Правила техники безопасности при сборке и разборке электрооборудования
Электрический ток при несоблюдении правил и мер предосторожности может оказывать на людей опасное и вредное влияние, проявляющееся в виде электрической травмы. Перед работой с электроприборами, необходимо проверить, не подключены ли они к электричеству.
Прерыватель-распределитель состоит из объединенных в общем корпусе прерывателя тока низкого напряжения и распределителя тока высокого напряжения.
Прерыватель состоит из чугунного корпуса, внутри которого помещается приводной валик, соединенный через центробежный регулятор с кулачком 10, неподвижного опорного диска и подвижного 9 диска. Снаружи корпуса укреплены вакуумный регулятор опережения зажигания 8 и конденсатор 16. На подвижном диске установлены: неподвижный контакт 17, соединенный с массой, подвижный контакт, изолированный от массы и соединенный проводником с изолированной клеммой низкого напряжения 15, и фитиль 18 для смазки кулачка 10. Неподвижный контакт установлен на специальной площадке, закрепленной на диске винтом. Площадка вместе с контактом может перемещаться эксцентриком, что дает возможность регулировать зазор между контактами. Подвижный контакт при помощи пластинчатой пружины прижимается к неподвижному контакту. При вращении валика кулачок своими выступами периодически отжимает подвижный контакт, и контакты размыкаются, прерывая ток низкого напряжения. Смыкание контактов осуществляется пластинчатой пружиной. Нормальный зазор между контактами прерывателя, находящимися в полностью разомкнутом состоянии - 0,35-0,45 мм. Число выступов на кулачке соответствует числу цилиндров, а скорость вращения валика вдвое меньше скорости вращения коленчатого вала. Контакты изготовлены из тугоплавкого металла - вольфрама.
Распределитель состоит из ротора с разносной пластиной 11, карболитовой крышки 12 с выводными боковыми клеммами 13 и центральной клеммы 14 с контактным угольком и подавительным cопротивлением, уменьшающим помехи радиоприему. Внутри ротора имеется срез, с помощью которого он фиксируется в определенном положении на кулачке и вращается вместе с ним. В гнездо Центральной клеммы распределителя вставляют провод высокого напряжения катушки зажигания. От боковых выводных клемм Провода присоединяют к свечам зажигания в порядке работы цилиндров двигателя по направлению вращения ротора. Ток высокого напряжения, индуктированный во вторичной обмотке катушки зажигания в момент размыкания контактов прерывателя, поступает через контактный уголек на пластинку ротора, а затем через воздушный промежуток на боковую выводную клемму и по проводу высокого напряжения на свечу зажигания. При последующем размыкании контактов ротор повернется и расположится против очередной боковой клеммы.
Разборка и сборка магнето:
Магнето -состоит из магнита-статора в виде двух плюсов, внутри которых внизу размещен вращающийся ротор, выполненный в виде двухполюсного магнита. На верхней полке статора — сердечнике намотаны первичная и вторичная обмотки. Один конец первичной обмотки соединен с массой, второй — с конденсатором и прерывателем. Вторичная обмотка соединена с первичной и через провод высокого напряжения — с центральным электродом свечи зажигания, боковой электрод
которой соединен с массой. Прерыватель содержит закрепленный на валу ротора кулачок, подвижный и неподвижный контакты и пружину. На корпусе магнето имеется кнопочный выключатель зажигания. Конденсатор подключен в первичной обмотке параллельно контактам прерывателя и служит для уменьшения искрения его контактов при их размыкании.
Разборка и сборка сцепления и карданной передачи.
Сцепление:
Сцепление ЗИЛ-131 – однодисковое, сухое, постоянно замкнутое, установлено в литом чугунном картере. Нажимное усилие сцепления создается 16 пружинами, установленными между кожухом сцепления и нажимным диском. Под пружину со стороны нажимного диска подложены теплоизоляционные кольца. Передача крутящего момента от кожуха сцепления на ведомый диск осуществляется через нажимной диск четырьмя парами пружинных пластин. Пластины одной стороной крепятся к кожуху, а с другой с помощью специальных втулок и болтов к нажимному диску.
Разборка сцепления:
1. Отвернуть болты крепления кожуха к маховику;
2. Снять нажимной диск;
3. Снять наружный ведомый, средний ведущий и внутренний ведомый диски;
4. Отвернуть гайки опорных пластин, снять их, отогнуть стопорные шайбы и отвернуть регулировочные гайки.
5. Отвернуть болты крепления кожуха в приспособлении, снять приспособление;
6. Снять кожух, пружину, термоизолирующие прокладки;
7. Вынуть чеку из оси отжимного рычага на нажимном диске, вынуть ось игольчатый роликовый подшипник.
Карданная передача:
Карданный вал состоит из тонкостенной трубки, к одному концу которой приварена неподвижная вилка-шарнир, а к другому – шлицевая втулка, соединенная со скользящей вилкой шарнира.
Все восемь шарниров карданной передачи одинаковы по устройству и состоят из неподвижной или скользящей вилки, фланца-вилки и крестовины, установленной в ушках вилок на игольчатых подшипниках.
Подшипники шарниров смазываются через масленку, ввернутую в тело крестовины. Смазка подается в подшипник по осевым каналам. Для удержания смазки служат резиновые сальники, вмонтированные в обойму подшипника. В центре крестовины имеется предохранительный клапан, через который при заполнении маслом крестовины избыточное масло выходит наружу.
Карданный вал имеет герметичное шлицевое соединение. Смазка во внутренней полости удерживается от вытекания заглушкой, завальцованной в шлицевой втулке, а также резиновым кольцом. Карданные валы динамически балансируются.
Разборка карданной передачи:
1. Отвернуть гайку крепления сальника шлицевой втулки, вынуть скользящую вилку. Перед разборкой проверить есть ли метки на вилке и валу. Если нет меток, то нанести их;
2. Снять с вилки гайку крепления сальника, разрезные шайбы, войлочное кольцо, резиновое кольцо, разрезную шайбу; отогнуть ушки стопорных пластин, вывернуть болты, снять пластины; наметить взаимное положение вала и фланца;
3. Специальным съемником выдавить на 15-20 мм стакан игольчатого подшипника, а затем, используя полоску наждачной бумаги, вынуть игольчатый подшипник из фланца;
4. Также впрессовать остальные подшипники и отсоединить фланец от вала; снять с крестовины торцовые уплотнители.
Собирается карданная передача в обратном порядке.