Расчет мощности привода, выбор электродвигателя
Для расчета принимаем усилие резания Рмах=750 кН.
Определяем плечо момента, соответствующего Рмах:
.
Статический момент резания при Рмах :
Мрез=Рмах·а=750·0,114=85,5 кН·м.
Определим потери на трение:
,
где:
m - коэффициент трения, принимаем m=0,05;
d1,d2,d3 – диаметры валов, по чертежу, соответственно 480 мм, 200 мм, 140 мм.
.
Момент трения:
Мтр=Рмах·а тр=750·0,0205=15,375 кН·м.
Суммарный максимальный статический момент:
Мст=Мрез+Мтр=85,5+15,375=100,875 кН·м.
В соответствии с изменением усилия резания и плеча момента строим кривые изменения моментов по толщине разрезаемого металла
Момент холостого хода на остальных участках принят равным Мхх=5%, Мст=5,04 кН·м.
Диаграмма статических моментов ножниц представлена на рисунке 7.
Рисунок 7 - Диаграмма статических моментов ножниц
Максимальная мощность резания по этому моменту , кВт:
Nрез.max.=Мст·ω=100,875·1,21=122,06 кВт.
Для привода ножниц установлен электродвигатель МТН613-10. Мощность на валу Nдв=75 кВт, частота вращения ротора n=575 об/мин, маховый момент ротора GD²=25 кг·м².
Между электродвигателем и клетью установлен цилиндрический двухступенчатый редуктор с общим передаточным числом U=49,77. Передаточное число первой ступени U1=7,33, второй – U2=6,79.
Электродвигатели специального металлургического исполнения допускают трехкратную перегрузку по мощности и моменту при номинальной скорости. В данном случае кратковременная перегрузка составит:
Δ=75·3=225 кВт>122,06 кВт.
Кратковременная перегрузка в рамках допустимой.
Номинальный крутящий момент:
Мн=Nн/w=75/60,18=1,2 кНм
Электродвигатели металлургического исполнения допускают кратковременную трехкратную перегрузку по мощности и по моменту при номинальной скорости, т.е.:
Nдв мах=75·3=225 кВт; Мдв мах=1,2·3=3,6 кНм.
Крутящий момент на выходном валу редуктора равен:
Мкр мах= 3,6·49,77·0,95=179,2 кНм,
что достаточно для преодоления максимального момента резания.
Определяем момент инерции всех масс :
,
где mDi² – суммарный маховый момент масс на валу электродвигателя. Он складывается из маховых моментов масс якоря электродвигателя (85 кгм²), моторной муфты (30 кгм²), тормозного шкива (40 кгм²), механизмов ножниц и редуктора (950 кгм²).
Момент инерции всех масс:
Определяем время разгона
При разгоне ножниц до угловой скорости резания, вал совершит с ускорением угловой путь:
Резание заготовки начнется после поворота вала на 85º. Таким образом, разгон закончится раньше, чем начнется резание металла, что является необходимым условием. Остальную часть пути до момента резания φхх=85-75=10° вал ножниц будет совершать без ускорения при нагрузке, равной Мхх.
Находим время после окончания разгона и до начала резания:
.
Считаем, что резание заготовки на пути в 57,5° совершается при постоянных угловых скоростях вала ножниц, тогда время резания составит:
.
Ножницы должны быть остановлены при крайнем нижнем положении кривошипа, т.е. когда вал совершит полный оборот. Тормоз на валу электродвигателя должен быть включен за некоторое время до остановки ножниц. Время торможения:
.
Путь вала ножниц при равнозамедленном торможении :
Φт=3·nр•tт=3•10•2,05=61˚
Остальной путь, считая от момента окончания резания (136,5˚) до момента начала торможения, равный:
φхх´=360 - (136,5+61)=162,5º
вал ножниц совершает при нагрузке Мхх, за время:
.
Таким образом, время рабочего хода ножниц, при повороте на 360º, составит:
.
Определяем среднеквадратичный момент электродвигателя
Таким образом:
.
Двигатель не будет перегреваться при работе с частыми запусками.
