Определение изгибающего момента от сил тяжести на миделе порожнего судна
М0 определим по следующей формуле:
где коэффициент k0 в формуле для различных судов имеет следующие значения:
грузовые суда с машиной в средней части……………....0,1
танкеры и сухогрузные суда с машиной в корме……….0,126
грузопассажирские суда с машиной в средней части ….0,0975
3.5.2. Определение изгибающего момента от масс грузов и запасов (сил дедвейта)
Мгр определяется по следующей формуле:
знак хi при вычислении Мгр не учитывается.
где mi – массы партий грузов и запасов, т;
xi – отстояние центров тяжести партий грузов и запасов от миделя, м.
Определение изгибающего момента на миделе от сил поддержания
Мс.п. определяется по следующей формуле:
где kс.п. определяется из выражения:
где Св – коэффициент общей полноты.
Определение изгибающего момента
Мизг. определяется по следующей формуле:
Мизг. необходимо сопоставить с Мдоп.
Определение допустимого момента
Мдоп. определяется по следующей формуле:
– на вершине волны;
– на подошве волны.
При этом вычисляют два значения Мдоп.: одно – из положения судна на вершине волны, другое – на подошве. В том и другом случае используют одну и ту же формулу, которой меняют лишь коэффициент k.
Таблица 5
Тип судна | Положение судна на волне | |
на вершине (перегиб) | на подошве (прогиб) | |
Сухогрузные суда | 0,0205 | 0,0182 |
Танкеры | 0,0199 | 0,0173 |
Проверка местной прочности
Обеспечение местной прочности осуществляется путем нормирования нагрузки на единицу площади палубы. По существующим правилам Регистра нагрузка в тоннах на 1 м2 палубы трюма или твиндека обычного сухогрузного трюма численно не должна превышать 0,75 Hi, где Hi – высота помещения. Таким образом, помещение не может быть загружено полностью грузом с удельным погрузочным объемом (УПО) менее 1,33 м3/т.
Критерии оценки рациональной загрузки судна с точки зрения местной прочности Км является отношение фактической нагрузки рф к технически допустимым рдоп
;
Максимальное количество груза, которое может быть погружено в трюм объемом Wм3:
Расчёт остойчивости
Таблица 6
θ° | 10° | 20° | 30° | 40° | 50° | 60° | 70° |
lф | |||||||
sinθ° | 0,1736 | 0,3420 | 0,5000 | 0,6428 | 0,7660 | 0,8660 | 0,9397 |
lст = lф – lв | |||||||
Плечо формы снимается с Пантокарен или выбирается из табл. 4.
Диаграмма статической остойчивости (ДСО) выражает зависимость плеча статической остойчивости lст или восстанавливающего момента Мв от угла крена θ.
Диаграмма динамической остойчивости (ДДО) выражает зависимость работы восстанавливающего момента Тв или плеча динамической остойчивости lдин от угла крена θ.
После построения ДСО и ДДО нужно определить и описать, как это делается, нижеследующие величины:
1. Определение максимального плеча ДСО.
2. Определение максимального угла ДСО.
3. Определение угла заката ДСО.
4. Определение начальной метацентрической высоты.
5. Определение плеча опрокидывающего момента.
4. Схема размещения грузов на судне |
Список литературы.
1. Снопков В.И. Технология перевозки грузов морем: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. – С.Петербург: АНО НПО «Мир и Семья», 2001 г. 560 с.
2. Жуков Е.И., Письменный М.Н. Технология морских перевозок. 1980.
3. Егорова Л.Е. Курс лекций по ТОП. Новороссийск. «МГА имени адмирала Ф.Ф.Ушакова». 2008.