Результаты собственных исследований содержания процесса обучения боксеров навыкам передвижения по рингу
В. А. Осколков
ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО РИНГУ –
ОСНОВА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ В БОКСЕ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Допущено
Федеральным агентством по физической культуре и спорту в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101-«Физическая культура и спорт»
Волгоград
Издательство ВГПУ «Перемена»
УДК 796
ББК 75.713
О-744
Рецензенты:
Л. А. Кудинов, доктор педагогических наук, профессор; С. В. Непомнящий, кандидат педагогических наук, профессор
Осколков В. А.
О-744 Передвижения по рингу — основа технико-тактической подготовки в боксе: учеб. пособие. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. — 112 с.
Раскрыты вопросы уточнения понятийного аппарата теории и методики подготовки боксеров, исследования техники передвижении по. рингу различными способами, создания классификации передвижений и даны практические рекомендации по методике обучения передвижениям по рингу с учетом решаемых тактических задач.
Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, обучающимся по специальности 032101 -«Физическая культура и спорт», преподавателям высших и средних учебных заведений физической культуры, тренерам по боксу и слушателям факультетов повышения квалификации.
ISBN 978-5-88234-970-6
ББК 75.713
© Осколков В. А., 2007
© Издательство ВГПУ «Перемена», 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Введение
1. Роль и значение технической подготовки в спорте. Критерии оценки. Методы изучения
1.1. Техническая подготовка в спорте
1.2. Критерии технического мастерства
1.3. Методы исследования спортивной техники
1.4. Вопросы и задания для самоподготовки
2. Проблема определения роли и места обучения навыкам передвижения по рингу в технико-тактической подготовке боксеров.
2.1. Общее понятие техники бокса
2.2. Особенности понятийного аппарата техники передвижений боксеров по рингу
2.3. Тактическое предназначение передвижений
2.4. Исходное положение для передвижений по рингу
2.5. Чувство дистанции и передвижения по рингу
2.6. Методика обучения прямым ударам с шагом вперед
2.7. Методика обучения технике передвижения по рингу
2.8. Вопросы для самоподготовки
Результаты собственных исследований содержания процесса обучения боксеров навыкам передвижения по рингу
3.1. Обучение основным положениям, ударам и защитам в боксе. Методика проведения первых практических занятий
3.2. Последовательность прохождения материала на первом году обучения
3.3. Биомеханический анализ и классификация техники передвижений боксеров по рингу
3.4. Энерготраты как показатель наиболее экономичных вариантов передвижений и степени овладения техникой у боксеров различной квалификации и тактических амплуа
3.5. Анализ передвижений на основе их содержания, решаемых тактических задач и способов выполнения
3.6. Ошибки техники ударов, выполняемых в передвижении, и их причины
3.7. Комплекс упражнений для исправления ошибок
3.8. Методика формирования ритмотемповой структуры движений рук и ног боксеров
3.9. Варианты передвижений в боевой стойке в различных направлениях, основанные на биомеханическом анализе и целесообразности ведения боксерского поединка
3.10. Частные случаи передвижения
Заключение
Вопросы и задания для самоподготовки
Приложение
Рекомендуемая литература
ПРЕДИСЛОВИЕ
В последние годы значительно интенсифицировались исследования в области спорта. Большой эмпирический и теоретический материал накоплен в области теории и методики технической подготовки боксеров. Вместе с тем такой раздел техники бокса, как передвижения по рингу, в научно-методической литературе по-прежнему рассматривается поверхностно.
В основу настоящей работы положены исследования автора за период с 1984 г. по настоящее время. Автор стремился не только обобщить сведения по рассматриваемому вопросу, но и увязать их в строгую систему, т. к. лишь при этом условии их возможно использовать для эффективного обучения студентов высших учебных заведений по специальности 032101 -«Физическая культура и спорт».
Учебное пособие состоит из трех разделов. В первом рассматриваются общетеоретические положения технической подготовки в спорте, критерии эффективности, методы исследования. Во втором изложены различные мнения по вопросам особенностей понятийного аппарата техники передвижений боксеров по рингу, анализа техники передвижений с ударами и при маневрировании, методики обучения им. В третьем даны результаты собственных исследований автора по этим же вопросам, а также по проблемам выявления наиболее экономичных способов передвижения по рингу, подбора комплексов упражнений для исправления ошибок техники, формирования ритмотемповой структуры движений рук и ног боксеров. На основе биомеханического анализа разработана классификация передвижений по рингу. Рекомендованы наиболее оптимальные (с точки зрения биомеханики и решаемых в единоборстве задач) варианты передвижений по рингу. Книга содержит много иллюстраций.
