Лакокрасочные материалы. Классификация
И маркировка
Лакокрасочными материалами
называются
краски, лаки, эмали, грунтовки и шпатлевки. Они
для образования лакокрасочных покрытий
на поверхностях предметов с целью придания им за-
щитных, декоративных и специальных свойств.
Качества будущего лакокрасочного покрытия —
прочность, долговечность и другие — зависят от пра-
вильного выбора и применения ЛКМ. На этикетках
упаковок ЛКМ содержится необходимая информация
о виде, составе, назначении и применении этих мате-
риалов, однако не вся она может быть понята неспе-
циалистом, поскольку часть ее записана в виде специ-
ального буквенно-цифрового кода. Ниже приводятся
необходимые сведения по разъяснению этого кода.
Обозначения ЛКМ. Прежде всего нужно знать, ка-
кие виды лакокрасочных материалов существуют и ка-
ков состав того или иного вида. По своему составу
ЛКМ — это сложные вещества, представляющие со-
бой механическую смесь нескольких составных час-
тей, или компонентов. Основным компонентом ЛКМ
является пленкообразователь или пленкообразующее
(связующее) вещество, которое, высыхая, образует на
201
|
|
|
|
окрашенной поверхности
хорошо сцепленную
с ней пленку. Пленкообразователи изготовляют на ос-
нове природных и синтетических смол. Наиболее рас-
пространенным пленкообразователем является олифа.
Нужный цвет
придают с помощью специаль-
ных веществ (природных либо синтетических), назы-
ваемых красителями и пигментами.
Краситель растворяется в
ос-
тавляя его прозрачным, и используется обычно для
приготовления лаков. Пигмент нерастворим в пленко-
образователе, вводится он в виде порошка, делая плен-
непрозрачным, и применяется для при-
готовления красок, эмалей и т.п.
Следующим компонентом ЛКМ является наполни-
тель — порошкообразное белое или слабоокрашен-
ное нерастворимое в пленкообразователе вещество,
которое вводится в ЛКМ для экономии пигмента. Еще
одна составная часть лакокрасочных материалов —
растворитель. Он представляет собой органическую
жидкость, в которой растворяется пленкообразователь.
В качестве растворителя используют скипидар, ацетон,
уайт-спирит и многокомпонентные растворители, со-
стоящие из смесей толуола, этанола и других веществ.
Назначение растворителей — доведение ЛКМ до не-
обходимой вязкости.
Помимо основных компонентов, о которых шла речь
выше, в состав ЛКМ могут входить дополнительные —
пластификаторы и другие.
По виду лакокрасочные материалы делят на лаки,
эмали, краски, порошковые краски, грунтовки
и шпатлевки.
202
|
|
|
|
|
|
— это раствор пленкообразующего
в органическом растворителе. После высыхания (т.е.
испарения растворителя) лак образует на
твердую прозрачную пленку.
Эмаль представляет собой раствор пленкообразу-
ющего вещества в органическом растворителе со взве-
шенными в нем частицами пигмента и наполнителя.
Краска — это смесь олифы либо водной дисперсии
синтетических полимеров и взвешенных в ней частиц
пигмента и наполнителя. Для придания краске необ-
ходимого цвета в нее могут вводиться сразу несколько
пигментов.
Порошковая краска — смесь (сухая) пленкообра-
зователя с пигментами и наполнителями. После нане-
сения на поверхность эту краску сплавливают, охлаж-
дают, и в результате застывания она образует на
поверхности твердую непрозрачную пленку.
Грунтовка — это тоже краска или эмаль, но обла-
дающая более высокой адгезией — способностью луч-
шего сцепления с окрашиваемой поверхностью и ма-
териалом, наносимым по грунтовке. Назначение
грунтовки — повышение защитных свойств лакокра-
сочного покрытия.
Шпатлевка — также краска или эмаль, но имею-
щая иное соотношение компонентов, что делает ее
более густой. Шпатлевка используется для заполне-
ния неровностей и выравнивания окрашиваемых по-
верхностей.
Системы обозначения лакокрасочных матери-
алов. Система состоит из нескольких групп знаков
и имеет следующий общий вид:
203
|
|
|
|
группа/2-я группа/ — /3-я группа/4-я группа/
5-я группа/
В обозначении лаков пятая группа отсутствует.
Обычно группы не отделяются друг от друга какими-
либо знаками, кроме второй и третьей, между которы-
ми ставится тире.
Первая группа указывает вид
«краска»,
«эмаль», «лак», «грунтовка», «шпатлевка». Масляные
краски содержат только один пигмент, и поэтому вмес-
то наименования «краска» пишется наименование пиг-
мента: «белила цинковые», «охра», «сурик» и т.д.
