Организация руководства учением

Учения на объекте (или с его участием) могут проводить руководители муниципальных образований, органы управления ГОЧС, руководство группы предприятий, объектов, занимающихся единой деятельностью и имеющих производственную подчиненность, но располагающихся на разных территориях города, руководство объекта. Руководителем учения может быть глава администрации муниципального образования, начальник органа управления ГОЧС, руководитель группы предприятий, директор (руководитель) объекта.

В состав руководства учением, кроме руководителя, входят его заместители, помощники, а также начальник штаба руководства, которыйявляется заместителем руководителя учения.

Руководитель учения несет полную ответственность за своевременную подготовку и высокое качество проведения учения. Он осуществляет руководство подготовкой и проведением учения лично, через заместителей, штаб руководства, помощников руководителя, а также через посреднический аппарат.

При подготовке учения руководитель определяет или уточняет исходные данные учения, назначает посредников и организует их подготовку, обеспечивает контроль за подготовкой руководящего состава и органов управления, осуществляет общее руководство разработкой документов для проведения учения. В ходе учения он направляет работу руководства, штаба руководства, посредников, а также обучаемых на достижение поставленных целей учения, полную и качественную отработку всех вопросов в соответствии с пианом учения. По окончании учения руководитель проводит его разбор,в котором оценивает результаты учения, работу его участников и ставит задачи по устранению выявленных недостатков.

Заместители (помощники) руководителя учения назначаются помощи руководителю в полной и качественной отработке учебных вопросов участниками учения. На помощников руководителя учения возлагаются также организация отработки специальных вопросов и решение задач по отдельным направлениям, например, по материально-техническому обеспечению, по эвакуации, по обеспечению безопасности и т.п.

Заместитель (заместители) и помощники руководителя участвуют в мероприятиях по подготовке учения, решают вопросы его всестороннего обеспечения, организации и проведения АСДНР, контролируют по указанию руководителя готовность к учению руководящего состава и органов управления, обучаемых. В ходе учения они помогают руководителю в отработке учебных вопросов и в достижении целей учения, анализируют работу обучаемых, принимают участие в подготовке общего разбора, в выработке предложений по устранению выявленных недочетов и дальнейшему совершенствованию мер предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Свою работу они организуют и проводят по частным планам, утвержденным руководителем учения.

Начальником штаба руководства, как правило, назначается начальник штаба ГО или начальник структурного подразделения ГОЧС. Начальник штаба руководства несет ответственность за подготовку, качественное и поучительное проведение учения. В соответствии с указаниями руководителя он осуществляет руководство разработкой документов, контролирует своевременное их доведение до исполнителей, организует подготовку штаба руководства, посреднического аппарата и других участников учения.

В ходе учения начальник штаба руководства контролирует работу участников учения, своевременно доводит указания руководителя учения до его заместителей и помощников, штаба руководства, посреднического аппарата в части, их касающейся. Кроме того, начальник штаба обеспечивает связь руководства с посредническим аппаратом, соблюдение мер безопасности, контролирует проведение мероприятий по всестороннему обеспечению учения, а также организует своевременную подготовку материалов для проведения его разбора.

Штаб руководства является основным органом управления учением, обеспечивающим выполнение всех мероприятий по организации и проведению учения. Он разрабатывает

соответствующие документы по подготовке и проведению учения, осуществляет подготовку посредников, руководящего состава, органов управления и других его участников, пунктов управления, систем связи и оповещения, всестороннего обеспечения учения.

В ходе учения штаб руководства обеспечивает отработку учебных вопросов и достижение поставленных целей. Он организует сбор и обобщение сведений о работе обучаемых, исследование намеченных вопросов, подготовку материалов для разбора учения и его проведение, а также готовит проект доклада вышестоящему начальнику о результатах проведенного учения.

