Методика проведения комплексных учений
Комплексное учение обычно начинается с вручения распоряжения (сообщения) о приведении гражданской обороны и объектовой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствующую степень готовности или режим функционирования. С его получением вводятся в действие план гражданской обороны или план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Немедленно организуются оповещение и сбор руководящего, командно-начальствующего состава и формирований. При необходимости выдаются средства индивидуальной защиты, табельное имущество. Готовятся к работе эвакуационные органы, приводятся в порядок защитные сооружения. Особое место занимают мероприятия по безаварийной остановке производства и повышению устойчивости работы объекта, а также по восстановлению производственной деятельности после применения противником современных средств поражения. Отработка этих действий должна носить творческую, исследовательскую направленность. Анализ уязвимости объекта при возникновении ЧС или применении современного оружия должен быть направлен на определение
слабых мест и разработку соответствующих мероприятий по повышению надежности функционирования объекта. Вопросы устойчивости надо решать на всех этапах учения, определяя (оценивая) при этом эффективность проводимых мероприятий и практические меры по их дальнейшему наращиванию.
И частности, в ходе учения могут прорабатываться возможность и методы выполнения таких мероприятий, как: максимальное уменьшение запасов горючих веществ, организация их храпения на безопасном удалении, сооружение вокруг резервуаров ограждающих валов для предотвращения разлива; установка автоматических отключающих устройств и клапанов - отсекателей на трубопроводах; использование автономных источников электроснабжения (резервных электростанций) для обеспечения устойчивого энерго- и водоснабжения предприятия, технологических процессов и агрегатов, работу которых нельзя остановить немедленно, и т.д.
Особое внимание обращается на решение инженерно-технических мероприятий при переводе объекта на режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации.
В ходе учения целесообразно отрабатывать как способы надежного управления проведением мероприятий ГО, так и мероприятиями по предупреждению и ликвидации ЧС мирного времени. Для этого на пунктах управления или в отдельных сооружениях оборудуются узлы связи. Проверяется надежность связи с вышестоящими органами управления ГОЧС, территориальными органами МЧС России, главами администраций и вышестоящими организациями.
При отработке способов эвакуации приводятся в готовность пункты временного размещения, сборные эвакуационные пункты и пункты длительного проживания. Проверяются порядок сбора, размещения, наличие и соответствие современным требованиям документации, знание и способность решать задачи жизнеобеспечения эвакуированного населения. Руководитель учения лично проверяет правильность расчетов и оптимальность принимаемых решений.
Наиболее важный, сложный и требующий особого внимания вопрос — это организация и эффективность методов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ. Прежде всего следует обратить внимание на правильность организации разведки мест и зоны чрезвычайных ситуаций (поражения), определения количества пострадавших и характера поражений. Разведчики
должны показать свое умение пользоваться приборами радиационной и химической разведки, средствами защиты органов дыхания и кожи. Данные об обстановке они докладывают по рации постоянно.
В ходе проведения аварийно-спасательных работ разведка ведется непрерывно, до полного выполнения поставленной задачи. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы — это сердцевина любого учения. Здесь отрабатываются действия по розыску людей в завалах, разрушенных и задымленных зданиях, по локализации и ликвидации пожаров, эвакуации и спасению «пострадавших» с верхних этажей, оказанию им первой медицинской помощи, доставке нуждающихся в лечебные учреждения, выводу из зон катастрофического затопления, радиационного загрязнения и химического заражения, при необходимости организуются санитарная обработка людей, обеззараживание одежды, обуви, техники.
Для проведения таких работ привлекается максимальное количество аварийно-спасательных служб и формирований. Во многих случаях работы проводятся в несколько смен, в зависимости от сложившейся обстановки, количества пострадавших и других факторов. Как правило, спасение людей длится до трех и более суток. Во всех случаях спасатели действуют до тех пор, пока не будет извлечен последний «пострадавший».
Параллельно со спасательными ведутся неотложные работы, задача которых всесторонне обеспечить аварийно-спасательные работы, оказать «пострадавшему» населению медицинскую и другую помощь, осуществить срочные работы на коммунально-энергетических сетях и другие мероприятия по созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.
