Сообщает летчик-истребитель, полковник Копейкин А.Н.
Одним из наиболее активных моих корреспондентов в обсуждении темы НЛО был Александр Николаевич Копейкин, который с 1980 года по настоящее время прислал в мой адрес 105 наблюдений и регистрации НЛО, появляющихся над Воронежем и регионом.
Впервые я ознакомилась с ним в горах Памира, куда отправилась с экспедицией Игоря Францевича Тацла в поисках снежного человека. Сам Тацл болел, а экспедицию возглавил врач — психиатр Олег Румянцев.
Тёплой августовской ночью мы сидели в лагере исследователей АЯ, который находится в Ворзобском ущелье, и вели разговоры об АЯ, НЛО, о снежном человеке, которого здесь прозвали Гошей, что я описывала в первой главе.
Игорь Францевич Тацл десятки раз возглавлял экспедиции и все, кто с ним был в горах, увлечённо рассказывали о необычных явлениях и том, что не один раз встречали здесь Гошу и даже контактировали с ним.
А однажды в грозу (а грозовая деятельность в горах — жуткое явление: волосы становятся дыбом, искрятся все предметы, пахнет озоном, светятся глаза, вокруг голубое свечение) Тацл видел полупрозрачные существа, которые ходили около палаток и заглядывали в них…
Ночь прошла как одно мгновение. Рассветало. Спать не хотелось. Я разговорилась с сидящим рядом со мною крепкого телосложения человеком с волевым лицом и спокойным взглядом умных глаз.
Им оказался Александр Николаевич Копейкин, полковник ВВС, лётчик-истребитель и инструктор Борисоглебского училища лётчиков.
Оказывается, Саша, так он разрешил мне называть его, не случайный человек в уфологических исследованиях, много раз бывал в различных научно-исследовательских экспедициях, но самое удивительное, он много раз встречался в воздухе с НЛО.
Первая встреча была в 1980 году, когда он на самолёте Л-29, находясь в зоне на высоте 3000 м был, что называется, "опрокинут" какой-то невидимой силой и оказался в штопоре, да таком затяжном, что только после многих попыток почти у самой земли (высота начала вывода была 400 м) удалось вывести самолёт из штопора, а когда после вывода огляделись, то до земли оставалось всего метров 100.
Испуга, как вспоминает Саша, не было, а любопытство заставило вновь набрать высоту в зоне, где он учил курсанта фигурам сложного пилотажа, и осмотреться.
Горизонт был чист, только небольшое облачко как бы застыло на высоте самолёта. Саша решил приблизиться к этому облачному образованию, но не успев взять курс на облако, почувствовал, как вновь, словно наткнувшись на что-то твёрдое одним крылом, самолёт снова сваливается в штопор, причём отказали приборы. Вывод из штопора был столь затруднён, что пришлось использовать аварийный способ — дача элеронов по штопору, только тогда самолёт вышел в горизонтальный полёт.
Было принято решение возвращаться на точку, так толком и не разобравшись, что это было.
На посадку пришлось заходить визуально, так как все электронные и электрические приборы отказали.
Догадка, что же произошло в воздухе, пришла дома после того, как Саша проанализировал все варианты. Это был НЛО, который своим воздействием на самолёт опрокидывал его. Явление точно такое же, как и в случае со Львом Вяткиным…
Саша вспоминает, что через полгода, 4 августа 1980 года, в 22 часа, он снова встретился с НЛО.
Его самолёт, истребитель МИГ-21, быстро набрал высоту (4000 м), лёг на заданный курс. Выполнялся маршрутный полет. "Скорость 880 км/час. Ровный гул двигателя, безоблачное звёздное небо — хорошее настроение — лечу, — вспоминает Саша — Спустя несколько минут полёта через фонарь боковым зрением вдруг вижу, что перпендикулярно моему курсу прямо на мой самолет несётся громадный объект с огнями типа ТУ-134. Мелькнула мысль — сейчас столкнёмся. Даю ручку управления самолётом от себя, резко снижаюсь. Придя в себя, обвёл взглядом приборную доску — приборы показывают снижение 30 м/сек. Стрелка высотометра уже отсчитала снижение на 2000 метров, крен — 45–50°.
Плавно вывожу самолёт в горизонтальный полёт, беру ручку на себя, и снова почти над собой вижу громадный фюзеляж с разноцветными мигающими огнями, какими-то волнами света, пробегающими по его корпусу.