Во второй группе указывается тип пленкообразую
щего вещества, которое применено вданном лакокра-
сочном материале. Тип
обознача-
ется
в виде
условного шифра.
Наиболее часто встречаются следующие пленкообра-
зующие вещества и соответствующие им шифры.
АБ —
АК —
АУ —
АЦ —
БТ — битумные
ВА —
ил ацетатные
ВЛ —
ВС —
—
КО — кремнийорганические
— канифольные
КЧ — каучуковые
— масляные
МЛ —
204
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
—
и
—
НП —
—
— полиэфирные насыщенные
ПФ —
ПЭ — полиэфирные ненасыщенные
УР —
ФА —
ФЛ —
—
ХС —
ШЛ — шеллачные
ЭП — эпоксидные
ЭФ
—
л
ЯН — янтарные
Иногда лакокрасочные материалы получают путем
смешивания разных пленкообразователей, в таких слу-
чаях ставят обозначение
имею-
щегося в
в наибольшем количестве или опреде-
ляющего его свойства.
Для некоторых материалов перед второй группой
ставят
которые отделяются от знаков второй
группы тире и означают разновидность материала:
Б — без растворителя; В —
ВД —
ОД — органо-диспер-
П — порошковые.
В третьей группе указывается преимущественное на-
значение или условия эксплуатации данного ЛКМ. Од-
нако исключением являются грунтовки и
для
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
которых третья группа указывает вед
и состоит из
одного нуля для грунтовок и двух нулей для шпатлевок.
Третья группа отделяется от второй тире и обозначается
цифрами, приведенными в таблице
В четвертой группе указывается порядковый
присвоенный материалу п р и его разработке и состоя-
щий из одной, двух или трех цифр, написанных сразу
за цифрой третьей группы. При этом имеется исклю-
чение для масляных красок; у них четвертая группа
обозначает не номер разработки, а наименование оли-
фы, на основе которой изготовлена краска:
1 — олифа натуральная, 2 — олифа
олифа глифталевая; 4 — олифа
3—
5 —
олифа комбинированная.
В обозначениях немасляных красок через интервал
после порядкового номера допускается добавлять одну
или две буквы, характеризующие те или иные особен-
ности материала.
ХС — холодная сушка; ГС — горячая сушка; ПН —
пониженная горючесть; НГ — негорючая; М — мато-
вая;
— полуматовая.
Пятая группа, отсутствующая в обозначении лаков,
указывает цвет ЛКМ: «бежевая», «слоновая кость»,
«светло-зеленая» и т.д.
Примеры обозначения
Лак БТ-785 — лак битумный, химически стойкий,
Эмаль ГФ-230 — эмаль глифталевая, для внутрен-
них работ, № 30.
Эмаль
— эмаль
для
наружных работ, № 34.
206
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица
Цифровое
Обозначение
О
Вид
Плуатации
Грунтовка
Шпатлевка
Назначение, условия
(для наружных ра-
бот). Эксплуатируются в различных кли-
матических условиях на открытом воздухе.
Ограниченно атмосферостойкие (для
внутренних работ). Эксплуатируют в отап-
ливаемых и неотапливаемых помещениях,
под навесом
Защитные,
Для вре-
менной защиты предметов при хранении
Водостойкие. Стойкие к воздействию
пресной и морской воды и ее паров
Специальные. Краски, стойкие к воз-
действию рентгеновских лучей и других
излучений, светящиеся краски и др.
Маслобензостойкие. Стойкие к воздей-
ствию масел,
нефтепродуктов
Химически стойкие. Стойкие к воздей-
ствию кислот, щелочей и других жид-
ких химических реагентов и их паров
Термостойкие. Стойкие к воздействию
повышенной температуры.
каторы
Электроизоляционные. Стойкие к воз-
действию электрических токов,
разрядов
207
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эмаль ПФ-218ХС — эмаль
внутренних работ, № 18, холодной сушки.
для
Краска
зеленая — краска масляная, гус-
тотертая, изготовленная на комбинированной олифе,
для внутренних работ, зеленая.
Краска
серая — краска порошковая,
эпоксидная, для наружных работ, № 77, серая.
Сурик
— краска масляная сурик, готовая
к употреблению, изготовленная на олифе
для наружных работ.
Краска
сионная на
белая — краска водно-диспер-
дисперсии, для наруж-
ных работ, № 7, белая.
— грунтовка
№ 59.
Шпатлевка
красно-коричневая — шпат-
левка эпоксидная, № 10, красно-коричневая.
Шпатлевка
серая — шпатлевка нитроцел-
№ 7, серая.