Учебное пособие существенно восполняет данный раздел технической подготовки, недостаточно представленный в учебниках по боксу (К. В. Градополов, 1965; И. П. Дегтярев, 1979; М. И. Романенко, 1985; В. И. Остьянов, И. И. Гайдамак, 2001), учебных пособиях и монографиях (В. М. Романов, 1979; В. И. Филимонов, 2000; В. Щитов, 2001, 2003; В. А. Санников, 2006), и может быть рекомендовано для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101-«Физическая культура и спорт».
Заслуженный тренер России, заслуженный работник
физической культуры, доцент кафедры теории и методики
бокса и тяжелой атлетики ВГАФКП. Г. Левитан
ВВЕДЕНИЕ
Современный бокс постоянно развивается: изменяется методика тренировки, совершенствуется техническое мастерство боксеров, возрастает уровень развития их тактического мышления, физических и психических качеств. Бокс становится более динамичным, универсальным и зрелищным видом спорта, что предъявляет новые требования к организации тренировочного процесса и особенно к процессу обучения юных боксеров технике и тактике бокса.
По мнению многих авторов (К. В. Градополов, 1938—1965; В. С. Денисов, 1957, Г. И. Мокеев, 1998; В. А. Таймазов, 1997; В. А. Шишов, 1999; П. Ю. Соловьев, 2003 и др.), техническая подготовка является основой мастерства в боксе. Одним из важнейших, мало изученных и недооцененных разделов технической подготовки являются передвижения по рингу. Передвижения органически входят во все разделы бокса: при организации и выполнении атакующих, контратакующих и защитных действий, при маневрировании (В. А. Осколков, 1982—2005). Исследованиями О. А. Кулиева, З. М. Мамедова (1975), М. П. Савчина, Г. О. Джерояна, И. П. Дегтярева (1974) было показано, что более 60% времени боксеры находятся вне соприкосновения друг с другом, т. е. маневрируют по рингу, и 27,5% времени непосредственно ведут боевые действия.
Все это предъявляет высокие требования к умению боксеров легко и непринужденно, без лишних затрат энергии передвигаться по рингу. Вместе с тем педагогические наблюдения соревновательной деятельности позволили выявить серьезные недостатки в технике передвижений ведущих боксеров. Одной из причин этого, на наш взгляд, является несовершенство понятийного аппарата. Несистематизированные, а зачастую и противоречивые описания видов и способов передвижений ставят перед тренерами вопросы: какому же способу передвижений обучать занимающихся, как и в какой последовательности? Не учитывается, для решения каких тактических задач применяются данные способы передвижений. Нет достаточного количества подводящих и имитационных упражнений для овладения техникой передвижений. Не систематизированы средства и методы исправления этих ошибок. Применяемые специально-подготовительные и специальные упражнения сводятся лишь к передвижению приставными шагами и подскоками, таким образом, искусственно ограничивая круг применяемых способов передвижений и упражнений для их овладения и совершенствования. Отсутствует биомеханический анализ различных способов передвижений, не выявлены наиболее экономичные способы, нет единого мнения по вопросу классификационных признаков передвижений.
Решение даже части вышеперечисленных вопросов позволит существенно усовершенствовать методику технико-тактической подготовки в боксе.
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ
1.1. Техническая подготовка в спорте
В современном спорте значение технической подготовки непрерывно возрастает. Сильнейшие спортсмены мира обладают относительно равной подготовкой. Следовательно, даже небольшой перевес в каком-либо её разделе может оказаться решающим для победы. Именно в этом отношении техническая подготовка предоставляет спортсменам наибольшие резервы, т. к. практическое ее осуществление и научное обоснование ещё далеки от возможных пределов (Д. Д. Донской, 1966, 1967, 1975; В. М. Дьячков, 1967; Д. Д. Донской, В. М. Зациорский, 1979; Л. П. Матвеев, А. Л. Новиков, 1976; В. С. Келлер, 1967; В. К. Бальсевич, 1975 и др.).