И вдруг понимаю — никакой это не самолет: у него нет крыльев. По спине пробегает холод, жуткий страх сковал тело. Впервые в жизни мной овладевает такое состояние.
Отвернув от объекта, запрашиваю диспетчера: "Кто рядом со мной и на моей высоте?" — но в ответ слышу: "Никого".
А объект, между тем, взял курс параллельный с моим самолетом и на глазах стал превращаться в облачность, покрылся какой-то белесой пеленой, затуманился и исчез.
Я продолжал полёт, взяв курс на положенный маршрут, но не долетая 30 км до ППМ, развернулся на привод аэродрома и запросил выход на точку.
Дальнейший полет прошёл нормально, но эта встреча меня очень обеспокоила," — вспоминает Саша.
На земле он доложил диспетчеру и командиру о том, что чуть не произошло столкновение в полёте с совершенно непонятным объектом, опоясанным разноцветными огнями.
Ему ответили, что отметок на РЛС диспетчерская служба не наблюдала.
Правда, на экране метровой РЛС П-12 появлялась дополнительная отметка во много раз больше и ярче самолёта, но только на мгновение. Она закрыла экран локатора почти на 80 %.
Диспетчеры приняли эту отметку за мощную помеху. Эту "помеху" удалось сфотографировать. На экране локатора — словно крыло гигантской птицы.
Саша знал — отметка объекта, который его "атаковал".
Эта встреча с НЛО была у Копейкина не последней.
Прошло время. Снова полёты, но теперь на групповую слётанность по маршруту.
Идут парой, разность 2 минуты в правом пеленге. Саша — ведомый, самолёты МИГ-21.
Наступила полночь. Внизу темно, редко где мелькают огоньки, и только на горизонте полоска уходящего дня.
Скорость 900 км/час. Высота полёта — 4000 м. Периодически ведущий докладывает о нормальном полёте. Саша подтверждает на КП об этом.
Вдруг справа он увидел объект в виде шара, как в прошлый раз, решил, что это "старый знакомый", и мигнул ему бортовыми огнями. И тут же в ответ (а до шара было километра 3) на сигнал объект заходит в хвост самолёта и имитирует атаку. Пройдя над головой, он разворачивается, и вновь заходит сзади, повторяя тот же маневр, затем "проскальзывает" над крылом и облетает самолёт вокруг.
Саша замечает, что скорость объекта гораздо более 1000 км/ час, цвет его красновато-желтоватый с мигающими по диаметру огнями, похожими на свечение при сварке. Запросил КП — есть ли наблюдения, отметки на локаторе, ответили — нет.
Ведущий ушёл вперёд и тоже ничего не видит. На самолётных локаторах отметок тоже нет, а НЛО тем временем внезапно исчез…
Саша подумал, что его берут на испуг. Страха, как прежде, не было. "Хулиганство" НЛО в воздухе звало его на ответную реакцию.
В эфире слышно — ведущий прошёл поворотный пункт, берёт курс на точку, связь устойчива. А у Александра мысль — встретиться ещё раз с НЛО, рассмотреть. Возможно в нём — разумное существо, так как поведенческие мотивы и движения слишком грамотны,
Выполнив разворот над поворотным пунктом, Саша взял обратный курс на аэродром, при приближении заметил над полосой "мигалку", когда-то придуманную англичанами для того, чтобы огни самолётов не спутать со звёздами.
"Мигалку" над полосой Копейкин воспринял как ведущего пары, который ещё не срулил с полосы, и попросил КП освободить полосу. Ему ответили, что ни на полосе, ни в воздухе никого, кроме самолёта Копейкина нет, полоса свободна, разрешён заход на посадку. Но посадочная полоса уже в двух километрах, сажать самолёт уже поздно!!!
Саша даёт газ, прекращает заход на посадку, уходит на второй круг. Выходит на дальний привод (4 км до посадочной полосы), а над полосой снова "мигалка".
Горючее на исходе, надо садиться. Он включает фары, выпускает шасси, закрылки на 15° и вдруг видит, что зависшая над полосой "мигалка" плавно "отвалила" в сторону и Саша, к своему удивлению, заметил шар, висевший в 50 м от него.
Сел благополучно, на сруливании боковым зрением увидел, что шар по-прежнему висел в той же стороне и "мигал".
Со Стоянки Копейкин бежал до СКДП посмотреть на экраны локатора.
На экране локатора отметка то появлялась, то исчезала, видимость была чёткой. Перевели на ручное сопровождение, несколько раз делали запросы, ответа не последовало.