А теперь познакомимся поближе с каждым видом
Составы
Прежде чем приступить к побелке и окраске, поверх-
ность необходимо подготовить —
что-
бы обеспечить равномерное впитывание краски и луч-
шее ее сцепление. Грунтовка, как уже говорилось, —
это лакокрасочный связующий материал, наносимый на
выровненную поверхность первым слоем и обладающий
меньшей вязкостью, чем окрасочные составы (пленки).
В грунтовке может содержаться небольшое количество
пигмента. Если окрасочный состав наносится непосред-
ственно на грунтовку, то в качестве нее целесообразно
208
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
использовать этот же окрасочный состав, но разжижен-
ный разбавителем.
Большинство грунтовок имеет конкретное назначе-
ние: под
известковую или под масляную ок-
раску. Существуют и универсальные грунтовки.
Грунтовка под известковую окраску. 1. На Юл
состава берут 2,5 кг жирного известкового теста,
100 г поваренной соли. В 5 л холодной воды тщатель-
но размешивают известковое тесто. Соль растворя-
ют в 2 л горячей воды. Раствор соли вливают тонкой
струйкой в разведенное известковое тесто, хорошень-
ко перемешивают и разбавляют водой до
л. При-
готовленный состав надо процедить через сито с от-
верстиями не более 1x1 мм.
2. Лучшие по качеству грунтовки готовятся на из-
вести —
или известковом тесте с добавлени-
ем мыла и олифы. Такие грунтовки называются «мы-
ловаром». Мыловар можно использовать как под
известковые, так и под клеевые краски.
Готовят мыловар так: 200 г
хозяйственного
мыла нарезают мелкими стружками, растворяют в
л
кипящей воды, после чего в раствор при энергичном по-
мешивании вливают олифу
кг).
Мыльно-масляный раствор медленно вливают в
юся в 5 л воды известь (2 кг) или известковое тесто и как
следует перемешивают до получения однородной массы.
После этого смесь разбавляют холодной водой до 10 л
и процеживают через сито. Правильно приготовленная
грунтовка не содержит на поверхности капель олифы. Если
грунтовка-мыловар будет применяться под клеевую крас-
ку, в нее необходимо добавить
пигменты.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Грунтовка-мыловар на известковом тесте приготав-
ливается по такому рецепту:
кг известкового
та, 200 г хозяйственного мыла (40%-ного), 100 г оли-
фы; мыло растворяют в
л кипящей воды; в эту
мыльную водудобавляют, тщательно перемешивая, оли-
фу; полученную смесь вливают в известковое тесто,
тщательно перемешивают, разбавляют водой до 10 л и
процеживают сквозь сито.
Для грунтовки сильно закопченных (пожелтелых)
поверхностей грунт-мыловар готовится по любому из
приведенных выше рецептов, но увеличивают количе-
ство хозяйственного мыла до 400 г, а олифы — до 300-
400 г на 10 л состава.
Грунтовка под клеевую и
ок-
раску (купоросная). Состав 1. Медный купорос
0,25 кг) растворяют в эмалированной или деревянной
посуде в 3 л горячей воды. В клееварке в 2 л воды ра-
створяют предварительно замоченный и набухший кост-
ный (столярный) клей (0,2 кг сухого) и вливают в него
растворенное в отдельной посуде хозяйственное
ное мыло (250 г). В горячий мыльно-клеевой раствор
при интенсивном перемешивании вливают олифу
в количестве
г. В полученную эмульсию,
постоянно перемешивая, тонкой струйкой вливают слой
медного купороса, засыпают мел
кг) и доводят
водой до 10 л. В результате получается однородная зе-
лено-голубоватая суспензия, которую процеживают че-
рез сито и используют в горячем виде (при температуре
+
Грунтовку нельзя готовить и хранить в металличес-
кой посуде, так как она способна приводить к коррозии.
210
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для смягчения грунтовки и повышения ее способ-
ности к нанесению в нее добавляется мел, который
вводится осторожно, так как горячий раствор может
Олифа улучшает эластичность грунтовки.
И еще следует помнить: нарушать приведенную пос-
ледовательность операций приготовления грунтовки
недопустимо.
Состав 2. Эта грунтовка для клеевой и эмульсионной
окраски наносится на стену или потолок в два приема. Вна-
чале поверхность обрабатывают купоросной травянкой,
имеющей
состав:
для старой штукатурки —
500 г медного купороса и
г столярного клея на ведро
воды; б) для новой штукатурки — 400 г медного купороса
и 250 г столярного клея также на ведро воды. Предвари-
тельно измельченный медный купорос растворяется в
чей воде, и в него добавляется отдельно сваренный клей.
Купоросная травянка
тие и долговечность покраски.
верхность маховой кистью
Второе покрытие производится
ровное покры-
наносится на по-
взмахами.