Высокий уровень технической подготовленности спортсмена не только обеспечивает плодотворное использование потенциала его моторики в условиях острой конкуренции, но и создает возможности для интенсификации тренировочного процесса, повышения его качественного уровня (В. К. Бальсевич, 1975).
Под технической подготовкой спортсмена понимают обучение его основам техники действий, выполняемым в соревнованиях или служащим средствами тренировки и совершенствования избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техническая подготовка спортсмена представляет собой процесс управления формированием знаний, умений и навыков. На нее распространяются общие принципы дидактики и дидактические положения методики физического воспитания. Особенности спортивно-технической подготовки определяются тем, что она строится по закономерностям достижения мастерства в избранном виде спорта (Л. П. Новиков, А. Д. Новиков, 1976; Л. П. Матвеев, 1977; Г. Д. Ашмарин, 1979 и др.).
Центральной задачей спортивно-технической подготовки считается необходимость формирования таких навыков выполнения соревновательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в состязаниях и обеспечить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом. Эта формулировка включает ряд задач: познание теоретических основ спортивной техники; моделирование индивидуальных форм техники; формирование умений и навыков; обновление форм техники; создание новых форм техники и т. д. (Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков, 1976).
Всё это относится преимущественно к специальной спортивно-технической подготовке. Общая техническая подготовка заключается в пополнении фонда умений и навыков, являющихся предпосылкой формирования технических навыков в избранном виде спорта, и включает также обучение технике упражнений, избираемых в качестве дополнительных средств физической подготовки. Кроме освоения навыков существенной стороной этого раздела подготовки должно быть воспитание координационных способностей, от которых в решающей степени зависит спортивно-техническое совершенствование.
В материалах 1-й Всесоюзной конференции по проблемам спортивной техники отмечено два фактора роста спортивных достижений: 1) совершенствование методов обучения и тренировки, дающее возможность раскрывать резервные биологические возможности организма спортсмена; 2) совершенствование технического мастерства, позволяющее предельно рационализировать движения спортсмена, что проявляется в большей целесообразности, эффективности и экономичности движений.
Также отмечено, что в видах спорта, характеризующихся большой вариативностью действий, в процессе тренировки следует приближать условия, в которых совершенствуются технические приемы, к постоянно меняющимся условиям поединков и игровых действий. При этом важна индивидуализация техники у спортсменов высокой квалификации, но тем не менее основа каждого приёма должна быть общей.
Выделяют три этапа технической подготовки:
1-й этап совпадает с первой половиной подготовительного периода. В технической подготовке это этап «конструирования»модели новой техники, улучшение предпосылок, разучивание отдельных движений, формирование их общей координационной основы. В литературе этот этап называют «поисковым» (В. М. Дьяков, 1967 и др.).
2-й этап — «стабилизационный». На этом этапе техническая подготовка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает вторую половину подготовительного периода.
3-й этап — «адаптационный». На этом этапе техническая подготовка строится в рамках непосредственной предсоревновательной подготовки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени «надежности» применительно к условиям соревнований. Этот этап охватывает соревновательный период.
При необходимости перестройки прочно усвоенных навыков с укоренившимися техническими ошибками или недостатками нужно удлинить первый этап, предварительно вводя «реадаптационный» этап, когда эти навыки не применяются в действии, что способствует «угасанию» нежелательных условно-рефлекторных связей под влиянием времени (К. Т. Булочко, 1973). Формирование двигательных навыков требует прочного овладения основной структурой техники приемов и ее вариантами на основе развития ведущих двигательных качеств.
Говоря о методике обучения в спорте, И. Г. Озолин (1975) считает, что облегчать первые шаги необходимо лишь в той мере, чтобы не создавать у занимающихся заниженные представления о своих возможностях, чтобы достигнутое не казалось им пределом. Облегчение обучения нужно для создания правильного представления о движении, а также для формирования умения выполнять его в упрощенном виде. Большую роль в одновременном обучении технике движений и проявлению на высоком уровне физических и психических качеств играют методы педагогического стимулирования, заинтересованности, игровой метод и соревновательный. Не следует ждать полного овладения техникой, необходимо по возможности соревноваться в её элементах. Автор советует осторожно отнестись к применению тренажеров, облегчающих обучение спортивной технике, т. к. это может отрицательно сказаться на сознательной координации движений и проявлении физических и психических качеств.