В целях сокращения сроков оказания первой медицинской помощи на учении работа медицинских подразделений организуется во взаимодействии со спасательными формированиями. По замыслу учения может быть предусмотрена отработка оказания само- и взаимопомощи при поражениях всем трудовым коллективом или отдельными цехами (участками). Для этого рабочие и служащие обеспечиваются медицинскими средствами первой помощи и обучаются правилам пользования ими.
Для обеззараживания одежды и санитарной обработки людей по замыслу учения может быть предусмотрена частичная или
полная обработка. Частичная, как правило, проводится самостоятельно в зоне заражения или сразу же после выхода из нее. Она заключается в удалении радиоактивных, аварийно химически опасных, отравляющих и других веществ, попавших на открытые участки кожных покровов, одежду, обувь и индивидуальные средства защиты. Полная санитарная обработка проводится на учениях реже.
Вопросы обеззараживания территории, сооружений, промышленного оборудования, техники и приборов большей частью выполняются на химически и радиационно опасных объектах. Для этого обычно используются местные материалы: промышленные отходы щелочного действия, водные растворы аммиака, гашеной или негашеной извести, отходы (шламы) целлюлозно-бумажных и ряда других производств. Привлекается как специальная техника, так и техника народнохозяйственного назначения.
В ходе учения все основные решения руководящего состава заслушивает и утверждает руководитель учения, а решения отдельных начальников аварийно-спасательных служб и командиров формирований — заместители и помощники руководителя. Обращается внимание на целесообразность принимаемых решений, их соответствие сложившейся обстановке, наличию сил и средств, реальности сроков выполнения поставленных задач. Нельзя упускать такие вопросы, как четкость постановки задач, умение твердо проводить принятые решения в жизнь, организация взаимодействия между формированиями объекта и подразделениями, которые прибыли на усиление.
Разумную инициативу обучаемых всегда следует поддерживать, не навязывая им своих решений. В тех случаях, когда тот или иной руководитель принимает недостаточно обоснованное решение, руководитель учения (или его заместитель) обязан путем постановки дополнительных вопросов или подачи новых вводных побудить обучаемого еще раз оценить обстановку, глубже ее проанализировать и принять то решение, которое в наибольшей степени соответствует сложившейся ситуации.
Первостепенное значение имеют правильное руководство практическими действиями всех участников учения, эффективное и полное использование возможностей формирований и всех видов техники, средств механизации, умение четко пользоваться средствами коллективной и индивидуальной защиты, оказывать само- и взаимопомощь.
Руководитель, его заместители, помощники, штаб руководства должны принимать все меры к тому, чтобы учебные вопросы отрабатывались последовательно, поучительно, с высокими практическими результатами. Руководитель всегда должен находиться там, где решаются главные вопросы на данный момент. Личный контроль, общение с людьми в ходе выполнения ими практических задач, поощрение, активизация действий отстающих, указание на допущенные ошибки и разбор их здесь же, на месте, или организация повторной, но правильной отработки тех или иных элементов — все это способствует качественному выполнению учебных целей.
На комплексных учениях одновременно с нештатными аварийно-спасательными формированиями могут действовать подразделения профессиональных аварийно-спасательной служб, воинских частей войск ГО и других войск. В этих случаях между ними организуется и постоянно поддерживается тесное взаимодействие.
После отработки всех, учебных вопросов и завершения практических действий по команде (сигналу) руководителя формирования и техника возвращаются на свои места, заместители и помощники делают предварительные краткие доклады, а учению обьявляется отбой.
Для оценки степени готовности, качества и эффективности решения задач и действий на учениях органов управления, служб и формирований могут быть использованы качественные и количественные показатели нормативных документов по ГО и ЧС.