состо-
ящей из 700 г медного купороса, 300 г хозяйственного
мыла, 200 г столярного клея и 100 г натуральной оли-
фы на одно ведро воды (для новой штукатурки количе-
ство купороса равно 500 г).
Купоросную грунтовку хранят в деревянной или гли-
няной посуде. Мел в количестве 2,5 кг на ведро добавля-
ется только перед употреблением, в противном случае
грунт через
потеряет свои
Засыпается мел
в холодную смесь купороса, клея, мыла и олифы, кото-
рую готовят так: в посуду наливают 1 л воды, добавляют
мелко растолченный клей и настроганное мыло. После
211
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
этого всю массу кипятят до полного растворения. Затем
при интенсивном перемешивании добавляют тонкой
струйкой олифу. Полученную смесь сливают в растворен-
ный купорос. При нанесении грунта на стену (горизон-
тальными полосами) его необходимо постоянно переме-
шивать, чтобы грунт не оседал на дно.
Масляные грунтовочные составы подразделяются
на подкрашенные пигментами олифы, используемые
для первого грунтования (проолифки) поверхностей,
и на жидко разведенные масляные краски, используе-
мые для грунтования прошпатлеванных поверхностей.
Чистая (без пигментов) олифа применяется для бес-
цветной грунтовки хорошо впитывающей древесины
(сосны) или гипсовой штукатурки.
Применяется также
разбавленная эталон-
ным бензином и скипидаром либо их заменителями.
Такой олифой грунтуют менее пористые материалы —
дуб или известковую штукатурку. Цветная грунтовка
представляет собой первичную покраску масляными
красками, разбавленными скипидаром, уайт-спиритом,
олифой. Такая грунтовка олифой или разбавленными
красками обязательна при окраске чистой пористой
древесины или штукатурки.
Пигмента или краски (охры, сурика, мумиё) берут до
10% от веса олифы и все тщательно перемешивают. Что-
бы олифа лучше и глубже проникала в деревянные
и оштукатуренные поверхности, ее подогревают, добав-
ляют пигменты и олифят 1
раза до полного заполне-
ния пор. После высыхания первого слоя олифят второй
раз. Под масляную краску чаще олифят один раз, нанося
грунтовку тонким слоем без пропусков и потеков.
212
|
|
|
Состав для
1 кг
г су-
хого пигмента или тертой краски.
Улучшенная окраска
если поверхность
проолифить, зашпатлевать, затем по шпатлевке опять
проолифить и загрунтовать.
Гораздо экономичнее и быстрее вместо проолифки
проделать
что и основной колер.
жидкой краской того же цвета,
Состав для
1 кг
г
густотертой масляной краски. Олифу вливают в крас-
ку, тщательно перемешивают и процеживают через
частое сито.
Грунтовки наносят сплошным тонким слоем и высу-
шивают. Слой грунтовки повторяет профиль поверх-
ности, поэтому имеющиеся отдельные неровности вы-
равнивают, сглаживают шпатлевкой.
В продажу поступают и готовые шпатлевки:
для подготовки поверхностей деревянных
изделий и черных металлов;
ГФ-032 — для
защиты изделий из стали и легких сплавов;
—
для металлических и деревянных поверхностей под по-
крытия различными эмалями; ГФ-20 — для грунтова-
ния деревянных и металлических поверхностей.
Шпатлевки — это отделочные составы для вы-
р а в н и в а н и я поверхностей, подлежащих окраске.
Мелкие трещины, царапины, раковины и т.п. на по-
верхностях заделывают подмазкой. Она, в отличие
от шпатлевки, не дает усадки и обладает повышен-
ной адгезией. В зависимости от вида используемой
краски шпатлевки делятся на гипсовые, клеевые,
масляные и лаковые. Для их приготовления исполь-
213
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зуют хозяйственное мыло, просеянный гипс, мел,
олифы, лаки, клей — столярный, животный, муч-
ной — и другие материалы.
Подмазка
под клеевую краску: гипс —
1 кг; мел —
кг;
клеевой раствор.
Просеянные гипс и мел перемешивают и насыпают
тонкой струей в посуду с клеевым раствором, тщатель-
но все перемешивают до однородного состояния. Гус-
тоту регулируют добавками порошка гипса и мела или
клеевого раствора.
Купоросная подмазка:
кг гипса просеянного, 2 кг
мела просеянного, эмульсия, разведенная до рабочей
густоты.
Эмульсию готовят так: берут 1 л купоросной грун-
товки (см. выше), добавляют в нее
г клеевого ра-
створа
крепости и все перемешивают. Эмуль-
сию наливают в посуду, туда же тонкой струей всыпают
смесь гипса с мелом и тща