Приложения идеи о трёх уровнях
Честно говоря, идея о трёх уровнях развития и жизни человека оказалась столь продуктивной, что я умудрился сделать с её помощью кучу неожиданных выводов. Например, о том, что каждому из них соответствуют три подхода к человеку: психотерапевтический целью которого является устранение «ошибок социализации»; психологический, каковой занимается уже только (или более) проблемами социальной самореализации, и, увы, только лишь духовный, где генеральной задачей выступает обретение Космического Сознания (увы, потому что подход этот был не очень то и научный, и я поклялся создать науку, которая «она учит» достижение Просветления и вообще будет решать все три задачи и обеспечивать реализацию всех трёх целей как бы «в одном флаконе». И ведь создал, и даже две: Восточную версию нейропрограммирования и нейротрансформинг, но об этом в других моих книгах). Что (поднимемся выше), опять-таки каждому из этих трёх уровней отвечают три типа менеджмента в организациях: по функциям, по целям и по возможностям (и три уровня развития организации: бюрократическая, целевая и самообучающаяся). И что даже в традиционной модели общественного развития тоталитаризм соответствует первому уровню, демократия — второму, а вот общество, отвечающее третьему уровню развития, человечество ещё не придумало (хотя и наметило: помните деление социумов на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные). Из чего, кстати, следовало, что американцы зря пыжатся, пытаясь представить свою страну в качестве вершины эволюции общественного развития: они находятся (или всё-таки застряли?) только на втором уровне…
Я даже создал специальную обобщённую таблицу, часть которой (только часть) привожу здесь для, так сказать, особо любознательных.
А теперь, с учётом всего вышесказанного, «подобьём бабки» (сиречь, подведём итоги). Итак, благополучие человека в этаком вертикальном или «этапном» аспекте имеет четыре ипостаси: материальное благополучие, чувственные удовольствия, самореализация (постижение и осуществление Миссии и Предназначения собственной жизни) и, наконец, обретение Космического Сознания. При этом все эти четыре ипостаси образуют своеобразную матрицу хомогенеза: самоосуществления человека как такового. А это значит, что вы не имеете права (да что там — просто не можете) отказаться от обретения ни одной из них по схеме:
Материальное благополучие → Чувственные удовольствия → Постижение и осуществление Миссии и Предназначения → Обретение Космического Сознания.
Иначе та ипостась бытия хомогенеза, от которой вы гордо (или глупо?) отказались и даже как бы отбросили от себя, бумерангом вернётся к вам, ударив в голову, как пресловутая моча. И вы истово или неистово, забросив и забыв Миссию и Предназначение, займётесь, например, латанием дыр в собственном бюджете (нереализованная артха). Или, наплевав на Космическое Сознание, как в омут, с головой кинетесь в чувственные удовольствия — и всё это в довольно зрелом возрасте, что вполне описывается известной поговоркой: «Седина в бороду — бес в ребро» (последствия отказа от камы).
Далее, благополучие человека имеет как бы две стороны: предметно-инструментальную (эффективность) и социо-эмоциональную (счастливость). А это значит, что, во первых, для того, чтобы обрести это самое благополучие по параметрам Артхи, Камы, Дхармы и Мокши, вам необходимо быть достаточно эффективным, чтобы эту самую Артху, Каму, Дхарму и Мокшу достичь и/или получить. Да-да, в этой жизни нужно, во первых, УМЕТЬ: зарабатывать деньги; наслаждаться чувственными удовольствиями; постигать и осуществлять Предназначение и Миссию собственной жизни; и, конечно же, обретать Космическое Сознание).
Во-вторых, это благополучие мало обрести — им надо ещё и НАСЛАДИТЬСЯ. То есть, имея соответствующую Артху, Каму, Дхарму и Мокшу, умудриться ещё быть в этом счастливым, т. е. получать от всего этого удовлетворение. Но если вы посмотрите на кислые лица обретших эффективность и реализовавших себя Богатых Буратинок (Достигателей, Властителей и Искателей Одобрения), каковые усиленно взбадриваются сексом, алкоголем, наркотиками и экстримом, но, похоже, уже не получают от этого никакого удовольствия (только лишь мимолётное удовлетворение), вы поймёте, что «неладно что-то в датском королевстве». Ещё как неладно! И неслучайно кто-то то ли из великих, то ли из просто мудрых как-то обмолвился: «Что такое богатство, власть и слава? Дым! И вы хотите за дым купить счастье?!»