Расчет зубчатой пары
Материал шестерни:
Сталь 45,термическая обработка – улучшение, твердость HB 235.
Материал колеса:
Сталь 45, термическая обработка – нормализация, твердость HB 200.
Допускаемые контактные напряжения
[ ] = ,
Где – предел контактной выносливости при базовом числе циклов.
– коэффициент долговечности, при длительной эксплуатации редуктора, = 1.
– коэффициент безопасности, = 1, 10.
Для углеродистых сталей с твердостью поверхностей зубьев меньше HB 350 и термической обработкой (нормализация или улучшение)
= 1,8HB + 67,
Для шестерни:
[ ] = = ≈ 490 МПа,
Для колеса:
[ ] = = ≈ 427 МПа,
Расчетное допускаемое контактное напряжение для косозубых колес:
[ ] = 0,45( ) = 0,45(490+427) = 412,65 МПа,
Межосевое расстояние из условия контактной выносливости активных поверхностей зубьев:
=
= 43(4+1) *1≈98,9мм,
Где
=43, для косозубых колес,
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине венца. Несмотря на симметричное расположение
колес принимается выше рекомендуемого, так как со стороны цепной передачи действуют силы, вызывающие дополнительную деформацию ведомого вала и ухудшающие контакт зубьев. Принимается как в случае несимметричного расположения колёс,
– коэффициент ширины венца по межосевому расстоянию, .
u= = 4.
Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185 – 66
=100 мм
Нормальный модуль зацепления выбирается в интервале (0,01-0,02)
и выравнивается по ГОСТ 9563 – 60
= (0,01÷0,02) =(0,01÷0,02)*100=2 мм,
Стандартный модуль зацепления = 2 мм.
= arcsin = 11.537
Суммарное число зубьев
=
= =97
Тогда
Где β- угол наклона зубьев, предварительно β=140,06987’.
Уточненное значение угла наклона зубьев
arcCosβ=
arcCosβ = = 0,97,
β=14°06987’.
Основные размеры шестерни и колеса:
Делительные диаметры
= 39 мм,
=
= *72= 148,4 мм,
Диаметры вершин зубьев:
,
= 201,6 + 2,4*2 = 147,2 мм,
Ширина колеса
Ширина шестерни ,
Коэффициент ширины шестерни по диаметру
=
= =0,871
Окружная скорость колес и степень точности передачи
ν =
ν = = =0,67 = 1 м/с,
При такой скорости для косозубых колес следует принять 9 степень точности.
Проверка контактных напряжений
Так как заявленный материал Сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость HB235 для шестерни и материал Сталь 45, термическая обработка – нормализация, твердость HB 200 для колеса не является прочным для данных расчётов, то рекомендую:
Материал шестерни:
Сталь 40х, термическая обработка – улучшение, твердость HB300.
Материал колеса:
Сталь 40х, термическая обработка – нормализация, твердость HB 280.
Для шестерни:
[ ] =
[ ] = = ≈ 607 МПа,
Для колеса:
[ ] =
[ ] = ≈ 571 МПа,
Расчетное допускаемое контактное напряжение для косозубых колес:
[ ] = 0,45( )
[ ] = 0,45(607+571) = 530,1 МПа,
= 100% = 0.5 %
Где :
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями, – динамический коэффициент, для косозубых колес при ≤5 м/сек и 9 степени точности, =1,01
=376 МПа
Силы, действующие в зацеплении:
Окружная =
= 2980,86 МПа,
Радиальная =
= = 983 МПа,
Осевая = сos B
= 2980,86 0.22 = 655 МПа
Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба
= [ ]
Где:
- коэффициент нагрузки
- коэффициент, учитывающий форму зуба.
- коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между зубьями.
[ ] – допускаемое напряжение изгиба.
=1.
=1
=1,04
=
= 1-B / 140 = 0.9
= [ ]
= МПа
зависит от числа зубьев Zv.
=
= = 20.8
=
= = 58.7
YF1 = 4 и YF2 = 3,60
Допускаемое напряжение
[ ]
для шестерни =1,03 * 300 = 309 МПа;
для колеса = 1,03 * 280 =288.4 МПа.
