Результаты собственных исследований содержания процесса обучения боксеров навыкам передвижения по рингу

В. А. Осколков

ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО РИНГУ –

ОСНОВА ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ В БОКСЕ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Допущено

Федеральным агентством по физической культуре и спорту в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101-«Физическая культура и спорт»

Волгоград

Издательство ВГПУ «Перемена»

УДК 796

ББК 75.713

О-744

Рецензенты:

Л. А. Кудинов, доктор педагогических наук, профессор; С. В. Непомнящий, кандидат педагогических наук, профессор

Осколков В. А.

О-744 Передвижения по рингу — основа технико-тактической под­готовки в боксе: учеб. пособие. — Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. — 112 с.

Раскрыты вопросы уточнения понятийного аппарата теории и мето­дики подготовки боксеров, исследования техники передвижении по. рин­гу различными способами, создания классификации передвижений и даны практические рекомендации по методике обучения передвижениям по рингу с учетом решаемых тактических задач.

Пособие адресовано студентам высших учебных заведений, обуча­ющимся по специальности 032101 -«Физическая культура и спорт», пре­подавателям высших и средних учебных заведений физической культу­ры, тренерам по боксу и слушателям факультетов повышения квалифи­кации.

ISBN 978-5-88234-970-6

ББК 75.713

© Осколков В. А., 2007

© Издательство ВГПУ «Перемена», 2007

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие

Введение

1. Роль и значение технической подготовки в спорте. Критерии оценки. Методы изучения

1.1. Техническая подготовка в спорте

1.2. Критерии технического мастерства

1.3. Методы исследования спортивной техники

1.4. Вопросы и задания для самоподготовки

2. Проблема определения роли и места обучения навыкам передвижения по рингу в технико-тактической подготовке боксеров.

2.1. Общее понятие техники бокса

2.2. Особенности понятийного аппарата техники передвижений боксеров по рингу

2.3. Тактическое предназначение передвижений

2.4. Исходное положение для передвижений по рингу

2.5. Чувство дистанции и передвижения по рингу

2.6. Методика обучения прямым ударам с шагом вперед

2.7. Методика обучения технике передвижения по рингу

2.8. Вопросы для самоподготовки

Результаты собственных исследований содержания процесса обучения боксеров навыкам передвижения по рингу

3.1. Обучение основным положениям, ударам и защитам в боксе. Методика проведения первых практических занятий

3.2. Последовательность прохождения материала на первом году обучения

3.3. Биомеханический анализ и классификация техники передвижений боксеров по рингу

3.4. Энерготраты как показатель наиболее экономичных вариантов передвижений и степени овладения техникой у боксеров различной квалификации и тактических амплуа

3.5. Анализ передвижений на основе их содержания, решаемых тактических задач и способов выполнения

3.6. Ошибки техники ударов, выполняемых в передвижении, и их причины

3.7. Комплекс упражнений для исправления ошибок

3.8. Методика формирования ритмотемповой структуры движений рук и ног боксеров

3.9. Варианты передвижений в боевой стойке в различных направлениях, основанные на биомеханическом анализе и целесообразности ведения боксерского поединка

3.10. Частные случаи передвижения

Заключение

Вопросы и задания для самоподготовки

Приложение

Рекомендуемая литература

ПРЕДИСЛОВИЕ

В последние годы значительно интенсифицировались исследова­ния в области спорта. Большой эмпирический и теоретический мате­риал накоплен в области теории и методики технической подготовки боксеров. Вместе с тем такой раздел техники бокса, как передвиже­ния по рингу, в научно-методической литературе по-прежнему рас­сматривается поверхностно.

В основу настоящей работы положены исследования автора за пе­риод с 1984 г. по настоящее время. Автор стремился не только обоб­щить сведения по рассматриваемому вопросу, но и увязать их в стро­гую систему, т. к. лишь при этом условии их возможно использовать для эффективного обучения студентов высших учебных заведений по специальности 032101 -«Физическая культура и спорт».

