;

- события. Даты, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся людей;

- традиции школы;

- дела, проводимые ближайшими культурными учреждениями;

- предложения педагогов, учащихся и родителей.

Виды и структура планов.

Планы по содержанию, структуре, форме очень разнообразны.

В практике составляются различные планы, которые можно классифицировать по разным основаниям.

1) По охвату содержания:

- комплексный;

- тематический;

- предметный (конкретный) план.

2) По длительности планируемого периода:

- долгосрочный;

- этапный;

- краткосрочный;

- оперативный.

3) в зависимости от субъекта планирования:

-индивидуальный;

- коллективный.

4) По масштабу планирования:

- общешкольные планы;

- планы первичного коллектива.

Практический опыт показал, что в школьном коллективе составляются следующие планы по воспитательной работе:

- перспективный план;

- календарные планы воспитательной работы;

- план методической работы с учителями по вопросам воспитания школьников;

- план контроля за организацией и результатами воспитательной работы;

- планы клубов, штабов, музеев и других школьных объединений;

- перспективные планы работы по направлениям воспитания за несколько лет;

- планы подготовки и проведения общешкольных дел.

В классном коллективе чаще всего составляют:

- планы воспитательной работы классного руководителя;

- планы ученического коллектива;

- планы работы коллектива по важнейшему направлению на определённый период;

- план подготовки и проведения дела в коллективе;

- планы работы творческого объединения, групп.

Задание I:

1. Используя теоретический материал, основную и дополнительную литературу, выберите вид воспитательного мероприятия и разработайте форму его проведения.

2. Составьте план (сценарий) внеклассного мероприятия для учащихся любого возраста (на выбор студента).

Требования к организации анализа воспитательной работы

1). Анализ воспитательной работы должен быть объективным и предусматривать выявление существенных черт анализируемого объекта; выявление причинно-следственных связей.

2). Необходимо рассматривать всю совокупность явлений в их взаимосвязи и взаимодействии.

3). Рассматривать предмет анализа следует в процессе возникновения, становления, изменения и развития: вскрывать его противоречивый характер, учитывать количественные и качественные изменения, определять связь между прошлым, настоящим и будущим.

4). Анализ предусматривает исследование воспитательного процесса как динамичной, целостной системы, взаимодействующей со средой, характеризующейся наличием внутренних и внешних связей.

5). Любая программа анализа должна строиться на основе принципа главного звена. Главное звено – это тот элемент системы, на который можно эффективно воздействовать и влиять.

6). В основе анализа лежит комплексный подход, который характеризуется следующим: выделением в анализируемом явлении или процессе сторон, подлежащих изучению с позиции различных наук; единством цели и направлением педагогического анализа, их субординаций и координаций; соответствием методов изучения содержанию исследуемых явлений; взаимодействием различных систем знаний; согласованностью действий всех участников анализа; учётом роли нравственных, ценностных и психологических факторов при анализе любой педагогической проблемы.

7). Необходимо обеспечить целенаправленность анализа, что предусматривает чёткую формулировку и глубокое осмысление общей и частных целей педагогического анализа. Второй стороной данного требования выступает планирование как модель действий субъекта анализа по достижению намеченной цели (целей). Отсюда вытекает обязательность планирования аналитической деятельности.

8). Анализом должны заниматься все члены педагогического коллектива , что предусматривает широкое внедрение самоанализа в деятельность каждого педагога.

9). Организация и проведение анализа предусматривают решение воспитательных задач. Участие в аналитической работе формирует у учащихся активность, ответственность за принимаемые решения и планируемые дела, развивает аналитические умения, потребность в самоанализе.

Выводы анализа необходимо фиксировать в оперативных управленческих решениях, которые следует конкретно адресовать и определить сроки их действия.

Наши рекомендации