Посреднический аппарат обычно состоит из старших посредников и посредников. Старшие посредники могут назначаться при руководителях объектов (групп объектов), участвующих в учениях. Старшие посредники подчиняются руководителю и соответствующему заместителю руководителя учения. Посредники назначаются при структурных подразделениях объекта, при дежурно-диспетчерской службе, а также при формированиях объекта. Основная задача всех посредников - обеспечить полную и качественную отработку учебных вопросов, добиться правильного решения участниками учения своих задач и достижения поставленных целей. До начала учения посредники разрабатывают свои частные планы работы на учении, изучают обстановку и планирующие документы той инстанции, где будут выполнять свои обязанности.

В ходе учения посредники в соответствии с планом его проведения и указаниями руководства создают (наращивают) обстановку, осуществляют контроль за прохождением сигналов оповещения, распоряжений и указаний вышестоящих органов, оценивают работу обучаемых по анализу данных обстановки, принятию соответствующих решений, их оформлению и доведению задач до подведомственных структурных подразделений. Они докладывают в штаб руководства о результатах отработки учебных вопросов, о достижении целей учения и предложения к общему разбору.

Руководству учения и посредникам запрещается заранее раскрывать обучаемым содержание вводных, отрабатываемых на учении.

Подготовка командно-штабных учений

Подготовка учений включает в себя:

- определение исходных данных;

- разработку документов;

- подготовку участников учения;

- подготовку мест проведения учения;

- материальное и техническое обеспечение учения;

- контроль и оказание помощи обучаемым.

Определение исходных данных

Основными исходными данными для разработки замысла учения являются: тема, учебные цели, этапы и учебные вопросы, состав участников, продолжительность, сроки и место проведения учения, характер обстановки. Определение этих данных летально производится с учетом условий, в которых будет выполняться задача, уровня подготовки руководящего состава и органов управления, содержания планирующих документов, а также материалов предыдущих проверок и учений.

Тема учения, если она не определена в плане основных мероприятий города (района) по вопросам ГО, предупреждения и ликвидации ЧС на очередной год и не установлена вышестоящим начальником, определяется руководителем учения. Она может предусматривать отработку вопросов, связанных с функционированием объекта при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций от источников ЧС, расположенных на объекте и за его пределами, а также при стихийных бедствиях и катастрофах. Например: «Обеспечение защиты персонала и устойчивого функционирования объекта в условиях возникновения ЧС (указываетсяхарактер ЧС) и ликвидации ее последствий».

Тема может охватывать вопросы функционирования объекта в условиях, когда источниками ЧС являются аварии и катастрофы, возникшие только на данном предприятии. Например: «Обеспечение устойчивого функционирования объекта при возникновении аварий и катастроф в подведомственном хозяйстве,а также при ликвидации их последствий».

Возможна постановка темы, объединяющей содержание двух предыдущих вариантов. Например: «Организация проведения Организация руководства учением - student2.ru мероприятий по ликвидации последствий производственных аварий и катастроф на объекте, а также обеспечению устойчивости его

функционирования при угрозе возникновения и в условиях ЧС в городе».

Формулировка темы может быть направлена не только на решение объектом всего комплекса задач в обстановке ЧС, но и локальных.Например: «Организация защиты персонала объекта при возникновении ЧС» (указывается вид ЧС) или «Организация функционирования объекта в условиях нарушения электроснабжения» (водоснабжения, подачи топлива, ГСМ и т.п.).

Учебные цели определяются исходя из содержания и характера темы учения, а также из состава и уровня подготовки его участии кои. Количество учебных целей должно быть ограничено. Это позволитсосредоточить внимание на отработке главных вопросов темы учения. Учебные цели отражаются в замысле учения, плане его проведения и других документах.

Цели подразделяются на учебные и контрольные, они могут бытьобщими для всех участников учения и частными для отдельных категорий.