Учебное пособие состоит из трех разделов. В первом рассматри­ваются общетеоретические положения технической подготовки в спорте, критерии эффективности, методы исследования. Во втором изложены различные мнения по вопросам особенностей понятийного аппарата техники передвижений боксеров по рингу, анализа техники передвижений с ударами и при маневрировании, методики обучения им. В третьем даны результаты собственных исследований автора по этим же вопросам, а также по проблемам выявления наиболее эконо­мичных способов передвижения по рингу, подбора комплексов уп­ражнений для исправления ошибок техники, формирования ритмотем­повой структуры движений рук и ног боксеров. На основе биомеха­нического анализа разработана классификация передвижений по рин­гу. Рекомендованы наиболее оптимальные (с точки зрения биомеха­ники и решаемых в единоборстве задач) варианты передвижений по рингу. Книга содержит много иллюстраций.

Учебное пособие существенно восполняет данный раздел техни­ческой подготовки, недостаточно представленный в учебниках по боксу (К. В. Градополов, 1965; И. П. Дегтярев, 1979; М. И. Романенко, 1985; В. И. Остьянов, И. И. Гайдамак, 2001), учебных пособиях и моногра­фиях (В. М. Романов, 1979; В. И. Филимонов, 2000; В. Щитов, 2001, 2003; В. А. Санников, 2006), и может быть рекомендовано для студен­тов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101-«Физическая культура и спорт».

Заслуженный тренер России, заслуженный работник

физической культуры, доцент кафедры теории и методики

бокса и тяжелой атлетики ВГАФКП. Г. Левитан

ВВЕДЕНИЕ

Современный бокс постоянно развивается: изменяется методика тренировки, совершенствуется техническое мастерство боксеров, воз­растает уровень развития их тактического мышления, физических и психических качеств. Бокс становится более динамичным, универсаль­ным и зрелищным видом спорта, что предъявляет новые требования к организации тренировочного процесса и особенно к процессу обуче­ния юных боксеров технике и тактике бокса.

По мнению многих авторов (К. В. Градополов, 1938—1965; В. С. Де­нисов, 1957, Г. И. Мокеев, 1998; В. А. Таймазов, 1997; В. А. Шишов, 1999; П. Ю. Соловьев, 2003 и др.), техническая подготовка является основой мастерства в боксе. Одним из важнейших, мало изученных и недооцененных разделов технической подготовки являются передви­жения по рингу. Передвижения органически входят во все разделы бокса: при организации и выполнении атакующих, контратакующих и защитных действий, при маневрировании (В. А. Осколков, 1982—2005). Исследованиями О. А. Кулиева, З. М. Мамедова (1975), М. П. Савчина, Г. О. Джерояна, И. П. Дегтярева (1974) было показано, что более 60% времени боксеры находятся вне соприкосновения друг с другом, т. е. маневрируют по рингу, и 27,5% времени непосредственно ведут бое­вые действия.

Все это предъявляет высокие требования к умению боксеров легко и непринужденно, без лишних затрат энергии передвигаться по рингу. Вместе с тем педагогические наблюдения соревновательной деятель­ности позволили выявить серьезные недостатки в технике передвиже­ний ведущих боксеров. Одной из причин этого, на наш взгляд, явля­ется несовершенство понятийного аппарата. Несистематизированные, а зачастую и противоречивые описания видов и способов передвиже­ний ставят перед тренерами вопросы: какому же способу передвиже­ний обучать занимающихся, как и в какой последовательности? Не учитывается, для решения каких тактических задач применяются дан­ные способы передвижений. Нет достаточного количества подводя­щих и имитационных упражнений для овладения техникой передвиже­ний. Не систематизированы средства и методы исправления этих оши­бок. Применяемые специально-подготовительные и специальные уп­ражнения сводятся лишь к передвижению приставными шагами и под­скоками, таким образом, искусственно ограничивая круг применяемых способов передвижений и упражнений для их овладения и совершен­ствования. Отсутствует биомеханический анализ различных способов передвижений, не выявлены наиболее экономичные способы, нет еди­ного мнения по вопросу классификационных признаков передвиже­ний.

Решение даже части вышеперечисленных вопросов позволит су­щественно усовершенствовать методику технико-тактической подго­товки в боксе.

