Состав средств САSЕ-технологий
Большинство САSЕ-средств характеризуется сочетанием методологии, методов, нотаций и средств поддержки.
Методология – это последовательность выполнения работ, правил выбора методов и решений на разных этапах разработки.
Методы – это систематические процедуры построения моделей проектируемой системы (например, построения моделей данных, потоков и т.д.).
Нотации – это установленные способы (обозначения), используемые для описания элементов системы, т.е. графы, таблицы, блок схемы, формальные и естественные языки.
Средства поддержки – это инструментарий для реализации методов, например, поддержка создания и редактирования графического проекта в интерактивном режиме и др.
17 Цели и методы анализа информационных процессов:
Графические модели типа логических схем, графов состояний, сетей Петри, используются при анализе характеристик информационных процессов. Эти модели позволяют перейти к математическим моделям, представляющим информационный процесс на языке математических отношений.
Математические модели могут иметь вид функциональных зависимостей, систем алгебраических или дифференциальных уравнений, логических выражений. Математические модели делят на аналитические и имитационные. Аналитические модели ориентированы на использование при их исследовании аналитических или численных методов (решение систем уравнений; поиск сочетаний факторов, где описываемый моделью показатель принимает экстремальное значение и т.д.). Имитационные модели представляются, как правило, в виде совокупности алгоритмов, воспроизводящих процесс функционирования описываемой системы. При этом анализ имитационных моделей осуществляется путем экспериментирования на модели – многократной имитации изучаемого информационного процесса при воздействии на него различного рода случайных явлений, воспроизводимых при моделировании (т.е. при исследовании информационного процесса с использованием его модели). К моделям имитационного типа относятся, в частности, логические модели, описывающие поведение сетей Петри. Сети Петри может быть поставлена в соответствие и аналитическая модель.
14 Классификация методов моделирования
Для решения эксплуатационных и других задач на транспорте применяются различные методы, которые позволяют осуществить моделирование транспортного процесса и численное решение задач на ЭВМ. Существуют два вида моделирования: физическое и математическое.
Физическое моделирование распространено в технике. Оно связано с воспроизведением изучаемого процесса на материальной модели с соблюдением подобия, например, такое моделирование применяют при изучении аэродинамических свойств локомотивов и вагонов путем исследования, параметров движения и маневрирования физических моделей.
Эксплуатационная деятельность, как и экономические системы, не могут быть представлены в виде физических аналогов, поэтому для описания таких систем применяется математическое моделирование.
Математическое моделирование транспортного процесса – метод научного исследования, позволяющий посредством формализованного описания основных количественных взаимосвязей между факторами с использованием математического аппарата осуществить численное решение транспортных задач, как правило, с использованием ЭВМ.
Основные методы математического моделирования, нашедшие наибольшее применение при решении эксплуатационных задач на транспорте, следующие: вероятностные, математической статистики, теории .массового обслуживания, статистических испытаний, имитационные.
Вероятностные методы предназначены для изучения процессов, имеющих неопределенность, т. е. элементы случайного характера.
Математическая статистика – наука о математических методах систематизации и использования статистических данных. Во многих своих разделах опирается на теорию вероятностей (дисперсионный, корреляционный, регрессионный анализы).
Теория массового обслуживания – самостоятельная прикладная область случайных процессов, сложившаяся путем развития вероятностных методов в применении к обслуживанию массовых потоков требований (заявок) случайного характера в различных областях человеческой деятельности.
Метод статйстических испытаний (Монте-Карло) используется для численного моделирования и решения вероятностных задач, аналитическое решение которых затруднительно.
Имитационное моделирование – прикладной раздел математических методов, выросший из метода статистических испытаний с появлением ЭВМ. В него входят элементы эвристики и аналитического моделирования в его основе — машинная (численная) имитация изучаемого процесса.
В отличие от имитационного другие методы математического моделирования называют аналитическими.
Математическое программирование — раздел математики, посвященный теории и методам нахождения экстремумов функций на Множествах, определяемых некоторыми ограничениями. Используется для решения оптимизационных задач речного транспорта путем поиска минимума (максимума) функции.
Линейное программирование – раздел математического программирования для решения задач, переменные которых связаны системой линейных равенств и неравенств.
Нелинейное программирование – раздел математического программирования, применяемый для решения задач, уравнения которых содержат нелинейные зависимости.
Стохастическое и параметрическое программирование – разделы математического программирования, посвященные решению задач, исходные данные которых содержат элементы неопределенности.
Динамическое программирование – раздел математического программирования, используемого для решения задач, в которых процесс развивается в динамике, т. е. в несколько последовательных этапов.
Методы сетевого планирования и управления используются для разработки целевых программ, проектов, требующих увязки и координации различных этапов работ и их ресурсногообеспечения по определенным графикам.
Помимо перечисленных, имеются так же и другие методы (эвристические, комбинаторные, теория математических игр и т.д.), однако их использование еще не нашло заметного применения при решении эксплуатационных задач на речном транспорте.