Разбор комплексных учений
Разбор является заключительной частью учения. Проводит его лично руководитель. Цель состоит в том, чтобы на основе всестороннего анализа действий обучаемых подвести итоги и определить степень достижения учебных целей, оценить уровень подготовки руководящего состава, КЧС, органа управления ГОЧС, аварийно спасательных служб, командиров и личного состава формирований, рабочих и служащих, а также разъяснить новые положения и требования законов, указов, постановлений Правительства РФ и других нормативных и правовых актов, наставлений, инструкций и рекомендаций, заострить внимание на слабо усвоенных вопросах или недостаточно отработанных практических действиях.
К разбору руководитель должен готовиться заблаговременно. В ходе учения он накапливает фактический материал, заслушивает доклады заместителей, помощников и штаба руководства.
Разбор не должен ограничиваться только перечислением недостатков или примеров положительных действий. Основное вниманиеуделяется всестороннему анализу действий при отработке отдельных вопросов, качеству выполнения поставленных задач с учетом складывающейся обстановки.
Как правило (особенно на крупных объектах), разбор вначале проводят с руководящим и командно-начальствующим составом, а затем со всеми участниками учения. Последовательность обычно бывает такой: напоминаются тема, цели и учебные вопросы, обстановка, в которой действовали обучаемые, затем последовательно разбираются и анализируются действия по ходу учения. Кроме того, целесообразно излагать теоретические положения и основные требования руководящих документов. Желательно напомнить о наиболее поучительных действиях как подразделений в целом, так и отдельных спасателей, разведчиков, пожарных и других участников учений.
В заключение руководитель определяет степень достижения, учебных целей, дает оценку действиям каждой категории обучаемых и ставит задачи по устранению выявленных недостатков в ходе последующего планового учебного процесса или дополнительных занятий.
Оценка действий осуществляется на основе упомянутых выше критериев. Учитываются также целесообразность принимаемых решений, твердость и четкость управления, результаты (эффективность) действий личного состава, организация и умение поддерживать постоянное взаимодействие между формированиями различных предназначений, общая организованность, порядок, дисциплина и соблюдение мер безопасности.
После общего разбора заместители и помощники проводят частные разборы с аварийно-спасательными службами и формированиями, подразделениями поисково-спасательной службы (если такие привлекались). На частных разборах анализируется и оценивается работа каждого обучаемого на основе общей оценки, данной руководителем, и личных наблюдений.
О результатах проведенного учения представляется доклад вышестоящему органу управления ГОЧС и соответствующему руководителю министерства, ведомства, организации.
В докладе обязательно указываются мероприятия, намеченные для устранения недостатков, и возможные предложения по совершенствованию гражданской обороны и объектового звена РСЧС.
На объекте, на основе результатов учения, разрабатывается план практических мероприятий по устранению недостатков, вносятся необходимые изменения в план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и план гражданской обороны, издается приказ.
2.4.5. Приложения: образцы разрабатываемых документов;
Приложение 1. Приказ руководителя организации о проведении комплексного учения
ПРИКАЗ
руководителя организации (предприятия)
«О. проведении комплексного учения»
В соответствии с планом подготовки персонала к действиям в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени на предприятии в период с по проводится комплексное учение.
Тема: «Организаций и проведение мероприятий по поддержанию устойчивого функционирования предприятия, защите персонала при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и ведении гражданской обороны».
Цели:
- проверить реальность «Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» и «Плана гражданской обороны» объекта;
- совершенствовать навыки руководящего состава и структурных подразделений по выполнению мероприятий ГО, предупреждению и ликвидации ЧС;
- проверить готовность служб и формирований к проведению АСДНР, умение взаимодействовать с Подразделениями ПСС и формированиями соседних предприятий;
- закрепить знаний и навыки персонала и жителей прилегающих к предприятию жилых зданий По защите в условиях
ЧС мирного и военного времени. Отработать навыки поведения по сигналам оповещения и при проведении эвакуации;
- определить эффективность мероприятий по переводу объекта на работу в условиях военного времени и поддержанию его устойчивого функционирования.
Места проведения — территория предприятия, загородная зона_____________.
Руководителем учения назначить _______ ___ (должность, ФИО).