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

1.1. Техническая подготовка в спорте

В современном спорте значение технической подготовки непре­рывно возрастает. Сильнейшие спортсмены мира обладают относитель­но равной подготовкой. Следовательно, даже небольшой перевес в каком-либо её разделе может оказаться решающим для победы. Именно в этом отношении техническая подготовка предоставляет спортсме­нам наибольшие резервы, т. к. практическое ее осуществление и на­учное обоснование ещё далеки от возможных пределов (Д. Д. Дон­ской, 1966, 1967, 1975; В. М. Дьячков, 1967; Д. Д. Донской, В. М. Зациорский, 1979; Л. П. Матвеев, А. Л. Новиков, 1976; В. С. Келлер, 1967; В. К. Бальсевич, 1975 и др.).

Высокий уровень технической подготовленности спортсмена не только обеспечивает плодотворное использование потенциала его мо­торики в условиях острой конкуренции, но и создает возможности для интенсификации тренировочного процесса, повышения его качест­венного уровня (В. К. Бальсевич, 1975).

Под технической подготовкой спортсмена понимают обучение его основам техники действий, выполняемым в соревнованиях или слу­жащим средствами тренировки и совершенствования избранных форм спортивной техники. Как и всякое целесообразное обучение, техни­ческая подготовка спортсмена представляет собой процесс управле­ния формированием знаний, умений и навыков. На нее распространя­ются общие принципы дидактики и дидактические положения методи­ки физического воспитания. Особенности спортивно-технической под­готовки определяются тем, что она строится по закономерностям до­стижения мастерства в избранном виде спорта (Л. П. Новиков, А. Д. Но­виков, 1976; Л. П. Матвеев, 1977; Г. Д. Ашмарин, 1979 и др.).

Центральной задачей спортивно-технической подготовки считает­ся необходимость формирования таких навыков выполнения соревно­вательных действий, которые позволили бы спортсмену с наибольшей эффективностью использовать свои возможности в состязаниях и обес­печить неуклонное совершенствование технического мастерства в процессе многолетних занятий спортом. Эта формулировка включает ряд задач: познание теоретических основ спортивной техники; моде­лирование индивидуальных форм техники; формирование умений и навыков; обновление форм техники; создание новых форм техники и т. д. (Л. П. Матвеев, А. Д. Новиков, 1976).

Всё это относится преимущественно к специальной спортивно-тех­нической подготовке. Общая техническая подготовка заключается в пополнении фонда умений и навыков, являющихся предпосылкой фор­мирования технических навыков в избранном виде спорта, и включа­ет также обучение технике упражнений, избираемых в качестве до­полнительных средств физической подготовки. Кроме освоения на­выков существенной стороной этого раздела подготовки должно быть воспитание координационных способностей, от которых в решающей степени зависит спортивно-техническое совершенствование.

В материалах 1-й Всесоюзной конференции по проблемам спортив­ной техники отмечено два фактора роста спортивных достижений: 1) совершенствование методов обучения и тренировки, дающее воз­можность раскрывать резервные биологические возможности орга­низма спортсмена; 2) совершенствование технического мастерства, позволяющее предельно рационализировать движения спортсмена, что проявляется в большей целесообразности, эффективности и экономич­ности движений.

Также отмечено, что в видах спорта, характеризующихся большой вариативностью действий, в процессе тренировки следует приближать условия, в которых совершенствуются технические приемы, к посто­янно меняющимся условиям поединков и игровых действий. При этом важна индивидуализация техники у спортсменов высокой квалифика­ции, но тем не менее основа каждого приёма должна быть общей.

Выделяют три этапа технической подготовки:

1-й этап совпадает с первой половиной подготовительного периода. В технической подго­товке это этап «конструирования»модели новой техники, улучшение предпосылок, разучивание отдельных движений, формирование их общей координационной основы. В литературе этот этап называют «по­исковым» (В. М. Дьяков, 1967 и др.).

2-й этап — «стабилизационный». На этом этапе техническая подго­товка направлена на углубленное освоение и закрепление целостных навыков соревновательных действий как компонентов спортивной формы. Он охватывает вторую половину подготовительного периода.