Так вот, здесь налицо жуткая ошибка, намеренно воспроизводимая нашей цивилизацией, экономика которой должна «крутиться» и воспроизводиться: что счастье в достижении — непрерывном достижении — всё новых вариантов и уровней материального благосостояния, чувственных удовольствий и тех же богатства, власти и славы. На самом деле счастье в обладании — тем, чего вы уже достигли. И неслучайно едва ли не квинтэссенцией человеческой мудрости стала простая мысль:
Надо не печалиться по поводу того, чего нет, а радоваться тому, что есть.
Но где там — мы так воспитаны (обществом, экономика которого, напомню, должна воспроизводиться, а, значит, мы должны покупать, покупать и покупать), что приобретя что-то новое, оказываемся не в силах этим насладиться, а почти сразу же начинаем достигать чего-то следующего, которое по достижению тоже окажется (или всё-таки покажется?) никчёмным и ненужным. Так что умение жить счастливо — это просто способность наслаждаться обладанием достигнутым: с чётким осознанием желанности и нужности этого достигнутого. И неслучайно Лев Толстой как-то обронил удивительно умную мысль, по которой же (цитирую, но близко к тексту) «истинно счастливым становится тот, кто осознает, что всё, что у него есть, это и есть всё, что ему надо…».
УСПЕХ В ВАШЕЙ ЖИЗНИ
Знаете, перед тем, как клиент придёт ко мне, психотерапевту, на первый сеанс, он обязан письменно ответить на следующие четыре вопроса: «Имею и хочу иметь», «Имею, но не хочу иметь», «Не имею, но хочу иметь» и «Не имею и не хочу иметь», каковые образуют ещё одну четырёхклеточную матрицу
Так вот, среди этих вопросов только два действительно предназначены мне и мне же и нужны. О том, что клиент имеет, но не хочет иметь (проблем, от которых я его должен увести). И о том, что он не имеет, но хочет иметь (решения, к которым мне надобно его привести). Вопросы номер 1 и 4 предназначены только и исключительно для него самого — оного или означенного субъекта. Который, имея много чего приятного и полезного, совершенно об этом забыл, и оттого даже не наслаждается обладанием всего этого — приятного и полезного. И который, не имея много чего бесполезного и неприятного, даже не радуется тому, что этого у него нет. Непонятно? Ну хорошо, давайте проделаем это с вами. Скажите, что вы имеете в своей жизни и что хотели бы в ней сохранить, поскольку без этого ваша жизнь была бы некомфортной? Какие-никакие деньги (минимальный доход), квартиру или даже дом, работу, на которой, как минимум, достаточно тепло и уютно, жену, а то и ещё любовницу — и ещё много прочего, включая, например, приличное физическое здоровье. То, что вы этим давно уже разучились наслаждаться (если вообще умели), не так уж и важно. Важно другое: то, что, ежели всё это у вас есть, значит, у вас нет противоположного: полного отсутствия денег, жилья, работы, семьи и здоровья. А ну-ка представьте, как бы вам жилось в этом случае: нет, не с точки зрения «Тогда бы у меня было другое и лучше» (да ничего бы у вас не было, или если бы и было, то тоже самое — согласно закону воплощения, с которым я имел честь вас познакомить), а с позиции «Ничего этого нет». Что, стало страшно? Вот так-то. А если добавить, что у вас нет бубонной чумы, землетрясения, голодомора и цунами (или чего-то другого, что описали бы в раздел «не имею и не хочу иметь»), становится даже как-то спокойно: «А ведь ничего себе живём…». Да — но только лишь ничего. Потому как и иметь вы могли бы большее (как именно, я так и быть вас научу), но, главное, наслаждаться тем, что имеете, куда как сильнее. Как именно, это уже вопрос к вам. Точнее предложение и одновременно упражнение: расписать по пунктам всё, что вы имеете, и ответить на вопрос: «Как сделать так, чтобы я получал от этого больше удовольствия?» Обратили внимание на формулировку? Не « почему я не получаю от этого удовольствия?» (наилучший ответ: «По кочану»), а « сделать так, чтобы получить от этого удовольствия больше». И очень может быть, что тогда вы сможете стать пусть немного, но счастливее. А значит, и эффективнее, потому что только счастливые действительно эффективны…
Теперь второй «ваш» вопрос: «не имею и не хочу иметь». Если честно, то отвечая на него вы выразили (да нет: вывалили!) все свои страхи и беспокойства. Да, всё то, что там написано, суть чисто ваш джентельменский набор» ужасов жизни, каковой запросто может осуществиться. За счёт и посредством принципа «не думай о белой обезьяне». И, более того, реализуется с неумолимостью и мощью снежной лавины, ломающей и засыпающей все и вся в вашей жизни. Особенно, если вы не подготовившись (а вообще-то — будучи не чисты на помыслы) переувлеклись всякой прикладной эзотерикой, уподобившись Буратино, сующему свой длинный нос в очаг — но не нарисованный, а реальный. Так что, во первых, попробуйте понять, как (именно и конкретно) в своей собственной жизни вы сможете избежать всех этих напастей (если их, конечно, надо избегать). Во-вторых, чуть дальше, но обязательно, «застрахуйте» себя от нечаянной реализации каких то бед посредством неукоснительного соблюдения принципов нейротрансформинга. Ну а в-третьих, как следует (и тоже обязательно) проработайте все то, что сможет вас сделать более чистым душою (психологически) в полном и подлинном смысле этого слова. А именно, научитесь расслабляться и быть Здесь и Теперь. Уберите негативное наполнение своих макро-карт (о себе, других и мире). Почистите свои окружение, состояния, поведение и образы «Я». И разберитесь с концептами — обобщёнными Моделями Мира, каковые не дают вам этот самый мир принять и понять. Впрочем, обо всем этом — далее.
