Прием рисования бордюров в коррекционно-логопедической работе

ШКАТУЛКА ЛОГОПЕДА

ЛОГОКАРАНДАШ

ПРИЕМ РИСОВАНИЯ БОРДЮРОВ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Логопедические занятия, направленные на формирование графомоторных навыков (или уроки каллиграфии) полезно завершать рисованием цветных бордюров.

Эта работа

Ø эффективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий,

Ø учит распределять внимание между несколькими условиями,

Ø способствует формированию самоконтроля,

Ø развивает оперативную память.

Все это достигается в менее регламентированных и строгим условиях, чем условия выполнения собственно учебных упражнений. Кроме того, работа с цветом, который ребенок выбирает самостоятельно, благоприятно влияет на его эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства в том числе и отношение к занятию.

Характерная особенность бордюров в том, что они не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжать как вправо, так и влево. Поэтому и начинать рисование можно не только от левого края листа, но и с середины или с четверти строки, а, начав от левого края, необязательно доводить работу до конца. Это дает возможность рисовать один бордюр частями, возвращаясь к нему на других занятиях или заканчивая его дома.

Рисование бордюров также состоит из двух этапов.

Первый — обучающий. Логопед объясняет детям, как рисовать разные виды бордюров, учит их этому, формируя ориентировочную основу действий. Этот этап длится достаточно долго, ибо очень важно овладеть техникой выполнения бордюра, так как именно она развивает указанные выше мыслительные операции. При её нарушении работа эта теряет свой развивающий и корректирующий эффект.

На усвоение техники рисования одного бордюра уходит как минимум три-четыре занятия. В течение этого периода вид бордюра, подлежащего изображению, задает специалист.

Второй этап основной. После того как дети усвоят технику выполнения всех видов бордюров, они могут самостоятельно выбирать для рисования тот или иной вид и варианты его выполнения. При рисовании можно использовать несколько цветов, а можно рисовать одним-единственным, варьируя степень его интенсивности (нажима карандаша). Важно, чтобы ребенок выбирал те цвета, которые нравятся именно ему.

Логопед не дает никаких рекомендаций и не демонстрирует никаких образцов, предоставляя детям полную свободу самовыражения, и контролирует только заданную технику рисования.

Нарисовав бордюр, дети показывают свои работы друг другу. Время от времени полезно устраивать в группе выставки таких работ. Постепенно элементы, составляющие бордюр, усложняются: например, можно не закрашивать клеточки в тетради, а рисовать в них какие-нибудь геометрические или другие фигуры — круги, овалы, простейшие элементы растительного орнамента (листочки, яблоки и т.п.). При этом дети сначала рисую чередующиеся фигуры, а потом закрашивают их, соблюдая один из описанных ниже способов.

ЛЕНТОЧНЫЙ БОРДЮР

Ребенку предлагается раскрасить ряд клеточек цветными ка­рандашами. Он:

• кладет перед собой все имеющиеся у него карандаши;

• выбирает любой из них;

• закрашивает подряд либо заданное количество клеточек, либо столько, сколько захочет, и кладет этот карандаш обратно;

• затем берет другой и закрашивает столько же следующих по порядку клеточек и т. д.

По своему желанию он может соблюдать ритмичность цветов или не соблюдать. Если возникнет необходимость прервать бордюр, не закончив строки, то сделать это можно только заданным (или выбранным) количеством кле­точек одного цвета. А если бордюр доходит до конца строки, он завершается тем количеством клеточек следующего цвета, какое помещается до ее окончания.

РИТМИЧНЫЙ БОРДЮР

Количество цветов в орнаменте должно быть кратным трем (3, 6, 9 и т.д.). Но надо, чтобы число цветных карандашей всегда было несколько большим, тогда у ребенка будет возможность выбора цвета.

Например: выполнения 6-цветного бордюра. Перед ребенком лежат семь или более цветных карандашей (все, какие у него есть) и:

• берет для работы и держит в руке шесть карандашей любых цветов;

• выбрав один из них, закрашивает пер­вую клеточку, после чего перекладывает его в другую руку;

• затем выбирает карандаш другого цвета, закрашивает следующую кле­точку — и так все шесть клеточек, например, в следующей после­довательности цветов: красный, оранжевый, зеленый, желтый, голубой, синий;

• затем получившееся чередование снова повторяется в той же последовательности.

Прервать работу, не закончив строки, или завершить ее можно только после окончания цикла из шести выбранных цветов, т.е. закрасив 12, 18 и т.д. клеточек. Группа карандашей из руки кладется на стол или в коробку только по окончании работы как знак ее завершения.

На первом этапеученики закрашивают каждым цветом по одной клеточке,

на втором—-они могут раскрашивать одним том подряд несколько клеточек, число которых определяют своему желанию, но троичный цикл при этом сохраняется.

БОРДЮР «ЗМЕЙКА»

Для этого бордюра выбирается кратное трем количество цветов. Бордюр состоит из двух рядов ритмичного бордюра:

§ первый рядвыполняется точно так же, как в ритмичном бордюре,

§ второй ряд- в обратном направлении, т.е. справа налево, конца строки к ее началу, с соблюдением заданной (или выбранной) последовательности цветов.

