Отработка учебных вопросов по этапам учения
В целях обеспечения последовательности в обучении и сосредоточения усилий на решении главных вопросов проведение учении и панируется по этапам.
На первом этапе учения при отработке вопросов приведения Органов управления ГО, органов управления объектового звена РСЧС, служб и формирований объекта в различные степени готовности ГО (режимы функционирования) руководство учением контролирует время прохождения сигналов (распоряжений) до различных инстанций обучаемых; оповещение и сбор руководящего состава органов управления объекта; работу штаба ГО, КЧС, эвакоорганов, формирований, а также пунктов управления.
Особое внимание руководство учением уделяет вопросам развертывания системы управления, оповещения и связи; организации и осуществления практических мероприятий по защите персонала объекта; повышения устойчивости работы объекта экономики; хранения и перевозки АХОВ, взрыво- и пожароопасных веществ; подготовки к ликвидации последствий возможных аварий на радиационно и химически опасных объектах; приведения в готовность установленным порядком формирований, предназначенных для выполнения мероприятий ГО и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
При отработке вопросов, связанных с проведением мероприятий по защите персонала объекта, руководство учением и посредники проверяют реальность планов укрытия персонала в защитных сооружениях, обеспечения средствами индивидуальной и медицинской защиты, подготовки к быстрой и организованной эвакуации, а также приведения сил в готовность к выполнению возложенных на них задач.
С формированиями, привлеченными на учение, отрабатываются вопросы функциональной готовности; подготовки к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ; обеспечения безопасности и защиты личного состава формирований при действиях в условиях заражения, разрушений, пожаров, затоплений; умения проводить работы по спасению людей, ликвидации вторичных очагов поражения.
Всю работу обучаемых руководство учением и посреднический аппарат строят таким образом, чтобы в результате выполнения задач первого этапа были проработаны подготовительные мероприятия по введению планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; по приведению в готовность системы управления; по повышению устойчивости объекта к работе в чрезвычайных ситуациях; по подготовке сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций; по подготовке к организованному проведению эвакуации персонала.
На втором этапе учения отрабатываются вопросы управления силами и средствами в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Отработка учебных вопросов этого этапа начинается с момента вручения вводной о чрезвычайной ситуации.
Основное внимание обращается на проведение мероприятий по наращиванию готовности сил и средств, повышению устойчивости функционирования объекта, развертыванию в полном объеме органов управления ГО объекта, объектовой подсистемы РСЧС, проведению всех видов разведки, организации проведения АСДНР, проведению эвакуации персонала.
В вопросах материального обеспечения обращается внимание на работу обучаемых по обеспечению формирований, задействованных в выполнении мероприятий ГО и ликвидации ЧС.
Аппарат руководства и посредников направляет работу обучаемых и оказывает им помощь в своевременном принятии решений и отдаче распоряжений по устранению нарушений энерго-, тепло-, водоснабжения, хозяйственных связей, коммуникаций, проведению эвакуации персонала и выполнению АСДНР в очагах поражения.
При отработке всех вопросов этапа руководство учением, штаб и посредники изучают разработанные документы и отданные распоряжения, анализируют выработанные предложения, заслушивают доклады должностных лиц.
Подготовка и проведение разбора (подведение итогов)
Разбор является важной заключительной частью учения и имеет большое учебно-воспитательное значение.
Цель разбора состоит в том, чтобы на основе требований нормативных и других руководящих документов, а также всестороннего анализа работы и действий обучаемых подвести итоги учения и определить, в какой степени достигнуты поставленные учебные и исследовательские цели учения, какие выводы необходимо сделать для устранения выявленных недочетов и дальнейшего повышения готовности ГО, структурных звеньев объектового звена РСЧС.
Подготовка разбора начинается заблаговременно до начала учения и продолжается по его ходу. Она осуществляется штабом руководства учения с участием заместителей и помощников руководителя учения и посредников. Организацию подготовки разбора учения осуществляет начальник штаба руководства.
До начала учения на основе замысла и план проведения учения готовится общая часть разбора, включающая изложение темы, общих целей, этапов, учебных вопросов, oбщей и частной обстановки, создаваемой для отработки и достижения учебных целей, другие необходимые данные, которые определяются и не зависят от решений обучаемых, а также теоретические обоснования наиболее важных вопросов, отрабатываемых на учении. Одновременно готовятся иллюстрационные и справочные материалы (карты, схемы, таблицы, графики и т.д.). Решающее значение для оценки действий обучаемых, состояния и готовности ГО, объектового звена РСЧС, а также путей и способов дальнейшего совершенствования работы в области ГО, предупреждения и ликвидации ЧС имеет личное заслушивание руководителем учения кратких докладов, выводов, оценок и предложений заместителей, помощников руководителя учения и посредников при соответствующих должностных лицах, участвующих в учении. Учитываются и результаты проверок, проведенных перед началом учения.
Чрезвычайно важно, чтобы разбор был предельно объективным. Как переоценка, так и недооценка действий обучаемых недопустима и об этом постоянно должны помнить руководство учения и группа, готовящая разбор учения.
По итогам проведенного учения издается распоряжение (приказ) органа исполнительной власти, местного самоуправления, руководителя группы объектов, руководителя объекта. На основании итогов учения и в соответствии с распоряжением (приказом) установленным порядком вносятся уточнения и изменения в планы ГО и планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС.
Отчет о проведении учения представляется в территориальный орган управления МЧС России.
Особенности организации
подготовки и проведения штабных тренировок
Штабные тренировки являются одной из форм подготовки руководящего состава органов управления ГО, объектового звена РСЧС. Они проводятся в целях отработки должностными лицами органов управления функциональных обязанностей по занимаемой должности, достижения оперативной слаженности в работе отдельных подразделений и органа управления в целом, выработки практических навыков в планировании и реализации мероприятий ГО, оперативному реагированию на ЧС. На штабных тренировках может осуществляться подготовка руководящего состава к взаимозаменяемости на смежных должностях.
Руководителем штабной тренировки назначается, как правило, руководитель объекта или его первый заместитель.
Тематика штабных тренировок определяется руководителем объекта при планировании основных мероприятий на год с учетом особенностей объекта и степени подготовленности органа управления.
Состав участников тренировки определяется руководителем тренировки в зависимости от ее темы, целей и характера решаемых задач. При этом для всесторонней отработки вопросов взаимодействия структурных подразделений объекта, взаимодействия между аварийно-спасательными службами и формированиями объекта к
участию в тренировках привлекается руководящий состав структурных подразделений, начальники (командиры) аварийно-спасательных служб и формирований объекта.
При определении продолжительности штабной тренировки исходят из поставленных целей, степени подготовленности обучаемых и создаваемой обстановки, но не более одних суток. В соответствии с этим проведение тренировки предусматривается в один этап с отработкой 1 - 2 вопросов.
Порядок подготовки штабных тренировок аналогичен порядку подготовки командно-штабных учений. При этом в процессе их подготовки разрабатываются документы:
1) приказ (распоряжение) о подготовке и проведении штабной тренировки;
2) календарный план подготовки штабной тренировки;
3)задание на штабную тренировку;
4) план проведения штабной тренировки.
Документы на штабную тренировку разрабатываются аналогично документам КШУ. План проведения штабной тренировки разрабатывается структурным подразделением (работником) ГОЧС организации, согласовывается с вышестоящим органом управления ГОЧС и утверждается руководителем организации.