Начало нейротрансформинга
«А что сделать с оставшимися вопросами?» — возможно, спросите вы. С этими самыми «Имею, но не хочу иметь» и «Не имею, но хочу иметь»? Как что? Вы что, ещё не поняли? Ответ на первый (но №2 в матрице) вопрос включает всё, что МЕШАЕТ вам реализовать успешную жизнь (и, так сказать, субъективно, если вы, например, написали «неуверенность в себе», и даже объективно, если вы указали «недостаточный уровень доходов»). А вот ответ на вопрос второй (№ 3 во все той же четырёхклеточной матрице) описывает все то, что ПОМОЖЕТ вам обрести эту самую «судьбоносную успешность». То сокровенное, что входит в вашу модель благополучия. Субъективное (например, «спокойствие» и «умение радоваться жизни»). И объективное (например, «интересную работу с высокой зарплатой»).
Вы обратили внимание на то, что это самое объективное достигается за счёт и посредством эффективности («интересная работа с высоким заработком), а субъективное описывает некоторые условия и эффективности («уверенность в себе») и счастливости («спокойствие» и «умение радоваться жизни»)? Если да, то я за вас спокоен. Потому что одно из главных отличий нейротрансформинга от прочего «прикладно-эзотерического» как раз и заключается в том, что я предлагаю вам заняться получением и/или достижением не только объективного, но и необходимого для этого субъективного. И предлагаю как бы даже развлечься, составив таблицу «Моя модель успешной жизни», каковая как бы состоит из трёх колонок. В первую запишите всё то, что объективно вам надо бы иметь для того, чтобы быть успешным и удовлетворённым. Во вторую — всё то субъективное, что вам нужно, чтобы быть эффективным. Ну и в третью — тоже субъективное, но уже с точки зрения счастливости. Разумеется, вы должны воспользоваться материалами из ответов на вопросы «Имею, но не хочу иметь» (здесь сделаете как бы «перевёртыш», т. е. например, замените «неуверенность в себе» на, соответственно, «уверенность») и «Не имею, но хочу иметь». Возможно, вам сразу что-то бросится в глаза и даже поразит, хотя с анализом можете не спешить. Вернётесь к нему, когда мы разберём вопросы следующих разделов этой книги.
Упражнение 6.
⇒ Попробуйте оценить, на каком-таком уровне жизни вы находитесь, но не просто (как в тексте), и с точки зрения четырёх сфер человеческой жизни
• работы (учёбы)
• семейной жизни (межполовых отношений)
• досуга
• общественной деятельности (бескорыстного желания сделать этот мир немного лучше).
Упражнение 7.
⇒ Основываясь на матрице хомогенеза и расшифровывающих её предшествующих описаний определите, используя, например, 10-балльную шкалу (10 = шах), как у вас обстоит дело с
артхой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
камой 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
дхармой и 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
мокшей 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Попробуйте сделать хоть какие-то выводы из этих двух упражнений.
Упражнение 8.
⇒ Оцените, используя все ту же десятибалльную шкалу, чем лично для вас является успех—т. е. в какой степени что выражено в вашей его модели
• достижение
• одобрение (принадлежность)
• власть.
Упражнение 9.
⇒ Хотя бы «вчерне», но всё-таки ответьте на все четыре вопроса о своей жизни:
• имею и хочу иметь
• имею, но не хочу иметь
• не имею, но хочу иметь
• не имею и не хочу иметь.
Упражнение 10.
⇒ Составьте на этой основе предварительную таблицу «Моя модель успешной жизни» (инструкцию см. в тексте).