Д. Д. Донской (1957) и другие авторы придерживаются мнения, что начальному обучению следует уделять особое внимание, т. к. недостатки на первых этапах технической подготовки чрезвычайно трудно исправить даже при достижении высокого уровня совершенства.
Многолетний процесс технической подготовки спортсмена принято подразделять на две стадии — «базовой» технической подготовки и углубленного технического совершенствования (Л. П. Матвеев, 1977 и др.).
М. М. Боген (1981) выделяет четыре уровня усвоения учебного материала: 1) формирование знания об объекте (двигательные умения и навыки не формируются); 2) способность решать отдельную двигательную задачу; 3) умение находить более совершенные варианты двигательного действия; 4) способность конструировать новые способы решения двигательных задач.
Ю. В. Верхошанский (1972) придерживается мнения, что изучение движений человека в плане формирования и совершенствования спортивной техники расширяет наши возможности в деле активного руководства этим процессом и дает основание к объективному решению вопроса о подборе средств и методов тренировки. В целом и то и другое способствует реализации принципа оптимального управления многолетней подготовкой спортсменов.
По мнению А. В. Воробьева (1972), современная методика тренировки и техника выполнения упражнений находятся в теснейшей взаимосвязи и взаимообусловленности. Эволюция в технике выполнения упражнений приводит к изменению методики тренировки и наоборот.
Основными средствами технической подготовки (Л. П. Матвеев, 1977 и др.) принято считать подготовительные упражнения, имеющие структурную общность с соревновательными действиями, тренировочные формы соревновательных упражнений и сами соревновательные упражнения со всеми присущими им особенностями, а дополнительными — общеподготовительные упражнения.
В. И. Шапошникова, В. Ф. Дорофеев, Р. В. Мирошникова, Е. С. Ульрих (1967) считают, что правильные навыки необходимо прививать с самого начала и особенно тщательно подбирать и применять специальные и имитационные упражнения, которые играют существенную роль в формировании техники. Если для улучшения ОФП подростков используется достаточно широкий круг средств, то не следует все специальные упражнения использовать при обучении технике того или иного вида спорта. Не всегда внешнее сходство по форме движений отвечает основному содержанию изучаемой техники, поэтому к имитационным упражнениям, применяемым в искусственных условиях, следует подходить с особой осторожностью. При начальном обучении следует широко применять метод расчлененного обучения, целесообразно параллельно изучать несколько технических приемов на одном занятии, ибо в таком случае расширяются координационные возможности занимающихся, овладение двигательными навыками происходит в более короткие сроки, увеличивается возможность их тактического применения.
Новичков следует обучать элементарной, упрощенной, посильной им технике. Но при этом важно, чтобы элементарная техника не искажала её двигательных основ, что позволит без переучивания постепенно перейти к сложной, совершенной технике выполнения упражнений. Обучение должно осуществляться по схеме: сначала у спортсмена создаются двигательные представления, затем следуют попытки его фактического выполнения, потом по мере повторения изучаемого приобретается умение, которое в дальнейшем превращается в двигательный навык. Совершенствование техники осуществляется за счет изменения формы движений и повышения уровня развития двигательных и волевых качеств (Н. Г. Озолин, 1970).
По мнению Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова (1976) и других авторов, детали техники в большинстве случаев зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей спортсменов. Поэтому слепое копирование индивидуальной техники выдающихся спортсменов может отрицательно сказаться на спортивных результатах. Техника спортсменов высокого класса обладает высокой устойчивостью и вместе с тем гибкой приспособляемостью к изменяющимся условиям среды.
А. Г. Дрижика (1967) в своих исследованиях пришел к выводу, что чем меньше информации о движении воспринимается анализаторами, чем меньше ее осознается, тем устойчивее и быстрее навыки могут формироваться, однако менее совершеннее и «коснее». Это согласуется и с суждениями И. П. Павлова о том, «что всякая система условно-рефлекторных связей устанавливается быстрее и легче при меньшей вариативности внешних воздействий» (И. П. Павлов, 1947). Исходя из сказанного можно заключить, что каждое тренировочное занятие должно всякий раз повторять пройденный этап формирования этого двигательного навыка, чтобы избежать развития «косности». Последовательность задач таких тренировочных занятий должна быть примерно такой:
1. Расширение двигательного кругозора занимающихся в границах данной координации движений: а) выполнение имитационных и подводящих упражнений, способствующих совершенствованию техники вида; б) выполнение упражнений, непосредственно совершенствующих технику избранного вида.
