Сообщение С.Маслова, ученого, кандидата технических наук, физика.
Саратов, 26 марта 1980 г., температура +30 °C, ночь лунная, в северной части небосклона слой кучевых облаков, лесных массивов вблизи нет, река Волга — 4 км. Над взлетной полосой аэропорта в 0 часов 18 минут появился цилиндрический предмет длиной 35–40 м, диаметром 9-10 м на высоте 3040 м от поверхности земли. По показаниям специалистов служб аэродрома, которые в это время были на старте, этот объект был диаметром в три раза больше АН-24. Предмет двигался курсом на запад, сзади было видно пламя работающих двигателей, которые работали бесшумно, впереди было что-то вроде светящейся кабины. Включенные на аэродроме локаторы этот предмет не обнаруживали. В это время должен был взлететь самолет рейсом Саратов — Ереван, экипаж отказался взлететь, и вылет был задержан на 25 минут. В 0 часов 23 минуты произвел посадку самолет АН-24 рейсом Ставрополь-Саратов, экипаж которого возмущался, что чуть не столкнулся с большим цилиндрическим предметом".
Сотни сообщений поступают от шоферов легкового и грузового транспорта, от моряков и десантников. Десятки, сотни, тысячи наблюдений. И все-таки, мы далеко не продвинемся без систематизированных наблюдений, их всесторонней регистрации и тщательного изучения. И кажется мне, что пока мы — энтузиасты собираем сведения, устраиваем бесконечные говорильни, в США (я почти уверена) летают самолеты В-1 и В-2 — стелсы, где электроника, да и материал конструкции самих самолетов, очевидно, заимствованы у "тарелочек".
Маршрут Москва-Свердловск. Командир экипажа ТУ-154 Калинин Николай Иванович. Не долетая Свердловска, на высоте 10100 м обнаружили блестящий диск, который перемещался зигзагообразно, иногда зависал. Этот НЛО наблюдали многие экипажи…
Сообщения других летчиков.
Рейс Харьков — Киев. Несколько блестящих шаров наблюдал экипаж самолета Ан-24 на высоте 5000 м. Рядом с шарами висели "цилиндры", поблёскивая на солнце. Вредных воздействий на экипаж не было. Единственное чувство — любопытство и заинтересованность экипажа. Один из членов экипажа после этой встречи стал "заядлым" уфологом, а это показатель духовности.
Всплески такого интереса в людях говорят о том, что в обществе происходят благоприятные процессы и человек становится раскрепощенным, свободомыслящим и любознательным.
В районе Перми в 1989 году в марте вдруг на Комсомольском проспекте появился из-за облаков мощный луч. Свечение распространилось на весь район, ионизируя воздух, вызывая волнение и страх среди людей.
В районе Малебки Пермской области. Воздушная трасса Кукуштан — Дружинино — Биссер по компасному курсу 115° летчики обнаружили стартовую площадку НЛО, а затем это подтвердили геологи. Однажды вертолетчики решили обследовать этот район (командир вертолета Пушин Валерий Федорович). Оказалась площадка большим котлованом. Растительности нет.
А в районе Казани — Маянги экипаж самолета был настолько напуган маневрами шаров, что чуть было не произвел вынужденную посадку. А было так:
Самолет шел на высоте 5000 м. Вдруг справа по курсу (курс Казань — Маянги) появился шар, а затем начал кружить вокруг самолета и, оказавшись слева от него, завис на высоте полета, всё время приближаясь к крылу самолета. Командир экипажа изменил курс, и шар точно на столько же градусов изменил направление. Доложив диспетчеру, экипаж начал снижение, но НЛО, очевидно, порезвившись, набрал высоту и исчез…
Многие наблюдали признаки старта летательного аппарата неизвестного происхождения в районе Перми.
Как потом рассказал мне полковник Дерноженко Геннадий Федорович, начальник смены зонального центра Пермского региона, — очень часто экипажи докладывают о том, что наблюдают огненные шары, как правило, передвигающиеся в направлении на северо-запад и маневрирующие по курсу и высоте.