С целью подготовки учения и организованного его проведения приказываю:
1. Для руководства учением назначить заместителями руководителя:
- по инженерно-техническому обеспечению______(должность, ФИО);
- по материально-техническому обеспечению ____________(должность, ФИО);
- по эвакомероприятиям_______ (должность, ФИО);
- по имитации_______ (должность, ФИО).
Штаб руководства учением - отдел ГОЧС предприятия. Посредниками на учении назначать:
- при эвакуационной комиссии __________ (должность, ФИО)^
- при службах оповещений и связи, ООП, РХЗ_________
(должность, ФИО);
- при службах энергоснабжения и аварийно-технической_____
(должность, ФИО).
2. На учение привлечь:
- членов КЧС, отдел ГОЧС, эвакуационную комиссию;
- личный состав всех формирований, согласно плану учения;
-сотрудников структурных подразделений, согласно плану
учения.
3. Управление мероприятиями ГО осуществлять с___________(наименование пункта управления).
Оповещение и связь осуществлять согласно «Схеме оповещения персонала» и «Схеме организации связи».
4 Начальнику штаба руководства учением разработать и представить на утверждение учебно-методические документы по
организации и проведению учения и провести рекогносцировку района учения.
5 Начальнику отдела ГОЧС организовать и подготовить штабную тренировку, с помощниками руководителя и посредниками провести инструкторско-методические занятия, с нештатными аварийно-спасательными формированиями провести занятие по проведению АСДНР. Инструкцию по мерам безопасности довести до личного состава формирований под роспись.
6. Заместителю директора по МТО:
-разработать план материально-технического обеспечения учения и представить на утверждение;
-совместно с начальниками служб доукомплектовать формирования необходимым имуществом и техникой;
-обеспечить транспортные средства горюче-смазочными материалами.
На период проведения учения организовать круглосуточное питание руководящего состава и, согласно графику, личного состава формирований.
7.Руководителям структурных подразделений, начальникам служб организовать подготовку персонала к учению, подготовить производственные помещения, защитные сооружения, обеспечить выполнение запланированн7ых мероприятий без срыва производственных заданий.
8.Инженеру по технике безопасности в соответствии с планом организовать и провести имитацию очагов поражения.
9.Всем участникам учения строго соблюдать требования инструкции по мерам безопасности, особенно при работе с техникой, имитационными средствами, взрывоопасными, химическими и горючими веществами.
10.В___ ч доложить о готовности к проведению учения моим заместителям, начальникам служб и руководителям структурных подразделений.
11.Приказ довести до всего руководящего и командно-начальствующего состава предприятия в полном объеме, а до остальных участников учения -в части их касающейся.
Руководитель предприятия___________________
132
Приложение 6. План исследований обеспечения устойчивого функционирования предприятия в чрезвычайных ситуациях и при ведении гражданской обороны
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ
Обеспечения устойчивого функционирования завода
в чрезвычайных ситуациях
и при ведении гражданской обороны
Основные цели исследований:
- оценить надежность отдельных элементов системы защиты персонала завода в чрезвычайных ситуациях и разработать предложения по их совершенствованию;
- установить степень эффективности автономных источников энерго- и водоснабжения, а также материально-технического обеспечения производственной деятельности и мероприятий гражданской обороны в новых экономических условиях, подготовтить предложения по совершенствованию внешних связей завода.