2. Расширение функциональных возможностей занимающихся в границах данной координации движений.
3. Моделирование оптимальных и максимальных функциональных возможностей в границах избранного вида.
В раннем возрасте меньше всего нужно заботиться о прочном закреплении навыков, а больше расширять двигательный кругозор занимающихся за счет усвоения большого количества самых разнообразных по координационной структуре движений в различном темпе и с различными скоростно-силовыми характеристиками. При этом следует избегать частых повторений узко ограниченных стандартизированных форм движений, чтобы повысить пластичность нервной системы.
В. С. Келлер (1967) придерживается мнения, что выработка динамического стереотипа в единоборствах, в виде стабильной целостной системы спортивного поединка, задача весьма трудная и, главное, нецелесообразная. Двигательное навыки должны образовываться не для всей системы спортивного поединка, а для отдельных, основных приемов, использованных в сложных актах деятельности спортсменов. Целостная система действий единоборцев строится из навыков основных приемов каждый раз в соответствии с создавшейся ситуацией состязаний. Обучая технике приемов, тренер должен последовательно давать задания на выполнение их в разнообразных тактических ситуациях, постепенно превращая приемы техники в простые, а затем и сложные боевые действия спортивного поединка.
Специализированные положения и движения спортсменов в единоборствах, взятые вне тактической ситуации, автор предлагает назвать «приемами», а прием или несколько приемов, применяемых для решения какой-либо конкретной тактической задачи, — «действием».
Давая классификацию приемов, автор рассматривает:
исходные действия (боевые стойки);
передвижения (приемы перемещений спортсменов);
основные движения (удары, защиты, перевороты и т. п.).
Действия спортсменов классифицирует, исходя из общей тактической задачи, как действия подготовки, нападения, обороны. Такое разграничение понятия приема и действия облегчает обучение технике и тактике.
Автор рекомендует проводить обучение технике и совершенствование её в спортивных единоборствах с учетом специфических условий деятельности спортсменов, а именно — единоборства с противодействующим противником. Исходя из этого, предлагает специфические способы изучения навыков и воспитания умений применять эти навыки в спортивном поединке:
обучение без противника,
с условным противником,
с партнером,
с противником.
Обучение без противника применяется для овладения основами техники, совершенствования ее, для обучения сознательному анализу собственных движений, умению контролировать технику.
Обучение с условным противником (чучело в борьбе, мишень в фехтовании, груша в боксе и т. д.) — для развития способности спортсмена определять дистанцию до противника, усвоения мышечных ощущений, отработки технических приемов. При обучении с условным противником появляются два новых момента:
а) действие зрительного анализатора, помогающего правильно определить расстояние до противника;
б) мышечные ощущения, связанные с соприкосновением с противником. Возрастает требовательность к точности движений и координации.
Третий способ — обучение с партнером используется для изучения и закрепления техники приемов и действий. Развивает способность к осмысленным целесообразным действиям, помогает понять взаимозависимость своих действий от действий партнера и носит преимущественно технический и тактический характер.
Обучение с противником применяется для совершенствования приемов и действий с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, детальной отработки техники, совершенствования моральных и волевых качеств, воспитания умения использовать свои способности в разнообразных условиях спортивного поединка и превращения приемов в целесообразные боевые действия.
С использованием технических средств создаются возможности для лучшего определения качественных сторон выполняемого движения на основе искусственного расширения способности к оценке спортсменом контролируемых характеристик (И. П. Ратов, 1972).
По мнению В. К. Бальсевича (1975), применение технических средств облегчает задачу проведения массового обучения движениям при условии еще большей индивидуализации педагогических воздействий на каждого занимающегося. С использованием технических средств резко облегчается возможность индивидуализированных педагогических коррекций и постановки конкретизированных задач для каждого занимающегося.
При овладении техникой в единоборствах необходимо четко придерживаться положения: каждое «техническое так» должно иметь свое «тактическое почему». Это значит, что при изучении техники, при индивидуализации её необходимо исходить не только из чисто биомеханической целесообразности приема, но также обязательно учитывать и его будущие тактические особенности, возможности, вариативность применения приема в том или ином боевом действии (Н. А. Бернштейн, 1965).
