Порядок отработки учебных вопросов
С___до ___заместитель руководителя учения производит розыгрыш обстановки по угрозе аварии на химически опасном объекте. Дежурному диспетчеру вручается вводная об угрозе возникновения аварии на ХОО. Посредник при дежурно-диспет-черской службе контролирует порядок оповещения руководства, дежурных служб округа.
До____производится сбор руководящего состава, КЧС и штаба ГОЧС объекта.
В___объявляется приказ генерального директора о введении режима функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС.
КЧС объекта осуществляет сбор данных обстановки, ее анализ и выработку предложений руководству для принятия решения.
С___на объекте организуется химическая разведка, осуществляется развертывание сил наблюдения и контроля.
С___ до___руководитель учения заслушивает председателя КЧС, членов КЧС по создавшейся обстановке и принятым решениям.
Заместитель руководителя учения контролирует мероприятия по приведению в готовность формирований объекта.
Второй этап
«Оценка последствий ЧС для объекта, проведение мероприятий по обеспечению защиты и жизнедеятельности персонала».
Продолжительность:___часов (с до ).
Учебные вопросы
1. Оповещение персонала об авариях и катастрофах на ХОО объекте и угрозе воздействия поражающих факторов на персонал.
2. Организация защиты персонала от воздействий поражающих факторов ЧС.
Обстановка
На объекте проведены работы по приведению органов управления, формирований объекта в режим функционирования при угрозе возникновения ЧС на ХОО.
В___на ХОО происходит авария с выбросом___________.
Обстановка характеризуется
Порядок отработки учебных вопросов
В посредник при дежурно-диспетчерской службе вручает
вводную об аварии на ХОО и контролирует действия дежурного диспетчера по оповещению персонала объекта и переводе работы дежурной службы в безопасное место, порядок установления связи с вышестоящими органами управления и подчиненными руководству объекта формированиями.
Руководитель учения заслушивает предложения председателя КЧС о выполнении первоочередных мероприятий по защите персонала и выполнении мероприятий по ликвидации ЧС, с_____до______ контролирует порядок и правильность оценки обстановки штабом ГОЧС объекта.
С___до___заместитель руководителя учения контролирует мероприятия по защите персонала объекта от АХОВ.
С___до___выполняются практические мероприятия по ликвидации ЧС, защите персонала объекта и т.д.
С____до__ руководитель учения заслушивает руководителей структурных подразделений, командиров формирований о выполненных мероприятиях, проверяет расчеты и отработанные штабом ГОЧС документы.
В____объявляется отбой учению.
В_____руководитель учения и посредники на местах проводят pазбор учения.
Начальник штаба руководства__________________
Приложение 5. Задание на командно-штабное учение
Председателю КЧС;
Начальникам__________
ЗАДАНИЕ
на командно-штабное учение
Остановка на________________________________________
____________________________________________________
I. Общая обстановка
Социально-политическая, экономическая, экологическая обстановка в городе и округе. Фактический материал, характеризующий обстановку. Состояние объектовой подсистемы предупреждения и ликвидации ЧС к началу учений. Имевшиеся в последнее время в округе и на объекте ЧС. Аварии и перебои в работе городских систем: коммунально-энергетических, других систем обеспечения работы персонала объекта. Наличие факторов, увеличивающих риск возникновения ЧС на объекте. Метеорологическая обстановка.
Другая информация, влияющая на безопасность персонала и устойчивость функционирования объекта.
II. Частная обстановка
Укомплектованность личным составом сил и средств объекта реальная.
20% приборов химической разведки объекта находятся на очередной проверке.
Рабочие и служащие объекта обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания на 80%.
Система оповещения и связи находятся в дежурном режиме.
И т.д.
III. Справочные данные
Возможные последствия ЧС.
Направление и скорость господствующих в округе ветров.
И т.д.
IV. Исполнить
Изучить и оценить обстановку.
Быть в готовности к выполнению функциональных обязанностей и решению задач по учению.
Задание довести до всех органов управления, командиров формирований, привлекаемых на учения.
Руководитель учения_______________________
2.3. Тактике-специальные учения
2.3.1. Общие положения
Тактико-специальные учения являются основной и наиболее эффективной формой подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований для выполнения задач гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, угроз терроризма.
Тактико-специальные учения организуются и проводятся в целях:
- совершенствования практических навыков руководящего и командно-начальствующего состава в управлении формированиями при организации и проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, мероприятий гражданской обороны, по защите населения и территорий от ЧС;
- выработки у личного состава формирований практических навыков в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, оказании само- и взаимопомощи, практическом применении закрепленной штатной техники, спасательного оснащении и оборудования, а также средств защиты при ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время;
- слаживания формирований как для самостоятельного выполнения задач гражданской обороны, так и во взаимодействии с другими формированиями и воинскими подразделениями;
- подготовки и проверки готовности формирований к действиям при ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, террористических актов, а также последствий применения противником современных средств поражения;
- выработки у личного состава формирований высоких морально-психологических качеств;
совершенствования организационно-штатной структуры формирований, приемов и способов их действий;
освоения формированиями специальных технических средств и современных технологий проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
По своему назначению учения подразделяются на плановые, проверочные, показные и опытные.