Условие прочности выполнено.
Расчет деталей на прочность
2.3.1 Проверочный расчет эксцентрикового вала
Составим расчетную схему вала и определим реакции опор. Уравнения изгибающих моментов относительно опор вала:
Pmax·0,255/2+Rb·0,22-Pmax(0,255+0,22)=0
Pmax(0,255+0,22)-Ra·0,22-Pmax·0,255=0
Реакции опор:
Составим эпюры поперечных сил, изгибающих и крутящего моментов. Определим запасы сопротивления усталости и сравниваем их с допускаемыми. Допускаемый запас сопротивления усталости принимаем [n]=2.
Рисунок 8 - Проверочный расчет эксцентрикового вала
Сечение 1-1. Сечение ослаблено шлицами. На сечение действует крутящий момент. Определяем напряжения в сечении :
,
где Wp – полярный момент сопротивления кручению :
,
диаметр сечения d1 принимаем по внутреннему диаметру шлицев.
.
Коэффициент сопротивления усталости :
τ-1 – предел выносливости по напряжениям кручения, принимаем его как 30 % от предела прочности. Для стали 40ХН предел прочности σв=920 МПа.
τ-1=0,3·σв=0,3·920=276 МПа.
Кτ – коэффициент концентрации напряжений при кручении, Кτ=1
β – фактор шероховатости поверхности, β=0,9;
ε – масштабный фактор, ε=0,46;
ψ – коэффициент механических характеристик материала, ψ=0,1.
Запас прочности приемлем.
Сечение 2-2. Сечение ослаблено галтелью. В сечении действуют напряжения изгиба и кручения. Напряжения изгиба:
,
где Миз – максимальный изгибающий момент в сечении:
Миз=0,105·Рмах/2=0,105·752/2=39,48кНм.
Wи – момент сопротивления сечения изгибу :
Напряжения кручения :
Эквивалентные напряжения в сечении :
Определяем запас сопротивления усталости по нормальным напряжениям:
,
где σ-1 – предел выносливости по нормальным напряжениям, принимаем как половину предела прочности материала вала :
σ-1=0,5·σв=0,5·920=460МПа.
σа=σ мах=33,7МПа;
Кσ – коэффициент концентрации нормальных напряжений, Кσ=2;
ε=0,46;
β=0,9.
Определим запас прочности по касательным напряжениям :
принимаем коэффициенты:
Кτ=1,4;
β=0,9;
ε=0,46;
ψ=0,1.
Определим приведенный коэффициент запаса прочности :
Запас прочности не достаточен. Необходимо увеличить диаметр вала до 220 мм. Следовательно, нужно принять подшипники большего размера и увеличить подушки сферических подшипников.
Напряжения изгиба :
Напряжения кручения:
Эквивалентные напряжения в сечении :
Определяем запас сопротивления усталости по нормальным напряжениям:
Определим запас прочности по касательным напряжениям :
Определим приведенный коэффициент запаса прочности:
Запас прочности приемлем.
2.3.2 Проверка подшипников эксцентрикового вала на долговечность
Эксцентриковый вал установлен в двух парах подшипников. Усилие реза воспринимает пара сдвоенных радиально-упорных роликовых подшипников № 1097996 ГОСТ 6364-68. Пара сферических подшипников не воспринимает усилие реза и проверочному расчету не подлежит. Т.к. для увеличения прочности увеличиваем диаметр вала в месте установки данных подшипников, то необходимо установить вместо подшипников № 3640 ГОСТ 5721-57, подшипники № 3644 ГОСТ 5721-57. Проверка долговечности подшипников цилиндрических редукторов.
Расчёт долговечности
Параметры Коэффициенты Частота вращения вала
d 480 mm V 1 11.55 об.мин
D 650 mm Kq 1,2
B 130 mm Kt 1 е= Fa / C0= 1 / 2.33=0.29
C 1230 kH Отношение 0.02286<e (e=0.29)
C0 1840 kH
Эквивалентная нагрузка 376000 Н
Расчетная долговечность35.0068 млн .об.
Расчетная долговечность 50514.8 часов