Сообщение командира ТУ-154 Тесленко Виктора Матвеевича, пилота 1-го класса. Общий налёт более 13.000 часов. В составе экипажа 2-й пилот Лебедев Алексей Алексеевич, пилот первого класса, штурман первого класса Волхин Анатолий Яковлевич, ныне штурман авиапредприятия "Толмачёво", Борт-инженер Анатолий Глебчак. Виктор Михайлович сообщил о встрече в полёте с HЛО. Его рассказ был опубликован в замечательной книге А.Н.Дмитриева (моего земляка по Новосибирску) "Космоземные связи и НЛО".
Вот как описывал командир ТУ-154 встречу с НЛО.
"— В то время я работал в Толмачевском авиапредприятии командиром ТУ-154, к сожалению, бригаду бортпроводников вспомнить не могу, но если опубликовать этот случай, то и другие очевидцы, вероятно, напишут вам.
Итак, сентябрь-октябрь 1978 года, можно установить, конечно, и точную дату, но это не главное. Обычный пассажирский рейс 3337 Новосибирск — Ленинград с вылетом на 18.30 московского времени. Далее — только о том, что происходило на борту, с ошибкой по времени начала действия 5–7 минут. (Продолжительность событий по хронометру.)
Взлет в норме.
Штурман: Механизация убрана, курс — Новотырышкино.
18.37. Новотырышкино, курс — Средний Васюган, 3°08′.
Берем курс на Средний Васюган, набираем заданный эшелон полета, Лебедев докладывает службе движения занятие промежуточных высот.
19.01. Лебедев (2-й пилот); Новосибирск — контроль 85… (номер машины, конечно, не помню); 10200 метров занял, расчетное время выхода из зоны 19.10.
Диспетчер: 85-ый… следовать 10200 метров.
19.10. Штурман: Новосибирск — контроль 85… выходим из зоны 10200 м.
Диспетчер: 85… Следовать 10200 метров, работать с Васюганом.
Штурман (другая частота); Васюган — контроль 85-ый… вошли в зону 10200 м, точку рассчитываем 19.25.
Диспетчер: 85-ый… Вошли в зону 10200 м, точку рассчитываем 19.25.
Штурман: 85… понял 10200 м.
19.15 — Штурман (по самолетному переговорному устройству): командир, свет в кабине включим? А то темновато, мне надо сделать записи в бортжурнал.
Я: Не возражаю. Пиши, но без ошибок (шутка).
19.16. 2-й пилот: Командир, подожди, что-то впереди по курсу?
Я: Отставить свет. Все смотрим. Впереди по курсу яркая светящаяся точка (ярче всех звезд).
Я: Кажется, встречный борт.
2-й пилот: Сближаемся.
Б-инж.: Вижу!
Я: Васюган — контроль 85… у вас нет встречного борта? Посмотрите локатор.
Диспетчер: Встречных нет. А в чем дело?
Я: Наблюдаем встречный борт на нашей высоте, большая скорость сближения, двойная, может, больше, спросите соседей (имею в виду ПВО).
Диспетчер: Наблюдайте, запрошу.
Диспетчер: У них тоже все свободно.
Я (экипажу): Очень близко, отключите автопилот, буду отворачивать влево.
19.18. 2-й пилот: Командир, уходит вправо.
Я: Вижу шары, их два: объект раздвоился. Или их было два, следовавших друг за другом, и при изменении курса стал виден второй. Зависают справа и без всякого перехода сопровождают нас с нашей скоростью 850 км/ч.
Я: Васюган — контроль, объектов два, вышли к нам по траверзу справа, сопровождают нас.
Диспетчер: Что они из себя представляют и какое до них расстояние?
Я: Васюган 85… два объекта на нашей высоте, рядом, по форме яйцо, поставленное на попа, стороны, обращенные против нашего полета, светло-золотистые, задние стороны — темно-золотистые, похожие на застывающий металл, видна четкая грань, расстояние примерно 800-1000 м, а в светло-золотистых частях видно движение каких-то теней.
Диспетчер: Каковы их размеры?
Я. Определить трудно, но думаю, что они соизмеримы с размерами нашего самолета.
Диспетчер: 85… Вас понял, наблюдайте, сообщайте обо всем мне.
Я: 85… Вас понял.
19.20. Васюган борту АН-24 (следующему ниже в попутном направлении): 47… Посмотрите, вас должен обходить ТУ-154, и сообщите, что видите.
47… Васюган, подтверждаю, вижу ТУ-154, обходит нас сверху, его сопровождают два объекта — шары.
Диспетчер: 47… Вас понял.
