Лабораторная работа №3. Конструкции ротационных компрессоров
Общие сведения
Тема занятия: Изучение конструкций ротационных компрессоров
Цель занятий: Целью настоящей работы является расширение и закрепление знаний студентов по дисциплине «Низкотемпературные машины».
Задача работы: Изучение типовых конструкций, узлов и элементов совреме6нных ротационных компрессоров и вакуумных насосов, ознакомление с классификацией и принципом действия.
Время работы: 4 часа
Место проведения занятий: Лаборатория компрессорных машин кафедры ТОСЖ.
Учебное оборудование и наглядные пособия:
Альбом плакатов и чертежей, схемы установок и натурные образцы.
2.2 Порядок выполнения работы
1 Ознакомиться с настоящими методическими указаниями.
2 Изучить классификацию и устройство ротационных компрессоров.
3 Изучить основные узлы и принцип работы ротационных компрессоров и вакуум-насосов.
4 Оформить отчет.
5 Подготовить ответы на контрольные вопросы.
Введение
Число технических процессов в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и транспорте, требующих сжатого или разреженного воздуха или других газов либо паров, постоянно возрастает. Часто даже в крупных производствах требуется газ в сравнительно небольших количествах, что исключает возможность применения центробежных компрессоров. При сжатии газов малых и средних объемов в компрессорах с возвратно-поступательным движением поршня достигаются удовлетворительные значения удельного расхода энергии, но вес машин получается очень большим. Если давление нагнетания не очень велико, значительно целесообразнее при небольшой и средней производительности применять ротационные компрессоры. Согласно принятой классификации, это объемные компрессоры с одним или двумя, иногда тремя роторами, вращающимися вокруг осей, параллельных оси цилиндра. Если машиной отсасывается газ с давления ниже атмосферного, а давление нагнетания примерно равно атмосферному, то такие машины называются вакуум-насосами.
Меньший по сравнению с поршневыми машинами вес ротационных компрессоров объясняется тем, что окружная скорость роторов ротационных компрессоров в 3—20 раз превышает среднюю скорость поршня компрессора с возвратно-поступательным движением поршня.
Небольшой вес и широкая унификация узлов и деталей обеспечивают относительно низкую стоимость большинства ротационных компрессоров. Ротационные компрессоры, как правило, работают при высоких скоростях вращения и имеют непосредственный привод от быстроходного и, следовательно, более дешевого двигателя. При непосредственном соединении с приводом расходы на редуктор отпадают.
При работе ротационного компрессора на фундамент не передаются какие-либо значительные силы, поэтому эти компрессоры можно устанавливать и на межэтажных перекрытиях зданий. Если вращающиеся детали компрессора хорошо уравновешены, то требуется очень небольшой фундамент.
Высокие скорости, обычные для ротационных компрессоров, позволяют конструировать машины небольших размеров, но при работе на таких скоростях возникает шум высокой тональности,
более неприятный, чем шум поршневого компрессора. За исключением винтовых, все ротационные компрессоры имеют худшие энергетические показатели и регулируются в более узких пределах, чем поршневые машины.
Преимуществами, вследствие которых проектировщики компрессорных станций все чаще выбирают ротационные компрессоры, являются небольшая площадь и малый объем помещения, необходимого для размещения компрессора, так как размеры компрессора невелики. Небольшой вес ротационных компрессоров и их приводов позволяет осуществлять их монтаж или вообще без крана, или требуется кран малой грузоподъемности, не требующий специальных подкрановых путей, что снижает капитальные затраты на строительство компрессорных станций и монтаж агрегата.
Для приводов ротационных компрессоров достаточно иметь двигатели с небольшим пусковым моментом, так как при пуске требуется преодолеть инерцию небольших масс,
Большинство ротационных компрессоров нагнетает газ непрерывно, у них не возникает пульсации газа в трубопроводах. Ресиверы, как правило, устанавливают при колебаниях отбора газа или из-за требований системы регулирования.
У ротационных компрессоров подшипники, как правило, имеют почти не меняющуюся, хотя и значительную, нагрузку. Поэтому в этих машинах чаще, чем в компрессорах других типов, применяются подшипники качения. При больших нагрузках в большинстве случаев применяются роликовые подшипники.