3-й этап — «адаптационный». На этом этапе техническая подготов­ка строится в рамках непосредственной предсоревновательной подго­товки и направлена на совершенствование приобретенных навыков, увеличение диапазона их целесообразной вариативности и степени «надежности» применительно к условиям соревнований. Этот этап охватывает соревновательный период.

При необходимости перестройки прочно усвоенных навыков с уко­ренившимися техническими ошибками или недостатками нужно удлинить первый этап, предварительно вводя «реадаптационный» этап, когда эти навыки не применяются в действии, что способствует «уга­санию» нежелательных условно-рефлекторных связей под влиянием времени (К. Т. Булочко, 1973). Формирование двигательных навыков требует прочного овладения основной структурой техники приемов и ее вариантами на основе развития ведущих двигательных качеств.

Говоря о методике обучения в спорте, И. Г. Озолин (1975) счита­ет, что облегчать первые шаги необходимо лишь в той мере, чтобы не создавать у занимающихся заниженные представления о своих воз­можностях, чтобы достигнутое не казалось им пределом. Облегчение обучения нужно для создания правильного представления о движе­нии, а также для формирования умения выполнять его в упрощенном виде. Большую роль в одновременном обучении технике движений и проявлению на высоком уровне физических и психических качеств играют методы педагогического стимулирования, заинтересованности, игровой метод и соревновательный. Не следует ждать полного овла­дения техникой, необходимо по возможности соревноваться в её эле­ментах. Автор советует осторожно отнестись к применению тренаже­ров, облегчающих обучение спортивной технике, т. к. это может отри­цательно сказаться на сознательной координации движений и прояв­лении физических и психических качеств.

Д. Д. Донской (1957) и другие авторы придерживаются мнения, что начальному обучению следует уделять особое внимание, т. к. не­достатки на первых этапах технической подготовки чрезвычайно труд­но исправить даже при достижении высокого уровня совершенства.

Многолетний процесс технической подготовки спортсмена приня­то подразделять на две стадии — «базовой» технической подготовки и углубленного технического совершенствования (Л. П. Матвеев, 1977 и др.).

М. М. Боген (1981) выделяет четыре уровня усвоения учебного материала: 1) формирование знания об объекте (двигательные умения и навыки не формируются); 2) способность решать отдельную двига­тельную задачу; 3) умение находить более совершенные варианты дви­гательного действия; 4) способность конструировать новые способы решения двигательных задач.

Ю. В. Верхошанский (1972) придерживается мнения, что изучение движений человека в плане формирования и совершенствования спортивной техники расширяет наши возможности в деле активного руководства этим процессом и дает основание к объективному реше­нию вопроса о подборе средств и методов тренировки. В целом и то и другое способствует реализации принципа оптимального управления многолетней подготовкой спортсменов.

По мнению А. В. Воробьева (1972), современная методика трени­ровки и техника выполнения упражнений находятся в теснейшей взаи­мосвязи и взаимообусловленности. Эволюция в технике выполнения упражнений приводит к изменению методики тренировки и наоборот.

Основными средствами технической подготовки (Л. П. Матвеев, 1977 и др.) принято считать подготовительные упражнения, имеющие структурную общность с соревновательными действиями, тренировоч­ные формы соревновательных упражнений и сами соревновательные упражнения со всеми присущими им особенностями, а дополнитель­ными — общеподготовительные упражнения.

В. И. Шапошникова, В. Ф. Дорофеев, Р. В. Мирошникова, Е. С. Ульрих (1967) считают, что правильные навыки необходимо прививать с самого начала и особенно тщательно подбирать и применять специаль­ные и имитационные упражнения, которые играют существенную роль в формировании техники. Если для улучшения ОФП подростков ис­пользуется достаточно широкий круг средств, то не следует все спе­циальные упражнения использовать при обучении технике того или иного вида спорта. Не всегда внешнее сходство по форме движений отвечает основному содержанию изучаемой техники, поэтому к ими­тационным упражнениям, применяемым в искусственных услови­ях, следует подходить с особой осторожностью. При начальном обу­чении следует широко применять метод расчлененного обучения, це­лесообразно параллельно изучать несколько технических приемов на одном занятии, ибо в таком случае расширяются координационные возможности занимающихся, овладение двигательными навыками происходит в более короткие сроки, увеличивается возможность их тактического применения.

