Сборка и контроль кузовов и кабин
Сборку кузовов и кабин при ремонте автомобилей выполняют в такой последовательности:
до окраски на них устанавливают все детали и сборочные единицы, подлежащие окраске вместе с кузовом (двери, капот, оперение, крышка багажника и пр.), выдерживая требуемые зазоры между сопрягаемыми деталями;
после нанесения лакокрасочных покрытий выполняется установка потолка, боковин и панелей внутренней отделки дверей, стекол, сидений, шумо- и теплоизоляционных прокладок, уплотнителей дверей, электрооборудования, панели приборов, деталей системы вентиляции и обогрева салона и др.
Контролю подлежат: геометрические отклонения размеров расположения групп отверстий, связанных между собой функционально, используя для этого контрольно-измерительную оснастку; проемы кузовов и кабин и места сопряжений контролируют шаблонами по форме сопрягаемой детали; герметичность и пыленепроницаемость кузова и кабины. Проверку герметичности собранного кузова производят в дождевальных установках при давлении воды 2 кгс/см2 в течение 6 мин, при этом фиксируют проникновение воды и образование конденсата в приборах освещения и сигнализации. Плотность прилегания двери к ее проему определяют путем натирания уплотнителей мелом. При захлопывании двери на кузове или кабине должен остаться равномерный отпечаток мела. Регулировка плотности прилегания уплотнителей двери достигается перемещением защелки замка.
ГЛАВА 26. КАЧЕСТВО РЕМОНТА АВТОМОБИЛЕЙ
Общие положения
Отремонтированный автомобиль и его агрегаты — это продукция ремонтного предприятия и, естественно, они должны обладать определенным качеством. Качество продукции — это совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Качество отремонтированных автомобилей и их агрегатов определяется степенью соответствия их свойств свойствам новых автомобилей и составных частей и определяется качеством выполнения ремонтных услуг (качеством ремонта). Качество автомобилей и его агрегатов закладывается — при проектировании, формируется — при изготовлении, проявляется — при эксплуатации, поддерживается — при техническом обслуживании и ремонте. Качество и себестоимость ремонта в значительной степени зависят от конструкции автомобиля и его агрегатов, технологии изготовления, условий эксплуатации, качества технического обслуживания и других факторов.
Качество ремонта — это сложная многоаспектная проблема. При ее решении ремонтному предприятию приходится учитывать большое число взаимосвязанных технических, технологических, экономических, организационных, социальных, эргономических, экологических, психологических и других факторов. Влияние этих факторов на качество ремонта не только различно, но и зачастую противоречиво. Отдельные разрозненные, не увязанные в единую схему, мероприятия ремонтного предприятия потребуют от него больших затрат и не дадут требуемого результата. Поэтому только увязанные в определенную систему мероприятия (управление качеством) дадут ощутимые результаты, позволяющие осуществлять ремонтные услуги с высокой эффективностью. Управление качеством ремонта необходимо вести системно и должно быть основано на результатах научных исследований, накопленного опыта и исследований рынка.
Управление качеством ремонта основано на принципе обратной связи, использует общие закономерности процесса управления и включает в себя следующие этапы:
формирование конкретных целей и задач управления на определенный период деятельности предприятия, определение необходимого уровня качества;
сбор и обработка информации о качестве отремонтированной продукции и ходе производственного процесса ремонта, определение расхождений между фактическим и требуемым уровнем качества;
выявление причин отличия фактического уровня качества от требуемого на основе анализа хода производственного процесса с учетом внутренних и внешних факторов;
выработка вариантов мероприятий, направленных на устранение выявленных причин, оценка их эффективности, определение наиболее эффективного комплекса взаимоувязанных мероприятий; реализация всего комплекса мероприятий; оценка результатов этого воздействия на производственный процесс ремонта, повторный сбор информации о качестве и т.д. На качество отремонтированных автомобилей и их агрегатов влияет качественное выполнение всех видов основных и вспомогательных работ предприятия. Поэтому в управлении качеством участвуют все подразделения предприятия в соответствии со своими функциями. Система управления качеством — это составная и неразрывная часть системы управления производством. Целью системы управления качеством является повышение эффективности ремонтного
предприятия путем обеспечения стабильного уровня качества отремонтированных автомобилей и их агрегатов в соответствии с установленными требованиями.
Функциональными элементами этой системы являются: технологическая подготовка производства, метрологическое обеспечение, контроль качества, организация трудовой деятельности, материально-техническое обеспечение, организация стабильного уровня качества, надзор за внедрением и соблюдением стандартов, информационное обеспечение системы, планирование и прогнозирование повышения качества, моральное и материальное стимулирование.
При организации системы управления качеством необходимо учитывать принципы:
комплексности, который предполагает реализацию технических, технологических, организационных, экономических, социальных и других методов на всех уровнях управления от рабочего до директора;
системности, который заключается в том, что выработка и реализация всех мероприятий, направленных на повышение качества, осуществляется не изолированно, а во взаимосвязи, образуя единство с внешней средой (автомобильная промышленность, сфера эксплуатации, научные организации, органы надзора и т.д.);
оптимальности, который подразумевает увязку, подчинение решения локальных, частных задач управления качеством главной цели функционирования системы;
динамичности, который направлен на непрерывное развитие системы, совершенствование форм и методов управления, использование передового опыта других предприятий и отраслей как в стране, так и за рубежом, внедрение современных достижений науки, техники и технологии в практику авторемонтного производства;
плановости, который состоит в том, что управление качеством осуществляется на основе научного прогнозирования и планирования повышения качества;
эффективности, который выдвигает требование строгого и всестороннего анализа мероприятий, вырабатываемых и реализуемых в процессе управления качеством.