Механизация и автоматизация процессов сборки
Для установки и закрепления собираемых изделий применяют различные захваты, стенды, универсальные и специализированные приспособления с ручными или механизированными зажимными устройствами. Наибольшее распространение при сборке получили электрические и пневматические сверлильные и шлифовальные машины, гайковерты. Для сборки прессовых соединений широкое применение получили прессы и приспособления с ручным или механизированным приводом.
На крупных ремонтных предприятиях организация поточной сборки изделий осуществляется с применением поточно-механизированных линий на основе эстакад с тележками (с ручным или механизированным перемещением изделия) и комплектом механизированных и автоматизированных средств технологического оснащения (рис, 7.6).
Дальнейшее эффективное развитие авторемонтного производства связано с использованием автоматов и роботизированных комплексов. На рис. 7.7 представлен автомат для сборки шатунно-поршневой группы, работающий следующим образом.
Шатун устанавливается в позиции I на палец отверстием в нижней головке и удерживается двумя штифтами. Поршни подаются автоматически на позицию II из нагревательной печи. Поршневые
Рис. 7.6. Вертикально-замкнутый тележечный конвейер для сборки двигателей
Рис. 7.7. Автомат для сборки шатунно-поршневой группы:
1 — палец; 2, 3 — ролики; 4 — магазин; 5, 6, 7 — разводные механизмы; 1 — VI — позиции сборки
пальцы, подобранные по размерам вне автомата, поступают на позицию сборки с поршнем и шатуном по лотку.
Рис. 7.8. Автомат для установки коленчатого вала: 1 — блок; 2— клещи-захваты; 3, 5, 6, 8, 14, 16, 17 — гидроцилиндры; 4 — рычаг; 7 — магазин; 9, 10 — толкатели; 11 — вал; 12 — стойка; 13 — зубчатое колесо; 15 — рейка; 18 — конвейер |
В позициях IV, V надеваются поршневые кольца. Кольца находятся в магазинах и ориентированы замками по ножам. После подвода к месту сборки кольца разводятся в замках механизмами 5, 6, 7, имеющими вид клещей, расположенных на ползунках. После разведения колец шатун с поршнем поднимается на определенную высоту до упора в соответствии с нужным расположением того или иного кольца на поршне. При переключении механизма развода кольца оно оказывается в соответствующей канавке поршня. После сборки поршня с шатуном в его нижнюю головку устанавливаются вкладыши.
Автомат для установки коленчатых валов показан на рис. 7.8. Блок цилиндров 1 шаговым конвейером подается на рабочую позицию. Конвейер 18, расположенный параллельно сборочной линии, с помощью гидроцилиндра 16 перемещает коленчатый вал 11 к механизму загрузки шайбы упорного подшипника. С помощью гидроцилиндра 17, рейки и зубчатых колес коленчатый вал поднимается, и на него надевается шайба упорного подшипника.
Механизм загрузки, обеспечивающий поштучную выдачу шайб, состоит из магазина 7, толкателя 10 и гидроцилиндра 6. С помощью толкателя 9 и гидроцилиндра 8 шайба насаживается на коленчатый вал. Коленчатый вал устанавливается в блок подъемно-поворотным устройством. Поворотная стойка 12 с помощью гидроцилиндра 14, рейки 15 и колеса 13 поворачивается.
Вместе со стойкой поворачивается и рычаг 4 с клещами-захватами 2, удерживающими коленчатый вал. Подъем и опускание рычага осуществляются с помощью гидроцилиндра 5, а зажим и разжим клещей-захватов — гидроцилиндром 3.
Поршни с шатунами в сборе устанавливают в блок цилиндров со стороны головки цилиндров, но можно и со стороны коленчатого вала, если позволяет пространство между щеками вала и блоком. Первый способ требует специального приспособления для сжатия поршневых колец и ввода поршней в цилиндры, второй позволяет вводить поршни в цилиндры без приспособления (у цилиндров со стороны коленчатого вала имеется конический раструб).