В процессе обучения спортивной технике различные авторы выделяют фазы, которые можно рассматривать относительно изолированно: В. С. Фарфель (1960) отмечает физиологические фазы: иррадиация процесса возбуждения; концентрация возбуждения благодаря развитию процесса торможения; стабилизация и автоматизация; Л. Б. Чхаидзе, Н. А. Бернштейн (1947) выделяют регуляторные фазы: нейтрализация реактивных сил, мешающих соблюдению необходимых пространственных параметров движений; освобождение ряда степеней свободы, реактивные силы которых меньше всего препятствуют движениям; полное освобождение требуемых степеней свободы.
В. Д. Мазниченко (1964) отмечает пять стадий формирования двигательного навыка: 1) получение первого представления о двигательном действии и формирование установки на обучение ему; 2) первоначальное умение выполнять движение в «грубой» форме; 3) начальное умение совершенного выполнения двигательного действия; 4) полное образование навыка; 5) достижение изменяемого навыка.
К. Мейнель (1960) выделяет три этапа обучения: освоение процесса в грубой форме; появление тонкой координации движений; закрепление и приспособление к изменяющимся условиям, стабилизация движения.
М. Я. Горкин (1953), Д. Харре (1971) дают методические рекомендации для обучении технике физических упражнений: необходимо сразу учить рациональной технике; следует уделить большое внимание теоретическим занятиям со спортсменами, с тем чтобы обеспечить сознательное отношение к обучению движениям; необходимо создать высокий уровень специальных физических качеств, чтобы исключить технические ошибки, возникающие вследствие недостаточных физических предпосылок, обеспечить такие условия выполнения упражнения, чтобы было легко определять любые отклонения от параметров целесообразного решения двигательной задачи.
В структуре обучения приемам и действиям в видах единоборств К. Т. Булочко (1972) различает три фазы: 1-я фаза включает ознакомление и разучивание; 2-я — закрепление и совершенствование техники; 3-я — применение в условиях соревнований. Согласно каждой фазе автор рассматривает задачи, средства и методы.
При изучении приемов классической борьбы О. П. Хромов (1963) предлагает две схемы: для обучения простым приемам и сложным, которые отличаются тем, что при обучении сложным приемам используется кроме целостного метода еще и расчлененный. Применяются при этом в той и другой схеме упражнения: 1-е с несопротивляющимся партнером или оказывающим неполное сопротивление; 2-е — с партнером, создающим благоприятные условия для проведения приема.
Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием различных факторов. Оптимизация этого процесса достигается в условиях рационально построенного обучения. Схематично это можно представить как последовательный переход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем — от умения к навыку. В любом действии можно выделить три части (объединенных функциональных компонента): ориентировочную, собственно исполнительную и контрольную (М. Я. Гальперин, 1954 и др.), которые реально неотделимы друг от друга, одновременно представлены в процессе его выполнения.
Физиологической конструкцией, объединяющей их, является то, что в современной физиологии принято называть «функциональной системой» поведенческого акта (П. К. Анохин, 1948, 1975). Под этим подразумевается, как известно, целостная совокупность функциональных механизмов и процессов, которая складывается в ходе и в результате построения действия при ведущей роли высших отделов ЦНС и обеспечивает консолидацию функций всех систем организма, участвующих в его осуществлении (в том числе физиологических механизмов программирования действия, эфферентных и афферентных связей в управлении движениями, сличения параметров действия с заданной программой, выявления рассогласований и коррекции действия) (Я. М. Коц, 1982).
Осмысленное построение действия начинается с направленного формирования его ориентировочной части как ориентировочной основы действия (ООД), выполняющей роль его программы. ООД включает в себя общий логический проект действия, исходящий из сути решаемой задачи, и основные опорные точки (ООТ) программы ее реализации, т. е. более или менее четко выделенные представления об основных моментах действия, входящих в него операциях и условиях его выполнения.
В результате формирования двигательного действия возникает первоначальное двигательное умение. Оно представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных целенаправленных операций. К числу отличительных признаков первоначального двигательного умения относятся:
постоянная концентрация внимания в процессе действия на составляющих его частных операциях;
относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная изменчивость техники движений, особенно под влиянием сбивающих факторов;
расчлененность или мало выраженная слитность операций, обусловленная этим избыточная растянутость действий во времени.