Новичков следует обучать элементарной, упрощенной, посильной им технике. Но при этом важно, чтобы элементарная техника не искажала её двигательных основ, что позволит без переучивания посте­пенно перейти к сложной, совершенной технике выполнения упраж­нений. Обучение должно осуществляться по схеме: сначала у спорт­смена создаются двигательные представления, затем следуют попыт­ки его фактического выполнения, потом по мере повторения изуча­емого приобретается умение, которое в дальнейшем превращается в двигательный навык. Совершенствование техники осуществляется за счет изменения формы движений и повышения уровня развития дви­гательных и волевых качеств (Н. Г. Озолин, 1970).

По мнению Л. П. Матвеева и А. Д. Новикова (1976) и других авто­ров, детали техники в большинстве случаев зависят от индивидуаль­ных морфологических и функциональных особенностей спортсменов. Поэтому слепое копирование индивидуальной техники выдающихся спортсменов может отрицательно сказаться на спортивных результа­тах. Техника спортсменов высокого класса обладает высокой устой­чивостью и вместе с тем гибкой приспособляемостью к изменяющим­ся условиям среды.

А. Г. Дрижика (1967) в своих исследованиях пришел к выводу, что чем меньше информации о движении воспринимается анализато­рами, чем меньше ее осознается, тем устойчивее и быстрее навыки могут формироваться, однако менее совершеннее и «коснее». Это согласуется и с суждениями И. П. Павлова о том, «что всякая система условно-рефлекторных связей устанавливается быстрее и легче при меньшей вариативности внешних воздействий» (И. П. Павлов, 1947). Исходя из сказанного можно заключить, что каждое тренировочное занятие должно всякий раз повторять пройденный этап формирования этого двигательного навыка, чтобы избежать развития «косности». Последовательность задач таких тренировочных занятий должна быть примерно такой:

1. Расширение двигательного кругозора занимающихся в грани­цах данной координации движений: а) выполнение имитационных и подводящих упражнений, способствующих совершенствованию тех­ники вида; б) выполнение упражнений, непосредственно совершенст­вующих технику избранного вида.

2. Расширение функциональных возможностей занимающихся в границах данной координации движений.

3. Моделирование оптимальных и максимальных функциональных возможностей в границах избранного вида.

В раннем возрасте меньше всего нужно заботиться о прочном за­креплении навыков, а больше расширять двигательный кругозор занимающихся за счет усвоения большого количества самых разнооб­разных по координационной структуре движений в различном темпе и с различными скоростно-силовыми характеристиками. При этом сле­дует избегать частых повторений узко ограниченных стандартизиро­ванных форм движений, чтобы повысить пластичность нервной систе­мы.

В. С. Келлер (1967) придерживается мнения, что выработка дина­мического стереотипа в единоборствах, в виде стабильной целостной системы спортивного поединка, задача весьма трудная и, главное, нецелесообразная. Двигательное навыки должны образовываться не для всей системы спортивного поединка, а для отдельных, основных приемов, использованных в сложных актах деятельности спортсме­нов. Целостная система действий единоборцев строится из навыков основных приемов каждый раз в соответствии с создавшейся ситуа­цией состязаний. Обучая технике приемов, тренер должен последова­тельно давать задания на выполнение их в разнообразных тактических ситуациях, постепенно превращая приемы техники в простые, а затем и сложные боевые действия спортивного поединка.

Специализированные положения и движения спортсменов в еди­ноборствах, взятые вне тактической ситуации, автор предлагает на­звать «приемами», а прием или несколько приемов, применяемых для решения какой-либо конкретной тактической задачи, — «действием».

Давая классификацию приемов, автор рассматривает:

­ исходные действия (боевые стойки);

­ передвижения (приемы перемещений спортсменов);

­ основные движения (удары, защиты, перевороты и т. п.).

