Территориальные формы инновационных комплексов

¾ научные парки;

¾ технопарки;

¾ технополисы;

¾ научно-технологические регионы (Кремниевая долина в США)

7. Инновационный цикл.

Инновационная экономика является необходимым условием для того, чтобы страна в XXI веке могла считаться развитой.

Чтобы говорить об инновационной экономике должен быть замкнут цикл инновация – товар – (инновация)'.

В условиях рыночной экономики этот цикл можно развернуть следующим образом: фундаментальное исследование – идея создания продукта – научно-исследовательская разработка – опытно-конструкторская разработка – подготовка производства – новый продукт – продвижение продукта на рынок – реализация (капитал) – новые фундаментальные исследования.

Идея создания продуктаможет возникнуть на любой из стадий инновационного цикла – от фундаментальных исследований до

Наличие такой кольцевой структуры зачастую позволяет даже при небольшом конкурентном преимуществе завоевывать значительный сектор рынка.

Отсутствие такой структуры резко понижает эффективность фундаментальной науки и всей системы инновационной деятельности.

 
  Территориальные формы инновационных комплексов - student2.ru

Рисунок 1 - Инновационный цикл в условиях рыночной экономики

В постсоветских странах цепь не удается замкнуть в должной мере в силу того, что малые инновационные структуры и поддерживающие их фонды не могут организовать полноценное производство, эффективно продвигать наукоемкую продукцию даже на внутренний рынок, накапливать капитал и инвестировать его вновь в сферу высоких технологий.

Поэтому, "нелинейного усиления", характерного для Кремниевой долины в США, в сфере телекоммуникаций в Германии и других успешных инновационных макроструктур в ведущих странах мира, в странах на пространстве СССР не происходит.

Возникает проблема создания сильной положительной обратной связи в рамках отдельных малых фирм, инновационно-производственного комплекса (ИПК), отдельных отраслей, экономики Беларуси в целом.

8. Инновационная деятельность и жизненный цикл товара

Жизненные циклы изделия, новой техники, товара, инновации

Жизненный цикл изделия (продукции) состоит из 4-х стадий:

  1. научно-исследовательские работы и опытно-конструкторские разработки – НИОКР;
  2. производство изделия;
  3. реализация (продажа) через рынок;
  4. послепродажный сервис.

Процесс создания продукции воспроизводим и цикличен. Стадии повторяются.

Жизненный цикл создания новой техники соответствует первым двум стадиям жизненного цикла изделия.

Этапы процесса создания новой техники следующие:

¾ фундаментальные исследования (ФИ), включающие теоретические исследования (ТИ), экспериментальные исследования, поисковые исследования (ПИ);

¾ прикладные исследования (ПрИ), также включающие экспериментальные исследования;

¾ опытно-конструкторские работы – ОКР;

¾ строительное проектирование;

¾ строительные работы;

¾ освоение промышленного производства, включающего конструкторскую и технологическую подготовку производства;

¾ промышленное производство.

Товаром становится любой продукт или изделие после того, как он стал реализовываться на рынке.

Классический жизненный цикл товара представляет собой изменение объёма продаж по времени.

Первая стадия – зарождение рынка, внедрение на него нового товара. На этой стадии устанавливается реакция покупателей на товар и осуществляется естественная монополия новатора на товар.

Вторая стадия – ускорение роста рынка товара. Производитель становится «эффективным монополистом» и компенсирует свои затраты законной сверхприбылью. Во второй части этой стадии к новатору присоединяются другие производители, появляется конкуренция.

Третья стадия – замедление роста рынка товара. Конкуренция становится ожесточённой. Уменьшается темп роста продаж новатором.

Четвёртая стадия – зрелость рынка, его насыщение товаром. Это олигополистический рынок, где идёт жесткая конкурентная борьба.

Пятая стадия – спад рынка товара.

На всех стадиях жизненного цикла товарареализуются различные инновации. На стадии зарождения рынка и в начале ускоренного роста весь рынок создаётся новатором. Это область продуктовой инновации.