Двигательное умение и двигательный навык — это как бы последовательные ступени на пути формирования двигательного действия. По мере многократного воспроизведения действия операции, входящие в его состав, становятся постепенно отлаженными и привычными, а связи между ними — прочными, гарантирующими естественную слитность движений, отпадает необходимость постоянной концентрации внимания на ряде частных моментов действия, требующих направленного осознания, возрастает вклад двигательных автоматизмов в осуществленные действия. В результате двигательное умение автоматизируется — превращается в двигательный навык. Автоматизация движений и есть основной отличительный признак двигательного навыка.
Отсюда следует, что двигательный навык представляет собой такую форму реализации двигательных возможностей, которая возникает на основе автоматизации двигательного умения. Рационально сформированный двигательный навык характеризуется оптимальным соотношением функций сознания и автоматизма в управлении движениями, при котором действие в целом направляется сознанием, а составные операции доведены до определенной степени автоматизации.
Вместе с автоматизацией движений происходит своего рода стереотипизация их по ряду важнейших параметров и качественных признаков. Это выражается, в частности, в относительно стандартном воспроизведении пространственных, временных, динамических и ритмических параметров техники движений при повторении действия в одинаковых условиях, а также в сохранении заданной общей результативности действия при выполнении его в изменяющихся условиях.
По мнению М. М. Богена (1985, 1995), обучение двигательным действиям, которое в этом аспекте можно рассматривать как условие выживания, появляется в простейших формах с возникновением жизни, усложняясь и совершенствуясь с эволюцией живых существ.
Человек начинает учиться двигательным действиям с момента появления на свет, повторяя в онтогенезе филогенетический путь обучения: вначале движения организуются спонтанно и хаотически, затем — все более осмысленно, целенаправленно, под влиянием извне, вначале — родительским, а позже — и других людей, и все более — общества. Общество заинтересовано в эффективном обучении, поскольку благосостояние общества определяется благосостоянием его членов, а последнее — способностью решать жизненные проблемы, в конечном итоге — обученностью. Этим определяется и требование общества к системе обучения: учить всех, учить эффективно, учить быстро.
Чем выше уровень развития общества, тем выше его требования к качеству обучения, тем больше ценится квалификация учителя. У хорошего учителя ученики осваивают материал быстрее и эффективнее, он может научить и менее одаренных учеников.
Эффективность обучения оценивается результатами практической деятельности. Стабильной эффективности чаще добиваются в видах деятельности со стандартной программой. В видах деятельности с нестабильной программой и меняющимися условиями, таких как спортивные игры и единоборства, где успех зависит от способности действовать в быстро меняющихся ситуациях, стабильная эффективность результатов обучения встречается гораздо реже, более того — крайне редко, скорее как исключение из общего правила. Чтобы выяснить методику обучения, движения мастера тщательно анализируют: с помощью совершенных приборов фиксируют движения и их характеристики, а затем используют данные анализа для обучения других. Идея обучения проста: добиться сходства, а еще лучше — полного соответствия движениям мастера по всем зафиксированным характеристикам. Для достижения цели рекомендуют применять обучающие приспособления, которые позволяют оперативно сравнивать модельные и реальные характеристики движений и вносить соответствующие коррекции в движения обучаемого (Зинченко Т. Н. и др. 1978; Крогиус Н. В., 1981). Обучаемый добивается нужного эффекта: он научается более или менее точно воспроизводить эталонное движение. Однако «повторить» не значит «овладеть». Копирование не рождает мастерства.
Н. А. Бернштейн (1947) отмечал: движения — это коррекции. Мастерство проявляется в точности и своевременности коррекций, обеспечивающих приспособление действия к колебаниям его внешней ситуации, с одной стороны, и к колебаниям собственной внутренней структуры (взаимное расположение частей тела, соотношение усилий по величине и направлению) — с другой. Можно при желании копировать двигательное действие, точнее — его наблюдаемую картину: невозможно копировать коррекции — они недоступны наблюдателю и бессмысленны как предмет копирования из-за сугубо частного своего характера. Объяснение коррекций как феномена двигательной деятельности вообще невозможно с позиций теории условно-рефлекторной концепции природы двигательных актов, оно возможно лишь в том случае, если признать смысл деятельности и цель действия основными регуляторами действия, а ориентирование в ситуации и в процессе построения действия — обязательной, хотя и незаметной, частью действия.
Показав роль «образа потребного будущего» (иными словами — роль цели) в формировании двигательного дейс<