Действия спортсменов классифицирует, исходя из общей тактиче­ской задачи, как действия подготовки, нападения, обороны. Такое раз­граничение понятия приема и действия облегчает обучение технике и тактике.

Автор рекомендует проводить обучение технике и совершенство­вание её в спортивных единоборствах с учетом специфических усло­вий деятельности спортсменов, а именно — единоборства с противо­действующим противником. Исходя из этого, предлагает специфиче­ские способы изучения навыков и воспитания умений применять эти навыки в спортивном поединке:

­ обучение без противника,

­ с условным противником,

­ с партнером,

­ с противником.

Обучение без противника применяется для овладения основами техники, совершенствования ее, для обучения сознательному анализу собственных движений, умению контролировать технику.

Обучение с условным противником (чучело в борьбе, мишень в фехтовании, груша в боксе и т. д.) — для развития способности спортсмена определять дистанцию до противника, усво­ения мышечных ощущений, отработки технических приемов. При обу­чении с условным противником появляются два новых момента:

а) действие зрительного анализатора, помогающего правильно опре­делить расстояние до противника;

б) мышечные ощущения, связанные с соприкосновением с противником. Возрастает требовательность к точности движений и координации.

Третий способ — обучение с парт­нером используется для изучения и закрепления техники приемов и действий. Развивает способность к осмысленным целесообразным действиям, помогает понять взаимозависимость своих действий от действий партнера и носит преимущественно технический и тактиче­ский характер.

Обучение с противником применяется для совершен­ствования приемов и действий с учетом индивидуальных особенно­стей спортсменов, детальной отработки техники, совершенствования моральных и волевых качеств, воспитания умения использовать свои способности в разнообразных условиях спортивного поединка и пре­вращения приемов в целесообразные боевые действия.

С использованием технических средств создаются возможности для лучшего определения качественных сторон выполняемого движе­ния на основе искусственного расширения способности к оценке спорт­сменом контролируемых характеристик (И. П. Ратов, 1972).

По мнению В. К. Бальсевича (1975), применение технических средств облегчает задачу проведения массового обучения движениям при условии еще большей индивидуализации педагогических воздейст­вий на каждого занимающегося. С использованием технических средств резко облегчается возможность индивидуализированных пе­дагогических коррекций и постановки конкретизированных задач для каждого занимающегося.

При овладении техникой в единоборствах необходимо четко при­держиваться положения: каждое «техническое так» должно иметь свое «тактическое почему». Это значит, что при изучении техники, при ин­дивидуализации её необходимо исходить не только из чисто биоме­ханической целесообразности приема, но также обязательно учиты­вать и его будущие тактические особенности, возможности, вариатив­ность применения приема в том или ином боевом действии (Н. А. Бернштейн, 1965).

В процессе обучения спортивной технике различные авторы выде­ляют фазы, которые можно рассматривать относительно изолирован­но: В. С. Фарфель (1960) отмечает физиологические фазы: иррадиация процесса возбуждения; концентрация возбуждения благодаря разви­тию процесса торможения; стабилизация и автоматизация; Л. Б. Чха­идзе, Н. А. Бернштейн (1947) выделяют регуляторные фазы: нейтрали­зация реактивных сил, мешающих соблюдению необходимых прост­ранственных параметров движений; освобождение ряда степеней сво­боды, реактивные силы которых меньше всего препятствуют движе­ниям; полное освобождение требуемых степеней свободы.

В. Д. Мазниченко (1964) отмечает пять стадий формирования дви­гательного навыка: 1) получение первого представления о двигатель­ном действии и формирование установки на обучение ему; 2) перво­начальное умение выполнять движение в «грубой» форме; 3) началь­ное умение совершенного выполнения двигательного действия; 4) пол­ное образование навыка; 5) достижение изменяемого навыка.

К. Мейнель (1960) выделяет три этапа обучения: освоение процес­са в грубой форме; появление тонкой координации движений; закреп­ление и приспособление к изменяющимся условиям, стабилизация движения.