На стадии ускоренного и замедленного роста наблюдаются конструкторские улучшения продукта.

На стадии зрелости идёт постоянное снижение издержек за счёт технологических инноваций, когда внедряются ресурсосберегающие технологии.

На стадии спада вводятся новые продукты и осваиваются новые рынки.

Жизненный цикл инновации состоит из 4-х частей:

  1. зарождение инновационной идеи и инновационного проекта;
  2. создание новшества;
  3. распространение новшества;
  4. потребление новшества.

Первая часть – зарождение инновационной идеи и инновационного проекта:

¾ фундаментальные исследования (ФИ), включающие теоретические исследования (ТИ), экспериментальные исследования, поисковые исследования (ПИ);

¾ прикладные исследования (ПрИ), также включающие экспериментальные исследования;

¾ техническое задание.

Вторая часть – создание новшества:

¾ опытно-конструкторские и технологические разработки;

¾ создание и испытание опытного образца;

¾ строительное проектирование и строительные работы;

¾ конструкторская и технологическая подготовка производства;

¾ экономическая и организационная подготовка производства, включая финансовую подготовку и подготовку кадров.

¾ серийное и массовое промышленное производство.

Третья часть – распространение новшества:

¾ маркетинг – маркетинговый мониторинг и маркетинговые решения: 1) маркетинговая разработка товара, 2) ценообразование на новый товар, 3) рыночное и нерыночное распространение нового товара, 4) распространение нового товара на традиционные и новые рынки, 5) человеческий ресурс, знание обучение, 6) сервисная поддержка нового товара;

¾ логистика – формирование потоков инноваций – от потоков идей и инновационных проектов до потоков знаний в группе, подразделении, организации, корпорации, отрасли, государстве;

¾ диффузия – рыночное и нерыночное распространение новшества. Нерыночное: внутрифирменное, внутрикорпорационное, внутриотраслевое, через муниципальные региональные и государственные инновационные программы и проекты обучения. Рыночное: через «пионерный» рынок, мелкосерийный, серийный, массовый, специальный, сервисный, лизинговый, франчайзинговый и другие рынки.

Четвертая часть – потребление новшества:

¾ рутинизация – перенесение всего нового в текущую жизнь организации-инноватора и потребителей новой продукции. Приобретение, таким образом, новых конкурентных преимуществ;

¾ потребительский сервис – обучение персонала использованию новшества, предпродажная подготовка, послепродажное обслуживание, помощь в сбыте.

9. Конкурентоспособность продукции и влияние на неё инновационной деятельности

Конкурентоспособность продукции – способность продукции быть предпочитаемой потребителями среди аналогичных товаров по ценовым и неценовым факторам на конкретном рынке в конкретное время.

Инновационная деятельность влияет на конкурентоспособность продукции предприятия по 2 направлениям:

1.Новые технологии, новое более производительное оборудование приводят к более экономному использованию ресурсов, к снижению издержек на единицу продукции, что позволяет снизить цены на продукцию, и в результате получить рост конкурентоспособности продукции за счет ценовых факторов.

2.Использование новых технологий, нового оборудования, новых моделей управления и т.д. позволяет создавать продукты с улучшенными характеристиками, с более высокими технико-экономическими параметрами, с новым дизайном, а также совершенно новые товары, удовлетворяющие новым потребностям, что делает продукт конкурентоспособным по неценовым факторам.

10. Инновационная деятельность предприятия как объект управления

Традиционные предприятия – практически отсутствуют затраты на инновационную деятельность

Инновационно-активные предприятия – затраты на инновационную деятельность составляют от нуля до 50% от общих затрат предприятия

Инновационные предприятия – затраты на инновационную деятельность составляют более 50% от общих затрат предприятия.

