Памятка «Как вести дискуссию»

Педагог Посредник
1. Покажите другим, как достичь результата, удовлетворяющего всех. 1. Поощряйте людей на разрешение спора своими силами
2. Спрашивайте мнение других и уважайте его. 2. Поддерживайте тех, кто склонен к самовыручке.
3. Откажитесь от эмоционального шантажа (использования слов: вы должны, обязаны…, негативной критики: вы недостаточно хорошо работаете, делаете…; оскорбительных прозвищ: такое может сказать только… . 3. Смотрите на контекст для определения оптимального уровня позиции.  
4. Поддерживайте в студентах чувство значимости; указывайте на особые достоинства их характера, учитывайте варианты их решений.
Студент
1. Рассматривайте даже самые трудные ситуации как потенциальные уроки.
2. Принимайте сложившуюся ситуацию как она есть, не требуя от себя полной правоты и совершенства, и не ждите этого от других.
3. При решении проблемы берите инициативу в свои руки.

Анализ занятия.

Вопросы для обсуждения.

- В чем сложность организации дискуссии?

- Как помогли высказывания педагогов в начале дискуссии заинтересовать и настроить студентов на обсуждение?

- Сумел ли педагог организовать активную работу студентов во время обсуждения?

- Смогли ли студенты сочетать свое мнение с учебным материалом, который был дан для подготовки семинара?

- Насколько слаженно происходила выработка общего мнения?

- Опираясь на личный опыт участия в подобного рода учебных занятиях, предложите свой вариант дискуссии по теме занятия.

Форма отчётности:устные выступления с сообщениями, выписки из первоисточников и опорные конспекты, обсуждение заданий самостоятельной работы.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4.

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

План:

1.Проектирование как способ инновационного преобразования педагогической действительности.

2. Технология и логика организации проектной деятельности.

3. Виды педагогических проектов. Основные объекты педагогического проектирования.

4. Проектирование возрастосообразного образовательного процесса.

5. Результаты и оценка проектной деятельности в сфере образования. Требования к участникам педагогического проектирования.

Интернет ресурсы:

К.Е. Романова. Проектирование образовательной среды. Учебное пособие. – 2011г. Национальный цифровой ресурс Руконт (Электронная библиотечная система). URL: http://www.rucont.ru/efd/145485?cldren=0

Пчельникова Е.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ МАЛОГО ГОРОДА /Е.В. Пчельникова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2010. № 8. С. 312-314. Научная электронная библиотека. URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=15571844

Практические задания.

Задание 1.

Прочитайте примеры формулировок тем учебных проектов: «Праздники», «История вычислительной техники», «Рождество в России», «Наши увлечения», «Гармония моды», «Музыка в нашей жизни», «Спорт в нашей жизни», «Русская усадьба XIX века», «Мой Пушкин», «Конечная остановка детства».

Определите, все ли они по смыслу лежат в проектном поле? Ответ аргументируйте.

Задание 2.

Предложите программу исследования, которая могла бы быть использована на предпроектном этапе, где объектом проектной деятельности выступают:

а) пространство досуга школьников;

б) среда учреждения высшего образования (педагогического университета);

в) система обучения.

Выделите в рамках выбранного объекта несколько возможных предметов для изучения (при необходимости конкретизируйте объект).

В программе укажите цель и задачи изучения объекта, методы и методики, которые могут быть использованы, способы накопления, обобщения и интерпретации информации.

Задание 3.

На основании лекционных материалов и учебного пособия [Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, М.И. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А.Сластёнина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 288 с. ГЛ. 4] составьте таблицу:

Этапы проектной деятельности Задачи этапа Проектные результаты этапа Педагогические результаты этапа
       

Задание 4.

На основании материалов[Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, М.И. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А.Сластёнина, И.А. Колесниковой. –. ГЛ. 4] постройте алгоритм поэтапного педагогического сопровождения проектной деятельности. Для этого обозначьте:

- какие процедуры являются обязательными для каждого из четырёх этапов работы в проекте;

- что должны знать, уметь, чувствовать участники проекта, чтобы успешно справиться с ним;

- трудности по каждой из процедур;

- целесообразные виды помощи со стороны педагога;

- знания, умения педагога.

Задание 5.Составьте структуру и задания для учащихся по созданию «Портфеля», направленного на личностное становление учащегося.

