Составные части и функции системы управления транспортным
Предприятием
Система управления транспортным предприятием представляет собой совокупность специалистов управления, методов и техники управления, организационно объединенных для осуществления функций и операций управления по выполнению предприятием основной и вспомогательной деятельности. Содержание управления включает организационную структуру и процесс управления, объединяющий функции и операции управления. Под организационной структурой транспортного предприятия понимают состав его подразделений, состав и. взаимосвязи звеньев управления и специалистов управления.
Процесс управления состоит из отдельных циклов, которые включают затраты времени на сбор данных, их обработку, принятие решения, передачу последнего на объект управления, организацию исполнения решения.
Руководство, координирование – определение принципиальных направлений развития транспорта, его объединений и предприятий; выработка главных целей и задач функционирования транспортных предприятий; обоснование направлений научно-технического прогресса;
Прогнозирование – научное предвидение и определение основных направлений развития материально-технической базы и производственно-хозяйственной деятельности.
Планирование заключается в определении эффективных путей выполнения директивных плановых заданий, достижения поставленных целей и задач производства при наименьших затратах трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Организация представляет собой сложную функцию управления по обеспечению функционирования производственного процесса
Учет состоит в фиксации информации о ходе производственных процессов транспортных предприятий и объединений.
Контроль заключается в систематическом наблюдении и проверке всех сторон производственно-хозяйственной деятельности подразделений.
Анализ представляет собой комплексное, органически взаимосвязанное изучение и выявление соответствия фактических показателей плановым значениям по различным видам производственно-хозяйственной деятельности.
Регулирование заключается в поддержании оптимального режима производственного процесса
Оперативное управление представляет сложную функцию, осуществляемую аппаратом управления одновременно с ходом реального производственного процесса.
------
Методы управления
Под методами управления понимают совокупность способов, приемов целенаправленного воздействия на работников и производственные коллективы в целом, обеспечивающих их эффективную деятельность в трудовом процессе. Все применяемые на железнодорожном транспорте как социально-экономической системы методы управления по содержанию подразделяют на организационно-административные, экономические, социально-психологические, правовые и др.
Организационно-административные методы управления характеризуются прямым воздействием на объект управления и производственные коллективы, дают однозначное толкование соответствующей производственно-хозяйственной ситуации, принимают форму приказа, распоряжения, указания, которые являются обязательными для исполнителя.
Экономические методы управления основываются на использовании разнообразных стимулирующих факторов и обеспечении экономической заинтересованности коллективов и отдельных работников в достижении наилучших результатов производственно-хозяйственной деятельности.
Социально-психологические методы управления, а также методы, основанные на материальном и моральном стимулировании, позволяют формировать и направлять трудовую активность производственных работников и работников управления путем развития инициативы и творчества отдельных лиц, групп и коллективов.
Кроме перечисленных, в отдельную группу выделяют экономико-математические методы: оптимального планирования, прогнозирования, математического моделирования, экономико-статистического анализа и др.
Процесс управления производственно-хозяйственной деятельностью объединений и предприятий состоит из информационных и организационных процедур. Информационная процедура – объективно сложившийся или запроектированный способ выполнения работниками управления комплекса операций по обработке информации. Организационная процедура – способ осуществления специалистами управления комплекса мероприятий по подготовке, принятию и реализации управленческого решения.
------ Технология процесса принятия управленческих решений применительно к транспортному предприятию состоит из следующих этапов:
· возникновения производственно-хозяйственной ситуации требующей принятия решения органом управления;
· целенаправленного сбора, систематизации и подготовки информации;
· формализации проблемной ситуации и разработки перечня возможных вариантов управленческих решений;
· выбора критериев оценки вариантов возможных решений и метода расчета;
· проведения необходимых расчетов и выбора оптимального управленческого решения; организации выполнения принятого решения;
· контроля исполнения принятого решения; оценки эффективности реализованного решения.
Рассмотрим указанную технологию процесса принятия решения по этапам. Под проблемной ситуацией понимают сложившуюся эксплуатационную обстановку, которая по параметрам значительно отличается от параметров запланированной работы.
При изучении проблемной ситуации знакомятся с сущностью возникающего отклонения от нормального хода транспортного процесса,.
На этапе целенаправленного сбора информации и ее подготовки выясняют: где, когда, по каким причинам возникла проблемная ситуация. Оценивают степень отклонения основных параметров транспортного процесса от запланированных.
Результаты работы по выяснению условий возникновения проблемной ситуации и сбору необходимой информации позволяют приступить к экономико-математической формализации сложившейся ситуации.
Метод решения задачи выбирают в зависимости от ее содержания, вида, определяющих задачу экономико-математических соотношении, степени достоверности исходных данных.
Организация выполнения принятого решения включает доведение решения до исполнителей, выделение необходимых ресурсов и мобилизацию производственных коллективов для его осуществления.
Для принятия решения необходимы сбор, своевременные передача и обработка первичных данных. Выполнение расчетов по обоснованию оптимального варианта управленческого решения связано с большими затратами труда и времени. Для ускорения сбора, передачи и обработки информации следует использовать весь арсенал технических средств АСУ.
.