При производстве ротационных компрессоров требуется высокая точность изготовления деталей и тщательный монтаж, Наиболее тщательного монтажа требуют уплотнения. Преимуществом ротационных компрессоров является простота их обслуживания и ремонта.
Ротационные компрессоры всех типов могут, при соответствующей конструкции машин, нагнетать газ без примесей масла. Если степень сжатия или разрежение в одной ступени ротационного компрессора или вакуум насоса являются недостаточными, то устанавливаются последовательно две или даже три машины и каждая может быть использована самостоятельно.
3.1 Классификация ротационных компрессоров и вакуум-насосов
Ротационные компрессоры имеют значительно больше конструктивных видов, чем любой другой тип компрессоров.
Ротационные компрессоры подразделяются на пластинчатые (рисунок 3.1), с катящимся ротором (рисунок 3.2), водокольцевые (рисунок 3.3), винтовые (рисунок 3.4) и спиральные. Ни один из типов ротационных компрессоров не имеет всасывающих клапанов. Нагнетательные клапаны обычно применяются в компрессорах с катящимся ротором, их также можно устанавливать и в пластинчатых компрессорах, работающих с переменной степенью сжатия. Компрессоры с катящимся ротором характеризуются достаточно плавной подачей сжатого газа.
Рисунок 3.1- Одноступенчатый пластинчатый компрессор
За исключением пластинчатых компрессоров, у ротационных машин небольшие потери трения и малый износ. Самые значительные потери в ротационных компрессорах -это потери от перетекания газа и аэродинамические (или гидравлические) потери; последние особенно велики у водокольцевых компрессоров. У пластинчатых и винтовых компрессоров можно применить внутреннее охлаждение впрыском масла. При этом значительно снижаются потери от перетекания, и одновременно несколько увеличиваются гидравлические потери.
В ротационных компрессорах газ сжимается в результате изменения объема. Если объем меняется внутри компрессора, то это компрессор с внутренним сжатием.
У компрессоров с внешним сжатием газ сжимается только в процессе нагнетания газа из цилиндра компрессора в нагнетательный патрубок. У компрессора с внутренним сжатием имеют место оба вида сжатия, если давление в нагнетательном патрубке оказывается выше давления в конце процесса сжатия.
У ротационных компрессоров с внутренним сжатием без нагнетательного клапана внутреннее сжатие определяется геометрическими размерами цилиндра, ротора и окон. Эти компрессоры называют компрессорами с постоянной степенью сжатия.
Способ охлаждения. Для малых ротационных компрессоров и вакуум-насосов, а при низкой степени сжатия и для больших машин применяется воздушное охлаждение. Для улучшения воздушного охлаждения цилиндры отливаются
Рисунок 3.2 - Вакуум-насос с катящимся ротором
с ребрами. В других случаях цилиндры охлаждаются водой. При степени повышения давления выше четырех у воздушных и холодильных ротационных компрессоров в ряде случаев применяется внутреннее охлаждение впрыском масла
В качестве воздушных компрессоров небольшой и средней производительности со степенью повышения давления менее трех чаще всего стали применяться ротационные машины. То же наблюдается и с компрессорами, нагнетающими воздух в дизельные двигатели. Ротационные компрессоры часто применяются в передвижных установках, а винтовые — и в крупных стационарных компрессорных станциях. В холодильной технике ротационные машины для домашних холодильников практически не применяются, но вследствие удовлетворительного коэффициента полезного действия и небольшого веса ротационные компрессоры все чаще применяются в качестве бустеров, т. е. поджимающих компрессоров в низкотемпературных промышленных холодильных циклах.
Рисунок 3.3 - Водокольцевой вакуум-насос
Рисунок 3.4 - Винтовой компрессор
Широкое применение находят ротационные компрессоры в химической и пищевой промышленности, на газовых заводах, для пневматического транспорта сыпучих материалов и во многих других отраслях производства.
3.2 Компрессоры с катящимся ротором
Компрессор с катящимся ротором является наиболее подходящим типом ротационного компрессора для получения наибольшей степени повышения давления в одной ступени.
Принцип работы компрессоров с катящимся ротором.