М. Я. Горкин (1953), Д. Харре (1971) дают методические реко­мендации для обучении технике физических упражнений: необходимо сразу учить рациональной технике; следует уделить большое внима­ние теоретическим занятиям со спортсменами, с тем чтобы обеспечить сознательное отношение к обучению движениям; необходимо создать высокий уровень специальных физических качеств, чтобы исключить технические ошибки, возникающие вследствие недостаточных физи­ческих предпосылок, обеспечить такие условия выполнения упражне­ния, чтобы было легко определять любые отклонения от параметров целесообразного решения двигательной задачи.

В структуре обучения приемам и действиям в видах единоборств К. Т. Булочко (1972) различает три фазы: 1-я фаза включает ознаком­ление и разучивание; 2-я — закрепление и совершенствование техни­ки; 3-я — применение в условиях соревнований. Согласно каждой фазе автор рассматривает задачи, средства и методы.

При изучении приемов классической борьбы О. П. Хромов (1963) предлагает две схемы: для обучения простым приемам и сложным, которые отличаются тем, что при обучении сложным приемам исполь­зуется кроме целостного метода еще и расчлененный. Применяются при этом в той и другой схеме упражнения: 1-е с несопротивляющимся партнером или оказывающим неполное сопротивление; 2-е — с партнером, создающим благоприятные условия для проведения при­ема.

Разнообразные двигательные действия формируются в течение жизни человека под влиянием различных факторов. Оптимизация это­го процесса достигается в условиях рационально построенного обу­чения. Схематично это можно представить как последовательный пе­реход от знаний и представлений о действии к умению выполнить его, а затем — от умения к навыку. В любом действии можно выделить три части (объединенных функциональных компонента): ориентировочную, собственно исполнительную и контрольную (М. Я. Гальперин, 1954 и др.), которые реально неотделимы друг от друга, одновременно пред­ставлены в процессе его выполнения.

Физиологической конструкцией, объединяющей их, является то, что в современной физиологии принято называть «функциональной системой» поведенческого акта (П. К. Анохин, 1948, 1975). Под этим подразумевается, как известно, целостная совокупность функциональ­ных механизмов и процессов, которая складывается в ходе и в ре­зультате построения действия при ведущей роли высших отделов ЦНС и обеспечивает консолидацию функций всех систем организма, участ­вующих в его осуществлении (в том числе физиологических меха­низмов программирования действия, эфферентных и афферентных свя­зей в управлении движениями, сличения параметров действия с за­данной программой, выявления рассогласований и коррекции действия) (Я. М. Коц, 1982).

Осмысленное построение действия начинается с направленного формирования его ориентировочной части как ориентировочной ос­новы действия (ООД), выполняющей роль его программы. ООД вклю­чает в себя общий логический проект действия, исходящий из сути решаемой задачи, и основные опорные точки (ООТ) программы ее реализации, т. е. более или менее четко выделенные представления об основных моментах действия, входящих в него операциях и условиях его выполнения.

В результате формирования двигательного действия возникает пер­воначальное двигательное умение. Оно представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное дейст­вие на основе неавтоматизированных целенаправленных операций. К числу отличительных признаков первоначального двигательного уме­ния относятся:

­ постоянная концентрация внимания в процессе действия на со­ставляющих его частных операциях;

­ относительная нестандартность параметров и результата действия при его воспроизведении, избыточная изменчивость техники движе­ний, особенно под влиянием сбивающих факторов;

­ расчлененность или мало выраженная слитность операций, обу­словленная этим избыточная растянутость действий во времени.

Двигательное умение и двигательный навык — это как бы после­довательные ступени на пути формирования двигательного действия. По мере многократного воспроизведения действия операции, входя­щие в его состав, становятся постепенно отлаженными и привычны­ми, а связи между ними — прочными, гарантирующими естественную слитность движений, отпадает необходимость постоянной концентра­ции внимания на ряде частных моментов действия, требующих направ­ленного осознания, возрастает вклад двигательных автоматизмов в осуществленные действия. В результате двигательное умение автома­тизируется — превращается в двигательный навык. Автоматизация движений и есть основной отличительный признак двигательного на­выка.