Плановые учения проводятся после завершения обучения личного состава формирований по специальной подготовке.
Проверочные учения проводятся по указанию старшего начальника в целях определения уровня подготовки формирований.
Показные учения проводятся в целях показа наиболее целесообразных приемов и способов действий формирований при проведении аварийно спасательных и других неотложных работ, обмена опытом по подготовке и применению формирований.
Опытные учения проводятся в целях исследования форм и методов подготовки формирований, проверки положений проектов нормативных документов, регламентирующих порядок применения формирований, а также использования ими штатного имущества и техники.
Учения проводятся со всеми формированиями (территориальными, объектовыми).
Учения формирований общего назначения, как правило, проводятся совместно с формированиями специального назначения. На учения формирования выводятся полностью укомплектованными личным составом, техникой и имуществом в соответствии с организационно-штатной структурой и табелем оснащения.
Практическое выполнение работ по предназначению и отработка нормативов являются основным методом подготовки личного состава формирований в ходе учения:
Для подготовки и проведения учения создается штаб руководства, если численность формирования 100 человек и более. При проведении учений с формированиями меньшей численности создаются группы управления и назначаются заместители (помощники) руководителя учения, которые выполняют также обязанности посредников.
Численный состав штаба руководства (группы управления) определяется исходя из учебных целей учения, а также состава привлекаемых формирований. В отдельных случаях для оказания методической помощи в организации и проведении учения по решению территориального органа МЧС России, начальника органа управления ГОЧС города (района) могут привлекаться специалисты, преподаватели и инструкторы УМЦ и курсов ГО.
Основные обязанности должностных лиц по подготовке и проведению учения
Руководитель учения несет личную ответственность за подготовку и проведение учения и обязан:
- изучить положения руководящих документов по организации и проведению учений, соответствующих наставлений, проанализировать уровень подготовки формирования;
- определить исходные данные для организации учения (тему, учебные цели, этапы учения, учебные вопросы, кто привлекается на учение, сроки проведения, район (место) проведения учения, силы и средства для проведения имитации и вопросы материально-технического обеспечения учения);
- руководить разработкой плана проведения учения;
- определить примерный перечень работ, которые целесообразно выполнить в период подготовки и проведения учения на объекте;
- определить порядок подготовки района (места) проведения учения, установить, какими силами и в какие сроки он должен быть подготовлен;
- организовать подготовку к учению штаба руководства (группы управления), своих заместителей (помощников), а также командно-начальствующего и всего личного состава, привлекаемого на учение;
- знать состояние и возможности формирования по выполнению поставленных задач;
- анализировать решения, принимаемые командирами формирований в ходе учения и отдаваемые ими распоряжения;
- руководить наращиванием обстановки для достижения поставленных учебных целей;
- решать вопросы обеспечения личного состава формирования питанием, водой, сменой обмундирования;
- обеспечить соблюдение требований безопасности и сохранение техники, государственного, коллективного и личного имущества граждан;
- по окончании учения организовать сбор и проверку личного состава и техники, провести разбор учения, оценить действия командно-начальствующего состава и формирования в целом.
Штаб руководства (группа управления) является основным органом, обеспечивающим подготовку и проведение учения. На штаб руководства (группу управления) возлагается:
- разработка документов по подготовке и проведению учения, согласование частных планов заместителей и помощников руководителя учения;
- подготовка района (места) проведения учения, организация связи и, при необходимости, комендантской службы;
-организация своевременной и полной отработки всех учебных вопросов для достижения поставленных целей учения;
- подготовка и организация разбора учения;
- подготовка доклада вышестоящему органу управления ГОЧС о результатах проведенного учения.
Обеспечение формирований техникой и имуществом, необходимым для проведения учения, осуществляют объекты, на базе которых созданы формирования. При проведении учений с формированиями численностью до 100 человек материально-техническое обеспечение возлагается на командира формирования, а более 100 человек — на заместителя руководителя учения по материально-техническому обеспечению.
В этом случае заместитель руководителя учения (командир формирования):
- разрабатывает частный план материально-технического обеспечения формирования, привлекаемого на учение;
- осуществляет контроль за своевременным обеспечением формирования горячей пищей, водой, горючим и смазочными материалами, а также за правильной эксплуатацией техники, поддержанием ее в рабочем состоянии и расходом моторесурсов.