№ пп | Вопросы | Задачи | Сроки проведения | Кто проводит |
Организация защиты персонала участков производства с непрерывным циклом работы в условиях радиационного загрязнения территории | Оценить эффективность проведенных мероприятий по герметизации литейного цеха, насосной и компрессорных станций. Определить наиболее эффективные режимы защиты работников, в том числе и сотрудников охраны | 1100-1500 15.05 | Зам. Директора по капитальному строительству, начальники служб РХЗ и охраны общественного порядка | |
Повышение устойчивости | Оценить поступившие на | 1600-15.05 – 1600- | Зам. директора по | |
внешних связей завода с объектами-поставщиками сырья, комплектующих изделий и полуфабрикатов | завод новые предложения по кооперации | 16.05 | МТО, глав, бухгалтер, юрист-консульт, начальник транспортной службы | |
Приведение в готовность убежищ к приему укрываемых | Определить время освобождения убежища в корпусе 12 от размещенного там имущества. Выработать рекомендации | 900-1100 | Начальник службы убежищ и укрытий. Начальник ремонтно-механического цеха | |
Приведение в готовность автономных источников энерго- и водоснабжения | Проверить надежность работы автономных источников энергоснабжения при полной нагрузке | 1600-2400 15.05 | Начальник службы энергоснабжения, начальник электроцеха |
Руководитель постоянной
исследовательской
группы — главный инженер завода________________
Приложение 7. Доклады должностных лиц о выполнении мероприятий по гражданской обороне
ДОКЛАД
начальника отдела ГОЧС завода
1 Основные мероприятия по переводу завода на работу в условиях военного времени, предусмотренные календарным планом на первые сутки, сегодня выполнены к 1500.
2 Пункт управления развернут, работа расчета пункта организована.
3 Системы оповещения и связи проверены.
Связь с абонентами устойчивая. С ремонтно-механическим цехом связь обеспечивается по временной схеме, ремонт ввода
кабеля связи в корпус 8 будет закончен к 17а. Неустойчиво работает электросирена в прессовом цехе, поэтому установлена ручная.
4 Формирования приведены в готовность, личным составом укомплектованы полностью, средствами индивидуальной защиты и приборами оснащены согласно табелю, техникой и транспортом обеспечены на 90%. Личный состав формирований, после приведения их в готовность, занят основной деятельностью.
5 Усилен пропускной режим на проходных. Силами группы охраны общественного порядка организована дополнительная охрана территории завода — двумя парными патрулями с восточной и южной сторон по периметру. Организована сторожевая охрана складов готовой продукции и сырья, насосной и трансформаторной подстанций.
6 По докладам начальника оперативной группы:
-пункт размещения оперативной группы в загородной зоне развернут;
- устойчивая связь с загородным запасным пунктом района установлена;
- оперативная группа готова к приему и размещению эвакуируемых сотрудников и членов их семей.
7. Более подробно о проведенных мероприятиях готовы доложить соответствующие должностные лица ГО завода.
ДОКЛАД
главного инженера завода
1. В соответствии с Планом-графиком обеспечения устойчивого функционирования завода в военное время проведены следующие мероприятия:
- осуществлена подготовка к безаварийной остановке производства по сигналу «Воздушная тревога!» в соответствии с заранее разработанными графиками механического, прессового, сбороч-ного цехов и электроцеха;
- подготовлены к переводу на пониженный режим работы насосная станция, трансформаторная подстанция, котельная, газораспределительный пункт и литейный цех;
- приведены в готовность автономные источники энергообеспечения, подготовлены внутренние схемы энергоснабжения на случай ограничения подачи электроэнергии;
- на заводе сокращены до минимума запасы АХОВ и легковоспламеняющихся материалов;
- осуществлена герметизация водозаборной скважины;
- проведены мероприятия по предотвращению вторичных поражающих факторов;
- выполнены работы по повышению устойчивости зданий и сооружений;
- началось изготовление конструкций для защиты уникального и особо ценного оборудования и приборов;
- уточнены план светомаскировки, схемы централизованного управления наружным и внутренним освещением, продолжаются работы по переходу с обычного освещения на режим частичного затемнения;
- продолжаются запланированные работы по усилению противопожарной защиты зданий и сооружений.
2 Подготовлена к защите и вывозу в загородную зону техническая и проектная документация.
3 Уточнены наличие и распределение трудовых и материальных ресурсов по цехам и сменам для работы в условиях военноговремени. Продолжаются работы по подготовке к выпуску продукции по упрощенной схеме.
