Обработка деталей под ремонтный размер
Обработка поверхностей детали под ремонтный размер эффективна в случае, если механическая обработка при изменении размера не приведет к ликвидации термически обработанного поверхностного слоя детали. Тогда у дорогостоящей детали соединения дефекты поверхности устраняются механической обработкой до заранее заданного ремонтного размера (например, шейки коленчатого вала), а другую (более простую и менее дорогостоящую деталь) заменяют новой соответствующего размера (вкладыши). В этом случае соединению будет возвращена первоначальная посадка (зазор или натяг), но поверхности детали, образующие посадку, будут иметь размеры, отличные от первоначальных. Применение вкладышей ремонтного размера (увеличенных на 0,5 мм) позволит снизить трудоемкость и стоимость ремонта при одновременном сохранении качества отремонтированных блоков цилиндров и шатунов.
Ремонтные размеры и допуски на них устанавливает завод-изготовитель. Восстановление деталей под ремонтные размеры характеризуется простотой и доступностью, низкой трудоемкостью (в 1,5...2,0 раза меньше, чем при сварке и наплавке) и высокой экономической эффективностью, сохранением взаимозаменяемости деталей в пределах ремонтного размера. Недостатки способа — увеличение номенклатуры запасных частей и усложнение организации процессов хранения деталей на складе, комплектования и сборки.
Очередной ремонтный размер (рис. 11.1) для вала (знак «—») и отверстия (знак «+») определяют по формуле
Di=Dн±2i(βИmax +z), (11.1)
где Di — i-й ремонтный размер, мм; Dн — номинальный размер, мм; i — номер ремонтного размера (i = 1...n); β — коэффициент неравномерности износа; Иmax — максимальный односторонний износ, мм; z— припуск на механическую обработку на сторону, мм.
β=Иmax/(Иmax-Иmin), (11.2)
где Иmin — минимальный односторонний износ, мм. Число ремонтных размеров: для вала
п = (Dн – Dmin)/γ; (11.3)
для отверстия
п = (Dmax - Dн )/γ, (11.4)
где у = 2(βИmax +z) — ремонтный интервал; Dmin, Dmax — соответственно минимально допустимый диаметр для вала и максимально допустимый диаметр для отверстия, определяемые из условия прочности или нарушения толщины термообработанного слоя.
Рис. 11.1. Схема к расчету ремонтных размеров:
а — для вала; б — для отверстия
Ремонтный интервал зависит от величины износа поверхности детали за межремонтный пробег автомобиля, припуска на механическую обработку. Значения ремонтных интервалов должны быть регламентированы соответствующими техническими условиями или руководствами по ремонту.
Рис. 10.1. Классификация способов восстановления
Таблица 10.1
Характеристики способов восстановления деталей
Показатель | Сварка ручная | Наплавка механизированная | Электролитические покрытия | Пластическое деформирование | Обработка под ремонтный размер | Постановка дополнительной детали | ||||||
электродуговая | газовая | арго- но- дуговая | ||||||||||
под слоем флюса | вибродуговая | В ре-де СО2 | хромирование | железнение | ||||||||
Коэффициент: износостойкости (по отношению к стали 45, закаленной ТВЧ) выносливости (по отношению к образцам из стали 45) сцепления долговечности | 0,70 0,60 1,00 0,42 | 0,70 0,70 1,00 0,49 | 0,70 0,70 1,00 0,49 | 0,91 0,87 1,00 0,70 | 1,00 0,62 1,00 0,62 | 0,72 0,90 1,00 0,63 | 1,67 0,97 0,82 1,72 | 0,91 0,82 0,65 0,58 | 1,00 0,90 1,00 0,90 | 0,95 0,90 1,00 0,86 | 0,90 0,90 1,00 0,81 | |
Расчетная толщина покрытия, мм | 5,0 | 3,0 | 4,0 | 3...4 | 2...3 | 2...3 | 0,3 | 0,5 | 2,0 | 0,2 | 5,0 | |
Расход материалов, кг/м2 | — | — | — | |||||||||
Трудоемкость восстановления, ч/м2 | 54,6 | 18,6 | 36,2 | 16,7 | ||||||||
Энергоемкость восстановления, кВт • ч/м2 | ||||||||||||
Производительность процесса, м2/ч | 0,016 | 0,014 | 0,018 | 0,033 | 0,031 | 0,036 | 0,018 | 0,054 | 0,028 | 0,06 | 0,007 |