При проведении учений с формированиями общего назначения из числа начальников аварийно-спасательных служб объекта назначаются помощники руководителя учения, которые обязаны:
- принимать участие в разработке документов по подготовке и проведению учения;
- разрабатывать частный план работы и представлять его руководителю учения для утверждения;
- знать обстановку, задачу, состояние и фактическое положение дел в формировании в ходе учения;
- контролировать действия формирования, добиваться полной отработки всех учебных вопросов;
- учить командира формирования анализу сложившейся
обстановки, принятию обоснованных решений, постановке задач формированию и их выполнению в ходе учения;
- оценивать работу командира и личного состава формирования, своевременно докладывать руководителю учения о принятых командиром формирования решениях и изменениях в обстановке;
- осуществлять контроль за соблюдением требований безопасности в подчиненном формировании;
своевременно представлять материал для разбора.
Имитация обстановки должна быть приближенной к реальной и способствовать выработке уличного состава правильного представления о характере и масштабах возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий или применения противником современных средств поражения.
Имитируется только то, что необходимо для учения. Отдельные элементы обстановки, особенно второстепенные, могут дополняться средствами обозначения (знаками, указателями).
Для отработки вопросов спасения людей из-под завалов, с верхних этажей горящих зданий и других мест используются манекены.
Участки заражения аварийно химически опасными веществами (АХОВ) имитируются песком, опилками или окрашенной жидкостью.
Для проведения имитации выделяется необходимое количество личного состава.
Помощник руководителя учения по имитации обязан:
- разработать план имитации в соответствии с замыслом учения и представить его руководителю учения для утверждения; организовать оборудование участков имитации и их охрану; проводить в ходе учения имитацию по указанию руководителя, обеспечивая соблюдение требований безопасности;
- по окончании учения привести в порядок район (место), где проводилась имитация, собрать или уничтожить неиспользованные имитационные средства, доложить об этом руководителю учения.
Подготовка тактико-специальных учений
Содержание и объем подготовительных мероприятий зависят от масштаба и целей учения, от уровня подготовленности привлекаемых к учению формирований, их материально-технического обеспечения, а также от состояния района учения.
При подготовке к учению разрабатываются следующие основные документы:
- приказ о подготовке и проведении учения;
- календарный план подготовки учения;
- план проведения учения.
Кроме того, могут разрабатываться:
- организационные указания по подготовке к учению;
- частные планы заместителей, помощников руководителя учения и начальников аварийно-спасательных служб, посредников;
- план рекогносцировки района учения;
- план имитации и другие необходимые документы (например, инструкция по специальным мерам безопасности);
-план показа (если учение проводится как показное). Приказ о подготовке и проведении учения разрабатывается и доводится до исполнителей не позднее, чем за полтора месяца до его проведения. В нем указываются время проведения учения, состав обучаемых и порядок их подготовки, сроки и объем работ по подготовке мест проведения практических мероприятий, ответственные исполнители, требования безопасности на учении.
В приказе также указываются цели проведения учения. Такими целями могут быть: для мирного времени — подготовка формирования к действиям по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; для военного времени — обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, выполнение и обеспечение мероприятий ГО.
Приказ разрабатывается начальником структурного подразделения ГОЧС объекта и подписывается руководителем объекта, а для территориальных формирований соответственно начальником органа управления ГОЧС города (района) и руководителем администрации города (района). Вариант приказа см. в приложении 1.
Подготовка к учению осуществляется в соответствии с календарным планом, который разрабатывается штабом руководства (группой управления) или руководителем учения. В нем определяются мероприятия по подготовке к учению заместителей (помощников) руководителя учения, начальников служб и штаба руководства (группы управления), а также командно-начальствующего и личного состава формирования, указываются ответственные лица за разработку документов на учение, перечисляются необходимый объем работ по подготовке района (места) учения и имитации, мероприятия по обеспечению учения, назначаются сроки готовности и ответственные лица. Календарный план подписывается руководителем учения и утверждается руководителем организации, а для территориальных формирований соответственно руководителем учения и руководителем администрации города (района). Вариант календарного плана см. в приложении 2.
План проведения учения разрабатывается штабом руководства (группой управления) учения с участием начальников служб и утверждается тем начальником, которому подчинен руководитель учения по линии гражданской обороны.
План разрабатывается текстуально и включает: тему учения, учебные цели для каждой категории обучаемых; время проведения учения; состав привлекаемых формирований; количество техники, нормы расхода моторесурсов и имитационных средств; этапы учения, их продолжительность и учебные вопросы; обстановку, которая может сложиться на объекте в результате чрезвычайной ситуации или в военное время. Вариант плана проведения учения см. в приложении 3.
К плану проведения учения, в зависимости от отрабатываемых задач, прилагаются:
- схема марша и обстановки на маршруте выдвижения формирования из района расположения (места сбора) к участку работ;
- учебный план объекта с обстановкой на определенное время;
- характеристика зданий и защитных сооружений бъекта;
- приказ формированию на проведение АСДНР;
- частный план посредника;
- план имитации на учении.
Используя приказ о подготовке и проведении учения, календарный план, план проведения учения и приложении к нему руководитель учения организует подготовку заместителей
(помощников), штаба руководства (группы управления), личного состава формирований, привлекаемых на учение.
Подготовка руководства учением