Ротор круглого сечения, прилегающий к стенке цилиндра, вращается вокруг оси цилиндра. Между ротором и зеркалом цилиндра остается при движении
Рисунок 3.5 - Схема компрессора с катящимся ротором и разделяющей пластиной, направляемой радиальной прорезью в цилиндре (пластина прижимается к ротору)
ротора зазор, равный 0,1—0,2 мм. Серповидное пространство между ротором и цилиндром разделено пластиной на всасывающую и нагнетательную части.
1 - цилиндр; 2 - ротор; 3 – эксцентрик; 4 – всасывающее пространство; 5 – цилиндрическая направляющая; 6 - разделяющая пластина; 7 – затопленный маслом нагнетательный клапан; 8 – фильтр; 9 – всасывающий патрубок; 10 - нагнетательный патрубок; 11 – глушитель; 12 – нагнетательное пространство; 13 – терморегулятор; 14 – канал газового балласта; 15 – пробка для выпуска масла.
Рисунок 3.6 – Вакуум-насос с катящимся ротором , с жесткой закрепленной на роторе разделяющей пластиной
Пластина служит одновременно и всасывающим клапаном. Для улучшения плотности нагнетательный клапан затоплен маслом.
Вакуум-насосы с обильной смазкой называются масляными. Обильная смазка не только снижает потери от трения, но и улучшает коэффициент подачи благодаря уменьшению потерь от неплотностей.
У холодильных компрессоров Ротаско фирмы Эшер-Вис (Швейцария) производится впрыск в цилиндр столь обильного количества масла, что этим маслом отводится значительная часть тепла сжатия - происходит внутреннее охлаждение цилиндра.
а –всасывание; б – начало сжатия; в – продолжение сжатия; г – нагнетание; 1 – корпус цилиндра; 2 – вал; 3 – эксцентрик; 4 – цилиндрическая направляющая с разделяющей пластиной; 5 – входной канал; 6 – нагнетательный клапан
Рисунок 3.7 – Схемы компрессора с катящимся ротором и качающейся разделяющей пластиной, прижимаемой к ротору
Компрессоры с катящимся ротором имеют следующие преимущества: простая конструкция, низкие потери трения и, следовательно, малый износ, высокий коэффициент подачи вследствие небольшого мертвого пространства. Центробежные силы у катящегося ротора можно хорошо уравновесить, поэтому к подшипникам машины не предъявляются специальные требования, и возможна работа компрессора при высокой скорости. Степень повышения давления у компрессоров с катящимся ротором не определяется геометрией машины (как, например, у пластинчатых компрессоров), поэтому они удобны при работе с переменной степенью повышения давления, как, например, при откачивании вакуумной системы или для холодильных установок, работающих с переменными температурами.
Недостатки компрессоров с катящимся ротором: потребность в маховике, пульсирующее нагнетание сжатого газа и почти наполовину меньшее использование объема цилиндра, чем в пластинчатых компрессорах.
Компрессоры с катящимся ротором изготовляют на производительность от минимально возможной до 1000 м3/с . Фирма Ротаско, изготовляющая компрессоры, утверждает, что одноступенчатые аммиачные компрессоры могут при температуре конденсации 30° С работать при температуре кипения от —40° С до —60° С. Одноступенчатыми вакуум-насосами достигается вакуум до 2×10-3 мм рт. ст. без паров масла, с парами масла— 5×10-3 мм рт. ст., а с газовым балластом—5×10-1 мм рт. ст. Скорость вращения для небольших машин обычно принимается 1440 об/мин, а для крупных машин—порядка 500. В качестве холодильных эти компрессоры работают чаще всего на аммиаке и фреоне 12, растет также число машин, работающих на фреоне 22.
Конструкции компрессоров с катящимся ротором.
При вращении ротора, эксцентрично расположенного по отношению к оси цилиндра, на вал компрессора действует центробежная сила. Для ее полного уравновешивания у средних и крупных машин или устанавливаются противовесы (рисунок 3.9), или ротор делится на две равные части, смещенные на валу одна относительно другой на 180° и разделенные в цилиндре перегородкой (рисунок 3.6). Смещением на 180° уравновешиваются сами центробежные силы, не уравновешивается только их момент. Эксцентрики, на которые ротор насаживается как обод, фиксируются на валу шпонками. Если ротор только один, он может быть изготовлен заодно с эксцентриком и валом, как, например, у компрессоров Ротаско.
