Технологии здоровьесбережения на уроке
Узловые вопросы темы
1. Понятие образовательных здоровьесберегающих технологий, их виды.
2. Технология дифференцированного обучения.
3. Технология личностно-ориентированного обучения.
4. Технология проблемного обучения.
5. Технология ненасильственного обучения.
6. Технология диалогового обучения.
7. Технология модульного обучения.
8. Требования к уроку с позиций здоровьесбережения.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте подборку статей из педагогических журналов, газет, Интернет-источников, раскрывающую одну из здоровьесберегающих технологий (по вашему выбору).
2. Подготовьте доклад «Учет индивидуальных особенностей учащихся при организации их деятельности».
Список литературы
1. Андреев, В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2012. - 600 с.
2. Педагогика: учеб. пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Юрайт, 2013. – С. 117-148.
3. Селевко, Г. К. Энциклопедия образовательных технологий /Г. К. Селевко. – М. : Народное образование, 2005. Т. 1. – 552 с.
3. Ситаров, В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров. – М. : Академия, 2002. – С. 280-302.
Занятие 4
Технологии здоровьесбережения во внеурочной деятельности
Узловые вопросы темы
1. Цели и задачи воспитания в образовательных организациях.
2. Проектирование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности обучающихся. Связь здоровьесберегающей деятельности с другими видами деятельности школьников (нравственной, трудовой, этической, физической, эстетической и др.).
3. Виды педагогических технологий – игровые технологии, арттехнологии, технологии свободного развития и др.
4. Методы и средства оптимального функционирования здоровьесберегающих технологий (деятельностные, формирующие, стимулирующие, рефлексивные).
Задания для самостоятельной работы
1. Из учебных пособий по педагогике составьте краткий конспект: «Система форм воспитательной работы педагогов с классом, воспитателя с группой, формы взаимодействия с коллективом воспитанников, родителями, педагогами».
2. Разработайте план проведения внеклассного мероприятия на тему здорового образа жизни для учащихся начальных классов.
3. Спроектируйте фрагмент плана работы классного руководителя 5 класса, ориентированного на формирование у учащихся здорового образа жизни, содержащий модули: здоровье, семья, физическое воспитание, нравственное воспитание.
4. Анализ проблемного поля социального развития ребенка.
Тип проблемы: агрессивность ребенка (провоцирует драки, грубит старшим, ровесникам).
Субъекты: ребенок 8 лет, молодая семья, полная, мама не работает. Ребенок детский сад не посещал. Коммуникативные связи семьи ограничены.
Возможные причины: …
Возможные пути решения …
Список литературы
1. Веснина, Н. И. Перспективный комплексный план воспитательной работы / Н. И. Веснина // Классный руководитель. – 2007. -№ 3. – С. 24-25.
2. Планирование воспитательной работы в классе / под ред. Е. Н. Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2002. – 128 с.
3. Рожков, М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – С. 188-206, 230-270.
4. Система формирования ценностей здоровья у школьников в условиях национального региона / под ред. М. А. Якунчева, С. П. Голышенкова. – Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2004. – С. 131-133.
5. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М. : Академия, 2005. – С. 300-330.
Занятие 5
Современная школа как пространство заботы о здоровье
Учащихся и педагогов
Узловые вопросы темы
1. Общее представление о здоровьесберегающем пространстве школы.
2. Условия формирования здоровьесберегающего пространства школы.
3. Основные направления формирования здоровьесберегающего пространства школы.
Задания для самостоятельной работы
1. Составьте подборку статей из педагогических журналов, газет, Интернет-источников по изучаемой теме.
2. Представьте модель здоровьесберегающего пространства школы.
Список литературы
1. Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности. Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Ю. В. Науменко. – М. : Глобус, 2009. – 125 с.
2. Овчинникова, Т. С. Организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольных образовательных учреждениях / Т. С. Овчинникова. – СПб. : КАРО, 2006. – 176 с.
3. Орехова, Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования [Электронный ресурс] / Т. Ф. Орехова. – М. : Флинта, 2011. – 353 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru
Занятие 6