ДОКЛАД
начальника службы
материально-технического снабжения
1. К 1500 службой проведены следующие мероприятия:
- формирования службы приведены в готовность, личным составом доукомплектованы, средствами индивидуальной защиты и табельным имуществом обеспечены полностью;
- все другие формирования обеспечены средствами индивидуальной защиты, приборами и другим табельным имуществом;
- закончена выдача средств индивидуальной защиты сотрудникам структурных подразделений;
- заложены запасы продовольствия на трое суток в убежища 1, 4 и 7, в убежище 12 запасы будут заложены по мере приведения его в готовность;
- в столовых 1 и 7 имеется запас минимально необходимых продуктов на 7 суток;
- совместно с бухгалтерией произведены расчеты с базами района за поставленное заводу продовольствие;
- организовано двухразовое питание рабочих смен.
2. Согласованы вопросы продовольственного обеспечения в пункте (районе) размещения эвакуируемых.
3. Заправка ГСМ транспорта и техники формирований будет осуществляться:
- в городе — на АЗС;
- в загородной зоне - на ПАЗС района № 16, развертываемом на северной окраине поселка________.
4. Решаются вопросы с предприятиями-поставщиками о пополнении запасов материально-технических средств.
5. Железобетонные конструкции для строительства быстровозводимого убежища будут поставлены с завода ЖБИ к исходу 4-х суток со времени объявления общей готовности ГО.
6. Команда, направленная в загородную зону для оборудования площадок под запасы материально-технических средств и строительство противорадиационных укрытий, обеспечена необходимым инструментом и материалами.
Объектовые тренировки
2.5.1. Общие положения
Объектовые тренировки являются эффективной формой подготовки предприятий, организаций, учреждений с числом работающих менее 300 человек и учебных заведений к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. В отличие от комплексного учения на объектовой тренировке выполняются только отдельные практические мероприятия, предусмотренные планом действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и планом гражданской обороны и защиты населения.
Основное внимание в ходе тренировки уделяется практической отработке приемов и способов защиты людей и обеспечения устойчивости объекта при возникновении
чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также действий в случае применения противником современных средств поражения или совершения террористического акта.
Такие тренировки проводятся как самостоятельно, под руководством руководителя организации, так и в составе группы других объектов, входящих в объединение предприятий (акционерное общество, производственное объединение, компания и т.д.).
К участию в тренировке привлекаются:
- руководящий состав;
- нештатные формирования (если они имеются);
- рабочие и служащие объекта;
- население ведомственного жилого сектора, не занятое в производстве.
В учебных заведениях, кроме преподавательского состава и работников обслуживания, привлекаются студенты и учащиеся.
Определяя тему и продолжительность тренировки, необходимо исходить из основного требования — обеспечить глубокую и всестороннюю проработку учебных вопросов. Перечень и объем выполняемых мероприятий должны позволить проверить на практике реальность выполнения мероприятий, заложенных в планы.
Подготовка объектовых тренировок
Подготовка и проведение тренировки осуществляются лично руководителем организации или под его контролем с учетом организационно-штатной структуры, характера производственной (служебной) деятельности, особенностей территориального размещения, степени обученности трудового коллектива и состояния гражданской обороны объекта.
Основанием для подготовки и проведения тренировки является приказ руководителя организации, который доводится до исполнителей не позднее, чем за месяц до начала тренировки.
На основании приказа структурным подразделением (работником) ГОЧС разрабатывается календарный план подготовки тренировки и план проведения тренировки.
Заместители, помощники руководителя (начальники основных подразделений), посредники разрабатывают частные планы. Они составляются в произвольной форме и должны
отражать порядок отработки учебных вопросов участниками тренировки и мероприятия по их всестороннему обеспечению. Исполняются текстуально или графически и утверждаются руководителем. Командиры формирований представляют на утверждение планы отработки практических действий по аналогии с тактико-специальными учениями.
Накануне тренировки с руководящим составом и командирами формирований необходимо провести инструктивное занятие, в ходе которого уточнить порядок действий, объем и последовательность выполнения мероприятий, согласовать вопросы материально-технического обеспечения и организации взаимодействия как между функциональными подразделениями объекта, так и между формированиями. Инструктивные занятия, как правило, руководитель организации проводит лично.