Рисунок 3.8 – Полугерметичный холодильный компрессор с катящимся ротором
У этих машин пластина, разделяющая всасывающее и нагнетательное пространства, управляется двумя серьгами, насаженными на эксцентрик, изготовленный заодно с валом. При движении эксцентрика пластина наклоняется так, что ее ось постоянно пересекает ось вращающегося ротора. Это обеспечивает плотность в месте прилегания пластины к ротору.
Дальнейшее улучшение плотности достигается установкой уплотняющих пластинок на плоскости соприкосновения разделяющей пластины с цилиндром и прижатием этих пластинок на плоскости соприкосновения разделяющей пластины с цилиндром и прижатием этих пластинок к направляющему цилиндру пружинами. Цилиндрическая направляющая, в которой скользит пластина со всасывающим каналом, изготовляется из легких сплавов с высокой прочностью и хорошими антифрикционными свойствами как по отношению к чугунному цилиндру, так и к каленой азотированной пластине. Для лучшего уплотнения корпус ротора в месте соприкосновения с цилиндром слегка сплющен, таким образом между собственно ротором и надетой на ротор тонкостенной стальной втулкой возникает зазор. Со стороны сжатого газа на втулке ротора сверлятся несколько отверстий, через которые газ проникает в зазор и немного деформирует втулку, так что она прилегает к зеркалу цилиндра. К торцам цилиндра привертываются чугунные крышки. В крышках размещены подшипники качения, рядом с которыми установлены на валу противовесы ротора. Со стороны привода на валу расположено двойное уплотнение вала с камерой, заполненной маслом. На валу на стороне, противоположной приводу, установлен осевой подшипник. На валу установлен также привод клапана подачи масла, который открывается при пуске машины центробежной силой, действующей на грузы. При остановке машины он закрывается и предохраняет от попадания масла из маслоотделителя в машину. Внутреннее пространство цилиндра по краям ограничено чугунными крышками, по которым скользят кольца, вставленные в торцы ротора.
По длине цилиндра установлены клапаны призматической формы. Отверстия в клапанах перекрыты упругими пластинками, параллельными оси призмы. Под давлением газа пластинки прогибаются и освобождают путь газу. Каждый клапан прижат к стенке цилиндра пружиной, которая при жидкостном
(гидравлическом) ударе позволяет всему клапану подняться и перепустить
жидкость.
Задержанное в маслоотделителе масло через холодильник и центробежный клапан подается в машину. Впрыск масла в цилиндр производится давлением сжатого газа и регулируется поплавковым вентилем, установленным в корпусе машины.
Компрессоры и вакуум-насосы с катящимся ротором работают главным образом с высокими степенями повышения давления и охлаждаются водой.
При производстве вакуум-насосов, предназначенных для работы при абсолютных давлениях ниже 1 мм рт. ст., для важнейших деталей необходимо иметь плотное герметичное литье.
|
1 - корпус цилиндра; 2 - ротор, изготовленный совместно с пластиной, образующей всасывающий клапан; 3 - эксцентрик; 4 - цилиндрическая
направляющая: 5 - вал; 6 - нагнетательный клапан; 7 - крышка цилиндра:
8 - маховик с ободом под клиновые ремни.
Рисунок 3.9 – Двухступенчатый компрессор с катящимся ротором
3.3 Контрольные вопросы
1. Назовите отрасли производства, где применяются сжатые или разреженные газы.
2. В чем преимущества ротационных компрессоров перед поршневыми?
3. Расскажите о классификации ротационных компрессоров.
4. Как охлаждаются ротационные компрессоры и вакуум-насосы?
5. Как устроен и работает ротационно-пластинчатый компрессор?
6. Как устроен и работает компрессор с катящимся ротором?
7. Как устроен и работает водокольцевой компрессор?
8. Как устроен и работает ротационно-пластинчатый компрессор?
9. Расскажите о конструкциях компрессоров с катящимся ротором.
10. Как регулируется производительность компрессоров с катящимся ротором?