ЯК-40: Васюган 87… Подтверждаю, вижу ТУ-154, и два объекта обходят нас.
Диспетчер. 87… Вас понял.
Диспетчер: 85… Сообщите, как по борту.
Я: Васюган 85… по борту порядок, продолжают сопровождение, а вот сейчас резко ушли вверх, но находятся у нас на траверзе.
Диспетчер: 85… Продолжайте наблюдение, об изменениях докладывайте.
Диспетчер: 85… Вас понял.
Входит бортпроводница.
2-й пилот: Посмотри, какие красивые шарики.
Бортпроводница: А что это такое?
2-й пилот: Сами не знаем.
Диспетчер: 85… Доложите обстановку.
Я: Объекты у нас на траверзе вверху.
Диспетчер: Какая у них высота? v
Я: Думаю, тысяч семнадцать. Диспетчер. 85… Вас понял.
19.23. Я: Васюган 85… Объекты резко ушли вверх и назад, мы их не видим.
Диспетчер: 85… Вас понял, следуйте 10200, пролет точки доложите.
19.26. Штурман: Васюган — контроль 85… пролет вашей точки 10200.
Диспетчер: 85… Вас понял, следуйте 10200, работайте со смежным сектором. Так окончилась наша встреча с неизвестным явлением. Остается добавить, что во все время полета все приборы и системы самолета работали нормально. По прилету в Ленинград мы доложили об этой встрече своему командованию, но как раз накануне в летном отряде на разборе был прочитан доклад комиссии по АЯ (аномальным явлениям) и над нами несколько дней подтрунивали. Так все и закончилось и поэтому только сегодня, прочитав в газете "Труд" от 30.01.85 г. статью об НЛО, решил вам описать этот случай. Больше всего меня поразило то, что объекты могли менять мгновенно (т. е. 0 времени) скорость и направление полета, что по нашим физическим законам невозможно, во всяком случае пока, очень сожалею, что в то время не додумался дать десятичный код бортовыми огнями."
Рассказывает штурман вертолета Н.Бортичук:
— Погода в тот день над Нальчиком была солнечной. Взяли предложенный курс. Цель обнаружили сразу, хотя на земле было множество естественных бликов, которые исходят от озер, речек: объект сверкал ярче, каким-то ртутным блеском. Он был на высоте порядка 500 м, но завидев нас, поднялся на нашу высоту (800 м) и начал уходить.
Через несколько мгновений объект внезапно развернулся и понесся на нас с бешеной скоростью, увеличиваясь в размерах. Мы стали отворачивать где-то под 90 градусов. Объект зеркально повторил наш маневр. Уходя на посадку мы видели, что НЛО остановился и, повисев, возвратился на свою исходную позицию. Честно говоря, нам, наверное, повезло, что цель не отреагировала на нас агрессивно.
На что похож предмет? На серебристый шар. По ЦТ показывали недавно кадры, отснятые японцами на Аляске. Так вот наш объект — точная копия тех, что мы видели на экране телевизоров… И еще один штрих. Быть может, мне и показалось, но на теле шара четко различались концентрические круги, где-то около четырех-пяти.
Уникальный случай? Да, но не единственный в этом районе. Первый произошел в октябре 1993 года, и в ноябре того же года жители Нальчика видели на протяжение почти недели странные светящиеся предметы, летавшие на огромной высоте, от которых исходили пучки света, и в небе Герменчик вечером появился огромный диск.
В том же месяце, что и Бортичук жители столицы Дагестана Махачкалы наблюдали над пригородным селом Ленинкент НЛО.
А вот что рассказал житель этого села Б.Гаджиев в интервью, данном газете "Дагестанская правда":
"Вышел я во двор и глазам не верю: напротив, метрах в трехстах, стоит "модуль". Создалось впечатление, что он или стоял на земле, или парил на небольшой высоте. В каждом "окне" поочередно вспыхивал прожектор. Думаю, что и с размерами не ошибусь — общая длина метров двенадцать… Постоял, постоял объект и начал передвигаться легко, плавно, даже изящно. Иногда исчезал из поля зрения. Показалось, что улетел, и вскоре заметил его уже в расщелине гор. Затем он исчез.
Я служил в армии, был ракетчиком, уверен, что это был материальный объект. К нему можно было подойти и постучать о стенку. Как строитель, скажу, то, что я видел, напоминало добротно построенный дом."