Завершается бордюр любым цветом, безотносительно к троичному циклу.

СТУПЕНЧАТЫЙ БОРДЮР

§ Ребенок берет простой карандаш и, отступив от левого края страницы вправо на три клеточки или более, рисует вниз и влево лесенку из четырех ступенек.

§ Пропускает вправо две клеточки и рисует такую же лесенку. И так до конца строки. Ширина лесенки может быть в одну, две, три и более клеточек. Количество ступенек также может быть больше или меньше, чем в данном образце.

§ Закрашивает по горизонтали разными цветами по типу ленточного бордюра. На концах строчек остаются пустые клеточки, которые придают орнаменту незаконченный вид. Логопед помогает ребенку представить, как будут располагаться ступеньки дальше, и изобразить их в усеченном виде.

§ Ребенок заканчивают лесенку самостоятельно.

МНОГОЯРУСНЫЙ БОРДЮР

Задачи выполнения бордюра этого типа - распространять рисунок как по горизонтали, т.е. менять цвета в определенном алгоритме, так и по вертикали (изменять интенсивность цвета от ряда к ряду).

1) Логопед учит детей пользоваться двумя степенями нажима:

§ сильным нажимом, но так, чтобы карандаш не сломался,

§ и совсем слабым.

Затем они пробуют закрашивать бордюр с тремя степенями нажима:

§ слабо нажи­мая на карандаш,

§ нажимая чуть больше

§ сильно.

Это позволяет составлять бордюр уже не из двух или четырех строчек, а из трех или шести.

Можно задавать диапазон развития интенсивности цвета по вертикали, предложив им цветной образец бордюра. При этом дети могут выбрать цвета, не совпадающие с образцом, но их интенсивность должна быть максимально приближена к данной.

Многоярусный бордюр имеет несколько вариантов, обучение которым проходит в следующей последовательности.

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ БОРДЮР

Представляет собой тип орнамента, в котором имеется несколько элементов, расположенных со смещением относительно друг друга. Бордюр составляется по типу многоярусного в любом из его вариантов.

§ На этапе обучения дети, нарисовав первую строку ритмичного бордюра, приступают к построению второй выше или ниже (в зависимости от выбора). При этом последовательность цветов смеща­ется вправо на одну клетку — и так от строки к строке. По мере научения цвета можно смещать вправо на две либо на три клетки.

§ На этапе самостоятельного выбора дети могут по своему жела­нию смещать клетки или вправо, или влево. В каждом ряду смеще­ние может быть разным, что обусловлено только желанием само­го ребенка. Количество строк определяется по выбору.

Все типы бордюров (за исключением ступенчатого) рисуются только по горизонтали слева направо или справа налево — сначала одна строка, затем другая и т.д. Не следует позволять ученикам рисовать их столбиками сверху вниз или снизу вверх. Ступенчатый бордюр дети рисуют простым карандашом сверху вниз, но раскрашивают цветными карандашами обязательно по горизонтальным рядам.

ШКАТУЛКА ЛОГОПЕДА

ЛОГОКАРАНДАШ

ПРИЕМ РИСОВАНИЯ БОРДЮРОВ В КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ

Логопедические занятия, направленные на формирование графомоторных навыков (или уроки каллиграфии) полезно завершать рисованием цветных бордюров.

Эта работа

Ø эффективно формирует и развивает умение соблюдать заданный алгоритм действий,

Ø учит распределять внимание между несколькими условиями,

Ø способствует формированию самоконтроля,

Ø развивает оперативную память.

Все это достигается в менее регламентированных и строгим условиях, чем условия выполнения собственно учебных упражнений. Кроме того, работа с цветом, который ребенок выбирает самостоятельно, благоприятно влияет на его эмоциональное состояние, позволяет выражать свои чувства в том числе и отношение к занятию.

Характерная особенность бордюров в том, что они не имеют ни начала, ни конца, их можно продолжать как вправо, так и влево. Поэтому и начинать рисование можно не только от левого края листа, но и с середины или с четверти строки, а, начав от левого края, необязательно доводить работу до конца. Это дает возможность рисовать один бордюр частями, возвращаясь к нему на других занятиях или заканчивая его дома.

Рисование бордюров также состоит из двух этапов.

Первый — обучающий. Логопед объясняет детям, как рисовать разные виды бордюров, учит их этому, формируя ориентировочную основу действий. Этот этап длится достаточно долго, ибо очень важно овладеть техникой выполнения бордюра, так как именно она развивает указанные выше мыслительные операции. При её нарушении работа эта теряет свой развивающий и корректирующий эффект.

На усвоение техники рисования одного бордюра уходит как минимум три-четыре занятия. В течение этого периода вид бордюра, подлежащего изображению, задает специалист.

Второй этап основной. После того как дети усвоят технику выполнения всех видов бордюров, они могут самостоятельно выбирать для рисования тот или иной вид и варианты его выполнения. При рисовании можно использовать несколько цветов, а можно рисовать одним-единственным, варьируя степень его интенсивности (нажима карандаша). Важно, чтобы ребенок выбирал те цвета, которые нравятся именно ему.