Общими целями, например, могут быть:

- совершенствовать навыки руководящего состава и специалистов, структурных подразделений, КЧС объекта в управлении проведением мероприятий по защите персонала и обеспечению устойчивого функционирования объекта экономики в ЧС;

- проверить готовность руководства объекта, КЧС, штаба ГО к действиям в ЧС;

- оценить полноту и реальность плана действий по предупреждению иликвидации ЧС;

- оценить эффективность осуществленных и намеченных к выполнению мероприятий по защите персонала и повышению устойчивости функционирования объекта в ЧС;

- дать практику участникам учения в анализе обстановки, оценке последствий ЧС для персонала объекта и принятии решении на обеспечение продолжения производственной деятельности объекта в условиях сложившейся обстановки.

Частными целями, например, могут быть:

- дать практику руководящему составу в принятии решений по защитеперсонала объекта в условиях ЧС;

- проверить систему оповещения объекта об угрозе возникновения ЧС.

Учения проводятся, как правило, в два-три этапа. Количество этапов, их содержание и продолжительность определяются исходя из темы и целей учения, а также из его продолжительности.

Для отработки темы: «Организация проведения мероприятий по ликвидации последствий производственных аварий и катастроф на объекте, а также обеспечению устойчивости его функционирования при угрозе возникновения и в условиях ЧС в городе» примерное наименование этапов учения может быть следующим: 1-й этап - «Организация проведения мероприятий по обеспечению защиты персонала и устойчивости функционирования объекта при угрозе возникновения ЧС»;

2-й этап - «Оценка последствий ЧС для объекта. Проведение мероприятий по обеспечению защиты и жизнедеятельности персонала, устойчивого функционирования объекта в условиях ЧС»; 3-й этап - «Проведение работ по ликвидации последствий аварий и катастроф на объекте, а также ЧС в городе. Обеспечение производственной деятельности объекта в условиях сложившейся обстановки».

Учебные вопросы - это ряд последовательно, логически вытекающих одна из другой наиболее характерных для данной обстановки задач, решаемых обучаемыми на этапе. Их количество, содержание и последовательность зависят от темы, целей, масштабов и времени, отводимого на отработку Этапа.

Учебными вопросами 1-го этапа учения могут быть:

- оповещение и сбор руководящего состава и участвующих в учении сотрудников аппарата администрации, личного состава КЧС, штаба ГОЧС, аварийно-спасательных служб и формирований объекта;

- приведение в готовность пункта управления и организация

работы на нем;

- приведение в готовность к использованию персоналом средств коллективной и индивидуальной защиты;

- наращивание мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в ЧС;

- приведение в готовность сил и средств для организации наблюдения и разведки, а также проведения АСДНР.

Учебными вопросами 2-го этапа могут быть:

- оповещение персонала об авариях и катастрофах на объекте и угрозе воздействия поражающих факторов

чрезвычайных ситуаций, происшедших за пределами его территории;

- организация защиты персонала от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

- сбор и обобщение данных об обстановке;

- оценка состояния объекта и его возможностей по выполнению своих функций в условиях сложившейся обстановки;

- подготовка и принятие решения руководителем предприятия на действия в условиях сложившейся обстановки;

- уточнение (определение) режимов работы персонала в условиях конкретной обстановки ЧС.

Учебными вопросами 3-го этапа могут быть:

- организация и ведение разведки в очагах поражения;

- принятие решений на проведение АСДНР;

- управление проведением АСДНР;

- определение величины потерь среди персонала и материального ущерба производству;

- разработка предложений и принятие решений на восстановление поврежденных, обеспечение производственной деятельности сохранившихся и восстанавливаемых элементов производства;

- организация функционирования объекта в условиях сложившейся обстановки.

Состав участников учения определяется в зависимости от поставленных целей и масштаба учения.

Как правило, для участия в учении объекта с отработкой вопросов выполнения мероприятий ГО привлекаются: руководитель объекта, штаб ГО объекта, объектовые аварийно-спасательные службы и формирования. На учения с отработкой вопросов защиты персонала от ЧС природного и техногенного характера в мирное время, кроме того, привлекаются КЧС объекта, а также возможно привлечение сил и средств территориальных подсистем РСЧС.

Наши рекомендации