Задание 6.Разработайте проект по одному из видов педагогических проектов:

- учебные проекты;

- досуговые проекты;

- социально-педагогические проекты;

- проекты личностного становления;

- сетевые проекты;

- международные проекты (на выбор студента).

Задание 7.Возьмите интервью у участников любого из проектов, относящихся к сфере педагогического проектирования. В ходе интервью узнайте следующее:

· Что оказалось наиболее интересным в проектной деятельности?

· Какие трудности пришлось испытать, участвуя в проекте?

· Что нового он узнал о предмете проектирования, процессе проектирования, о себе, о других участниках совместной деятельности?

· Чему научился?

· От кого получил помощь?

· Кому оказал помощь?

· Хотел бы ещё раз принять участие в проекте?

· Какую тему (проблему) в этом случае предложил бы?

Задание 8.

Ниже приведены три определения понятия «образовательная система». Как будут различаться стратегии проектирования в зависимости от выбора того или иного определения? Что будет приоритетно являться предметом преобразования в каждом из вариантов?

Образовательная система – это совокупность образовательных программ, удовлетворяющих запросы определённых групп населения на одной территории и обеспечивающих стабильность результатов образовательной деятельности (О.Е. Лебедев).

Образовательная система – это специально выстраиваемая силами общества и государства в соответствии с историческим и социокультурным контекстом система сохранения, воспроизводства и развития Человеческого Качества.

Образовательная система это специально организованная система, предназначенная включить человека в культуру (прошлую, настоящую, будущую), придать эволюции культуры безопасный ход, то есть выработать, сформировать определённую готовность к действию, развернуть, наладить механизмы ориентации, адаптации, побуждения, коммуникации, продуцирования ценностей в той или иной области (В. Е. Родионов).

Задание 9.

На основании материала[Педагогическое проектирование: учеб. Пособие для высш. Учеб. Заведений / И.А. Колесникова, М.И. Горчакова-Сибирская; под ред. В.А.Сластёнина, И.А. Колесниковой. –] разработайте :

а) памятку составителю учебного плана (образовательной программы);

б) алгоритм действий разработчика педагогической технологии.

Задание 10.

Проведите самооценку готовности к участию в проектной деятельности по следующим критериям готовности:

- наличие проектного типа мышления;

- способность работать «в команде»;

- проектная дисциплина;

- ангажированность;

- социальная активность;

- открытость изменениям;

- способность к коррекции своих действий.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5.

ТЕХНОЛОГИИ РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ. – 4Ч

План:

1. Суть и специфика педагогической задачи.

2. Характеристика основных типов и видов педагогических задач.

3. Алгоритмы решения профессиональных задач. Основные этапы решения педагогической задачи.

4. Проявление профессионализма и мастерства учителя в решении педагогических задач

5. Деловая игра«Оценка выбора решения педагогических задач».

Практические задания.

Задание 1.Выпишите несколько определений понятия «задача». При работе используйте различные словари.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.Охарактеризуйте понятие «педагогическая задача».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

«Педагогическая задача – это основная структурная составляющая педагогического процесса».

Докажите это, иллюстрируя конкретным примером.

Задание 3.Приведите примеры педагогических задач (из собственного опыта, педагогической практики). Объясните, почему выбранные Вами примеры являются педагогическими задачами.

Задание 4.Прочитайте отрывок из книги В. А. Сухомлинского «Верьте в человека». Выполните задание к тексту.

«Ученик 5- го класса Анатолий Т. вместо того, чтобы внимательно слушать урок, потихоньку вынимал из карманов спичечные коробки и строил домики. У Толи начали появляться последователи. Придя в класс, я как бы невзначай, заговорил с учениками об Анатолии: «Ему на уроках очень скучно, – сказал я, – и он для развлечения приносит всякие игрушки. Но игрушек, по - видимому, мало. Помогите ему. Принесите завтра в школу, кто что сможет. Вы, девочки, сделаете ему тряпичную куклу. Может, ваши игрушки лучше развлекут Анатолия. Все это было сказано серьезным тоном. Дети принесли много игрушек: коробочки, свистки, погремушки, куклы… ».

Сухомлинский, В. А. «Верьте в человека» /

Наши рекомендации