Отсюда следует, что двигательный навык представляет собой та­кую форму реализации двигательных возможностей, которая возни­кает на основе автоматизации двигательного умения. Рационально сформированный двигательный навык характеризуется оптимальным соотношением функций сознания и автоматизма в управлении движе­ниями, при котором действие в целом направляется сознанием, а со­ставные операции доведены до определенной степени автоматизации.

Вместе с автоматизацией движений происходит своего рода стереотипизация их по ряду важнейших параметров и качественных при­знаков. Это выражается, в частности, в относительно стандартном вос­произведении пространственных, временных, динамических и ритми­ческих параметров техники движений при повторении действия в оди­наковых условиях, а также в сохранении заданной общей результа­тивности действия при выполнении его в изменяющихся условиях.

По мнению М. М. Богена (1985, 1995), обучение двигательным действиям, которое в этом аспекте можно рассматривать как условие выживания, появляется в простейших формах с возникновением жиз­ни, усложняясь и совершенствуясь с эволюцией живых существ.

Человек начинает учиться двигательным действиям с момента по­явления на свет, повторяя в онтогенезе филогенетический путь обуче­ния: вначале движения организуются спонтанно и хаотически, затем — все более осмысленно, целенаправленно, под влиянием извне, внача­ле — родительским, а позже — и других людей, и все более — общества. Общество заинтересовано в эффективном обучении, поскольку благосостояние общества определяется благосостоянием его членов, а последнее — способностью решать жизненные проблемы, в конеч­ном итоге — обученностью. Этим определяется и требование общест­ва к системе обучения: учить всех, учить эффективно, учить быстро.

Чем выше уровень развития общества, тем выше его требования к качеству обучения, тем больше ценится квалификация учителя. У хо­рошего учителя ученики осваивают материал быстрее и эффективнее, он может научить и менее одаренных учеников.

Эффективность обучения оценивается результатами практической деятельности. Стабильной эффективности чаще добиваются в видах деятельности со стандартной программой. В видах деятельности с не­стабильной программой и меняющимися условиями, таких как спортив­ные игры и единоборства, где успех зависит от способности действо­вать в быстро меняющихся ситуациях, стабильная эффективность ре­зультатов обучения встречается гораздо реже, более того — крайне редко, скорее как исключение из общего правила. Чтобы выяснить методику обучения, движения мастера тщательно анализируют: с по­мощью совершенных приборов фиксируют движения и их характери­стики, а затем используют данные анализа для обучения других. Идея обучения проста: добиться сходства, а еще лучше — полного соответ­ствия движениям мастера по всем зафиксированным характеристи­кам. Для достижения цели рекомендуют применять обучающие при­способления, которые позволяют оперативно сравнивать модельные и реальные характеристики движений и вносить соответствующие коррекции в движения обучаемого (Зинченко Т. Н. и др. 1978; Крогиус Н. В., 1981). Обучаемый добивается нужного эффекта: он научает­ся более или менее точно воспроизводить эталонное движение. Одна­ко «повторить» не значит «овладеть». Копирование не рождает мас­терства.

Н. А. Бернштейн (1947) отмечал: движения — это коррекции. Ма­стерство проявляется в точности и своевременности коррекций, обес­печивающих приспособление действия к колебаниям его внешней си­туации, с одной стороны, и к колебаниям собственной внутренней структуры (взаимное расположение частей тела, соотношение усилий по величине и направлению) — с другой. Можно при желании копи­ровать двигательное действие, точнее — его наблюдаемую картину: невозможно копировать коррекции — они недоступны наблюдателю и бессмысленны как предмет копирования из-за сугубо частного свое­го характера. Объяснение коррекций как феномена двигательной деятельности вообще невозможно с позиций теории условно-рефлектор­ной концепции природы двигательных актов, оно возможно лишь в том случае, если признать смысл деятельности и цель действия основ­ными регуляторами действия, а ориентирование в ситуации и в про­цессе построения действия — обязательной, хотя и незаметной, час­тью действия.

Показав роль «образа потребного будущего» (иными словами — роль цели) в формировании двигательного дейс<

Наши рекомендации