Сборка и контроль кузовов и кабин

Сборку кузовов и кабин при ремонте автомобилей выполняют в такой последовательности:

до окраски на них устанавливают все детали и сборочные еди­ницы, подлежащие окраске вместе с кузовом (двери, капот, опе­рение, крышка багажника и пр.), выдерживая требуемые зазоры между сопрягаемыми деталями;

после нанесения лакокрасочных покрытий выполняется уста­новка потолка, боковин и панелей внутренней отделки дверей, стекол, сидений, шумо- и теплоизоляционных прокладок, уплот­нителей дверей, электрооборудования, панели приборов, деталей системы вентиляции и обогрева салона и др.

Контролю подлежат: геометрические отклонения размеров рас­положения групп отверстий, связанных между собой функциональ­но, используя для этого контрольно-измерительную оснастку; проемы кузовов и кабин и места сопряжений контролируют шаб­лонами по форме сопрягаемой детали; герметичность и пылене­проницаемость кузова и кабины. Проверку герметичности собран­ного кузова производят в дождевальных установках при давлении воды 2 кгс/см2 в течение 6 мин, при этом фиксируют проникнове­ние воды и образование конденсата в приборах освещения и сиг­нализации. Плотность прилегания двери к ее проему определяют путем натирания уплотнителей мелом. При захлопывании двери на кузове или кабине должен остаться равномерный отпечаток мела. Регулировка плотности прилегания уплотнителей двери достига­ется перемещением защелки замка.

ГЛАВА 26. КАЧЕСТВО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ

Общие положения

Отремонтированный автомобиль и его агрегаты — это продук­ция ремонтного предприятия и, естественно, они должны обла­дать определенным качеством. Качество продукции — это совокуп­ность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удов­летворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество отремонтированных автомобилей и их аг­регатов определяется степенью соответствия их свойств свойствам новых автомобилей и составных частей и определяется качеством выполнения ремонтных услуг (качеством ремонта). Качество авто­мобилей и его агрегатов закладывается — при проектировании, формируется — при изготовлении, проявляется — при эксплуата­ции, поддерживается — при техническом обслуживании и ремон­те. Качество и себестоимость ремонта в значительной степени за­висят от конструкции автомобиля и его агрегатов, технологии из­готовления, условий эксплуатации, качества технического обслуживания и других факторов.

Качество ремонта — это сложная многоаспектная проблема. При ее решении ремонтному предприятию приходится учитывать боль­шое число взаимосвязанных технических, технологических, эконо­мических, организационных, социальных, эргономических, экологи­ческих, психологических и других факторов. Влияние этих факторов на качество ремонта не только различно, но и зачастую противоречиво. Отдельные разрозненные, не увязанные в единую схему, мероприя­тия ремонтного предприятия потребуют от него больших затрат и не дадут требуемого результата. Поэтому только увязанные в опреде­ленную систему мероприятия (управление качеством) дадут ощути­мые результаты, позволяющие осуществлять ремонтные услуги с вы­сокой эффективностью. Управление качеством ремонта необходимо вести системно и должно быть основано на результатах научных ис­следований, накопленного опыта и исследований рынка.

Управление качеством ремонта основано на принципе обрат­ной связи, использует общие закономерности процесса управле­ния и включает в себя следующие этапы:

формирование конкретных целей и задач управления на опре­деленный период деятельности предприятия, определение необ­ходимого уровня качества;

сбор и обработка информации о качестве отремонтированной про­дукции и ходе производственного процесса ремонта, определение расхождений между фактическим и требуемым уровнем качества;

выявление причин отличия фактического уровня качества от требуемого на основе анализа хода производственного процесса с учетом внутренних и внешних факторов;

выработка вариантов мероприятий, направленных на устране­ние выявленных причин, оценка их эффективности, определение наиболее эффективного комплекса взаимоувязанных мероприятий; реализация всего комплекса мероприятий; оценка результатов этого воздействия на производственный процесс ремонта, повторный сбор информации о качестве и т.д. На качество отремонтированных автомобилей и их агрегатов влияет качественное выполнение всех видов основных и вспомогательных работ предприятия. Поэтому в управлении качеством участвуют все подразделения предприятия в соответствии со своими функциями. Система управления качеством — это составная и неразрывная часть системы управления производством. Целью системы управ­ления качеством является повышение эффективности ремонтного

предприятия путем обеспечения стабильного уровня качества от­ремонтированных автомобилей и их агрегатов в соответствии с установленными требованиями.

Функциональными элементами этой системы являются: техно­логическая подготовка производства, метрологическое обеспече­ние, контроль качества, организация трудовой деятельности, ма­териально-техническое обеспечение, организация стабильного уровня качества, надзор за внедрением и соблюдением стандар­тов, информационное обеспечение системы, планирование и про­гнозирование повышения качества, моральное и материальное сти­мулирование.

При организации системы управления качеством необходимо учитывать принципы:

комплексности, который предполагает реализацию технических, технологических, организационных, экономических, социальных и других методов на всех уровнях управления от рабочего до ди­ректора;

системности, который заключается в том, что выработка и ре­ализация всех мероприятий, направленных на повышение каче­ства, осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи, образуя единство с внешней средой (автомобильная промышленность, сфера эксплуатации, научные организации, органы надзора и т.д.);

оптимальности, который подразумевает увязку, подчинение решения локальных, частных задач управления качеством главной цели функционирования системы;

динамичности, который направлен на непрерывное развитие системы, совершенствование форм и методов управления, исполь­зование передового опыта других предприятий и отраслей как в стране, так и за рубежом, внедрение современных достижений науки, техники и технологии в практику авторемонтного произ­водства;

плановости, который состоит в том, что управление качеством осуществляется на основе научного прогнозирования и планиро­вания повышения качества;

эффективности, который выдвигает требование строгого и все­стороннего анализа мероприятий, вырабатываемых и реализуемых в процессе управления качеством.

Наши рекомендации