Изображение на экране локатора отметки от НЛО часто менялось, то свечение было ярким чётким, то расплывчатым. Так продолжалось 30 минут, затем исчезло совсем.
Неужели это тот шар, который Саша видел в полёте, прилетел на аэродром и завис над полосой…?
…Экспедиция свою работу на Памире закончила, мы разъехались по домам, но Александр Копейкин теперь то и дело звонил мне домой, присылал письма, приезжал, и всякий раз я узнавала от него что-то новое об НЛО.
В один из своих приездов он рассказал мне о новой встрече с НЛО.
Были ночные полёты. Над Ближним приводом (2 км до полосы) Саша увидел шар, который спокойно висел над БПРМ на высоте 60–70 м и не уходил с курса посадки. Саша вынужден был уйти на второй круг. И вот, при заходе на посадку и выпуске шасси не стала на замок левая стойка шасси. Пришлось уходить вновь на последующий заход. Горючего было ещё достаточно, минут на 20.
При третьем заходе, когда шасси снова не стали на замок, пришлось выпустить их аварийно. НЛО уже не мешал посадке, а двигался параллельным курсом по прямой, и только когда до полосы осталось менее 500 м, ушёл в сторону.
"Что это? Как эту встречу воспринимать? Неужели, как предупреждение о неисправности самолёта или просто сопровождение?" — ломал себе голову Саша.
На первых порах о своих встречах с НЛО в воздухе полковник Копейкин командованию не докладывал, боясь, чего доброго, угодить в 15 отделение госпиталя Бурденко. Не так это было страшно, опасно было в результате этого угодить на списание, а летать, ох, как хотелось! Кода же наступила гласность, лётчики перестали скрывать свои встречи в небе с НЛО.
Александр Копейкин стал активным уфологом.
Как-то он прислал письмо, где писал о радиолокационном наблюдении НЛО и прислал киноплёнку регистратора работы РЛС кругового обзора.
Из письма А.Н.Копейкина: "… Высылаю Вам пленку за 23 марта 1984 года со снимками с экрана радиолокационной станции (РЛС) кругового обзора. Затвор на каждом кадре был открыт в течение 3-х минут, но время одного оборота антенны — 13 секунд (т. е. по радиусу за одно экспонирование будет до 14 меток от объекта). Март 1984 года был "урожайным" на визуальные и радиолокационные наблюдения НЛО в районе Поворино (Воронежская область). Только за период с 20 по 30 марта было зарегистрировано около 20 НЛО.Я наблюдал 29.03.1984 года в течение 1,5 часов 6 НЛО. Они маневрировали по всему району со скоростями от 0 до 300 км/час на высотах от 2000 до 9000 метров. Был дождь, видимость около одного километра, и полётов не было.
Все НЛО появлялись в одном и том же месте в 25-ти км от аэродрома в азимуте 230° (район болот, озер и труднодоступных мест).
Учитывая, что для расшифровки радиолокационного изображения необходимо обладать не только определёнными навыками, но и детально знать особенности помеховых засветок на экране каждого локатора, а также воздушную обстановку, я не буду утомлять читателя большим количеством специфических снимков, а для примера приведу два типа радиолокационных отметок от НЛО: объектовое и площадное. Принцип получения объектового радиолокационного изображения НЛО аналогичен радиолокационной отметке от воздушного судна (отражённые радиолокационные волны), а площадное радиолокационное изображение НЛО можно сравнить с искусственными радиолокационными помехами, применяемыми для подавления радиолокационных станций.
25 марта 1981 года с КП Борисоглебского лётного училища было сообщено, что на соседнем аэродроме локаторами был "пойман" объект, маневрирующий по азимуту и высоте.
Кроме того, полёт неизвестного объекта наблюдала комиссия начальника КП ВВС Московского округа во главе с самим начальником, находившаяся в это время в Борисоглебске. Экраны локаторов фотографировались.
29 марта в 15.24 в этом же районе (в 30 км от Поворино), после включения РЛС, в 20 км от аэродрома на юго-западе появилась отметка, которая начала двигаться в южном направлении. Скорость её менялась от 300–400 км/час до 0. Всё это зафиксировано на плёнке.
В 15.27 из района аэродрома вылетел объект в юго-восточном направлении, но уже со скоростью около 3000 км/час и на удалении 100 км исчезла с экрана.