Логопед не дает никаких рекомендаций и не демонстрирует никаких образцов, предоставляя детям полную свободу самовыражения, и контролирует только заданную технику рисования.

Нарисовав бордюр, дети показывают свои работы друг другу. Время от времени полезно устраивать в группе выставки таких работ. Постепенно элементы, составляющие бордюр, усложняются: например, можно не закрашивать клеточки в тетради, а рисовать в них какие-нибудь геометрические или другие фигуры — круги, овалы, простейшие элементы растительного орнамента (листочки, яблоки и т.п.). При этом дети сначала рисую чередующиеся фигуры, а потом закрашивают их, соблюдая один из описанных ниже способов.

ЛЕНТОЧНЫЙ БОРДЮР

Ребенку предлагается раскрасить ряд клеточек цветными ка­рандашами. Он:

• кладет перед собой все имеющиеся у него карандаши;

• выбирает любой из них;

• закрашивает подряд либо заданное количество клеточек, либо столько, сколько захочет, и кладет этот карандаш обратно;

• затем берет другой и закрашивает столько же следующих по порядку клеточек и т. д.

По своему желанию он может соблюдать ритмичность цветов или не соблюдать. Если возникнет необходимость прервать бордюр, не закончив строки, то сделать это можно только заданным (или выбранным) количеством кле­точек одного цвета. А если бордюр доходит до конца строки, он завершается тем количеством клеточек следующего цвета, какое помещается до ее окончания.

РИТМИЧНЫЙ БОРДЮР

Количество цветов в орнаменте должно быть кратным трем (3, 6, 9 и т.д.). Но надо, чтобы число цветных карандашей всегда было несколько большим, тогда у ребенка будет возможность выбора цвета.

Например: выполнения 6-цветного бордюра. Перед ребенком лежат семь или более цветных карандашей (все, какие у него есть) и:

• берет для работы и держит в руке шесть карандашей любых цветов;

• выбрав один из них, закрашивает пер­вую клеточку, после чего перекладывает его в другую руку;

• затем выбирает карандаш другого цвета, закрашивает следующую кле­точку — и так все шесть клеточек, например, в следующей после­довательности цветов: красный, оранжевый, зеленый, желтый, голубой, синий;

• затем получившееся чередование снова повторяется в той же последовательности.

Прервать работу, не закончив строки, или завершить ее можно только после окончания цикла из шести выбранных цветов, т.е. закрасив 12, 18 и т.д. клеточек. Группа карандашей из руки кладется на стол или в коробку только по окончании работы как знак ее завершения.

На первом этапеученики закрашивают каждым цветом по одной клеточке,

на втором—-они могут раскрашивать одним том подряд несколько клеточек, число которых определяют своему желанию, но троичный цикл при этом сохраняется.

БОРДЮР «ЗМЕЙКА»

Для этого бордюра выбирается кратное трем количество цветов. Бордюр состоит из двух рядов ритмичного бордюра:

§ первый рядвыполняется точно так же, как в ритмичном бордюре,

§ второй ряд- в обратном направлении, т.е. справа налево, конца строки к ее началу, с соблюдением заданной (или выбранной) последовательности цветов.

Завершается бордюр любым цветом, безотносительно к троичному циклу.

СТУПЕНЧАТЫЙ БОРДЮР

§ Ребенок берет простой карандаш и, отступив от левого края страницы вправо на три клеточки или более, рисует вниз и влево лесенку из четырех ступенек.

§ Пропускает вправо две клеточки и рисует такую же лесенку. И так до конца строки. Ширина лесенки может быть в одну, две, три и более клеточек. Количество ступенек также может быть больше или меньше, чем в данном образце.

§ Закрашивает по горизонтали разными цветами по типу ленточного бордюра. На концах строчек остаются пустые клеточки, которые придают орнаменту незаконченный вид. Логопед помогает ребенку представить, как будут располагаться ступеньки дальше, и изобразить их в усеченном виде.

§ Ребенок заканчивают лесенку самостоятельно.

МНОГОЯРУСНЫЙ БОРДЮР

Задачи выполнения бордюра этого типа - распространять рисунок как по горизонтали, т.е. менять цвета в определенном алгоритме, так и по вертикали (изменять интенсивность цвета от ряда к ряду).

1) Логопед учит детей пользоваться двумя степенями нажима:

§ сильным нажимом, но так, чтобы карандаш не сломался,

§ и совсем слабым.

Затем они пробуют закрашивать бордюр с тремя степенями нажима:

§ слабо нажи­мая на карандаш,

§ нажимая чуть больше

§ сильно.

Это позволяет составлять бордюр уже не из двух или четырех строчек, а из трех или шести.

Можно задавать диапазон развития интенсивности цвета по вертикали, предложив им цветной образец бордюра. При этом дети могут выбрать цвета, не совпадающие с образцом, но их интенсивность должна быть максимально приближена к данной.

Многоярусный бордюр имеет несколько вариантов, обучение которым проходит в следующей последовательности.

Наши рекомендации