С Поворино поднимали самолеты МИГ-21 и наводили на объект с 9.12 до 14.26. Один из летчиков — подполковник Александренко был в воздухе с 9.50 до 10.20 и сел в Борисоглебске. Полет был безрезультатным. Летчик визуально объект не обнаружил.
А отметка стояла в том месте весь день. По данным Воронежского областного правления РЭС подобная активность АЯ наблюдается в Воронежской и Тамбовской областях и Борисоглебском регионе. Существует периодичность максимумов наблюдений АЯ (30–35 суток), которая отмечается с 1974 года (начало регулярных наблюдений) во всех трех регионах с высокой степенью корреляции.
Наблюдался ряд наземных аномалий, весьма стабильных по своим данным (посадка и абдукция Пальцева, стоящие "столбы" или вращающиеся и т. д.). Целесообразно провести радиофизические, гравиметрические, ионизационные, цитологические, геофизические и другие приборные исследования подобных явлений.
Марта 1984 года (22.05–22.40).
В 22.05 появилась отметка от самолета на удалении 85–90 км с азимутом 230° (отмечена кружком и стрелкой), который летел на северо-восток курсом 60° со скоростью 850 км/час и высотой 900 м. На следующем обороте антенны на удалении 75 км отметка исчезла (конец стрелки), и появилась мощная засветка в виде птицы, которая фиксировалась около 20 мин, потом раздробилась на отдельные волокна, которые в последующие 20 мин рассеялись.
Засветка фиксировалась на высотах от 900 до 3500 м. Ее площадь около 7500 кв. км.
Были опрошены расчеты PЛC и летчики, которые рассказали о большом числе радиолокационных и визуальных наблюдений АЯ, получены фотографии с экранов PЛC с изображениями АЯ, которые наблюдались с 23 по 28 марта с/г. Установлено, что отметки от АЯ на радиолокационных индикаторах имеют характерные отличительные признаки от самолётов, атмосферных образований и объектов, находящихся на земле.
В ряде случаев летным происшествиям предшествовали визуальные и радиолокационные наблюдения АЯ непосредственно в этих районах за 10–30 минут до катастроф, точные причины которых не были установлены.
Сообщает командир вертолёта МИ-8, гражданский лётчик Игорь Запорожец,сын знаменитых лётчиков Григория Запорожца и Марии Запорожец.
Магадан. Период белых ночей. Экипаж ждал разрешения на вылет. На часах по местному времени было 17.00. Стояла тихая безветренная погода.
Все свободные от работы люди были на улице. Слышался смех, шутки. И вдруг все умолкли, как по команде подняли головы к небу. Над аэродромом появилось неизвестное образование эллипсовидной формы. Поманеврировав по высоте и курсу, оно выдвинуло жёсткий прямой луч, который остановился, словно был обрезан, не доходя до земли. Цветом он напоминал электросварку, и он появлялся, то исчезал.
По обе стороны эллипса показались в одно мгновение два круглых оранжевых шара, которые словно играли в "прятки", исчезая и показываясь рядом с эллипсовидным телом. Через какое-то время к ним примкнул, неизвестно откуда-то взявшийся третий шар. Началось зигзагообразное перемещение светящихся шаров вместе с эллипсом, занимая всё новые положения, но не меняя высоты (6000–7000 м) и находясь под 70° к горизонту.
Так эта кавалькада маневрировала до 4-х часов утра.
Совершенно понятно, что это были НЛО, списывающие информацию с экипажей, находящихся в дежурном режиме.
Многие лётчики, наблюдавшие эту картину, были очень огорчены, что на аэродроме отсутствовали в то время самолёты-истребители или ракеты.
Один из них закричал: "Хватит болтаться в небе! Или выходите — будем дружить, или убирайтесь с аэродрома!"
Словно услышав эти слова, НЛО выдвинуло свой луч в сторону электростанции.
Это был не единичный случай в Магаданском регионе. Бывало, НЛО сопровождали вертолёты от взлёта до посадки. А однажды при отказе двигателей на МИ-4, вертолёт ночью садился на лес. И быть бы беде, если бы откуда ни возьмись, появился ослепительный луч сверху, указывающий место посадки на полянке среди деревьев. Луч светил до тех пор, пока экипаж и пассажиры не покинули вертолёт. Что это было: луч направлен сверху, при этом самолётов и вертолётов в воздухе не было. Значит — это НЛО. К такому выводу после долгих споров пришли все, кто видел всё происходящее от начала до конца.
Ночной разговор.