С точки зрения затрат предприятия инновационная деятельность включает:

¾ научно-исследовательские работы;

¾ опытно-конструкторские и опытно-технологические работы;

¾ приобретение или разработка:

  • более производительного оборудования,
  • современных технологий,
  • баз данных,
  • программ для компьютеров и т. п.;

¾ патентные исследования;

¾ маркетинговые исследования;

¾ оформление или покупка патентов, товарных знаков и т.п.;

¾ подготовку специалистов;

¾ сбор, систематизацию и хранение научно-технической информации;

¾ приобретение особых материалов и сырья;

¾ подготовку производства для изготовления инновационной продукции;

¾ производство инновационной продукции.

Организация инновационного процесса на предприятии в широком смысле включает:

¾ организацию научно-производственного цикла (определение специализации и ответственности организаций, их размера, размещения, установление последовательности и порядка выполнения работ);

¾ организацию труда персонала;

¾ организацию управления.

Особенности организации инновационного процесса связаны с внутренне присущей ему неопределенностью.

Неопределенность достижения цели, т. е. вероятность получения положительного результата, составляет на стадии фундаментальных исследований всего 5—10 %, увеличиваясь на этапе прикладных исследований до 85–90 %, а в процессе разработок – до 95–97 %.

Однако и на поздних стадиях инновационного цикла остается существенной неопределенность времени и затрат, необходимых для достижения эффекта. Жесткое нормирование сроков и затрат уменьшает вероятность получения заданного результата, а регламентация результата и сроков связана с допущением возможности значительного перерасхода средств.

По данным зарубежных ученых, доля малых предприятий (фирм) в осуществлении новшеств составляет 30–35 %. Из 70 важнейших изобретений XX в. более 50 % осуществлены мелкими фирмами и самостоятельными изобретателями. При этом за последние 20 лет в расчете на одного занятого на малых предприятиях создано и внедрено в 2,5 раза больше нововведений, чем на крупных предприятиях (фирмах).

В общей сложности в Беларуси насчитывается около 300 малых инновационных предприятий,что составляет всего 0,5% от общего числа малых предприятий. В развитых странах этот показатель достигает более 40% (к примеру, в Японии — 70%).

11. Большие волны инновационной деятельности

Экономические циклы

Название цикла Характерный период

Цикл Китчина 3—4 года

Цикл Жюгляра 7—11 лет

Цикл Кузнеца 15—25 лет

Цикл Кондратьева 45—60 лет

Заслуга Николая Дмитриевича Кондратьева (1892–1938) состоит в том, что он разработал теорию больших циклов (длинных волн).

Ученый обосновал наличие наряду со среднесрочными (8–11 лет) и короткими (3–4 года) продолжительных циклов, длящихся 48 – 55 лет. Он осуществил статистическое исследование длительных циклов, показал взаимосвязь циклических колебаний различной продолжительности, выявил факторы, лежащие в основе длительных конъюнктурных колебаний.

Исследования и выводы Кондратьева основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывавших 100—150 лет.

Эти показатели: индексы цен, государственные долговые бумаги, номинальная заработная плата, показатели внешнеторгового оборота, добыча угля, золота, производство свинца, чугуна и т. д.[2]

По Кондратьеву, колебания «относительной конъюнктуры» не случайность, а закономерное развитие.

Переходы от одной фазы большого цикла к другой связаны с техническими переворотами и структурными преобразованиями экономики. Теория больших циклов лежит в основе понимания качественных сдвигов в экономике, в сфере социально-экономических и взаимосвязанных с ними процессов. Ряд авторов усматривают взаимосвязь между фазами циклов Кондратьева и этапами

В основе больших циклов лежат процессы, связанные с обновлением долговременных элементов основного капитала (производственных сооружений, зданий, инфраструктуры), процессы, вызванные крупными переворотами в технике, созданием новых источников энергии новых видов сырья, разработкой принципиально новых технологических процессов.

Н. Кондратьев выявил некоторые закономерности («эмпирические правильности») больших циклов. Характер, глубина среднесрочных циклов зависят от того, как они накладываются на фазы большого цикла.

Понижательная волна большого цикла порождает особую длительность, остроту средних торгово-промышленных циклов.

Повышательная волна, напротив, «сглаживает» различия; средние циклы в этом случае характеризуются «обратными чертами».

Н. Кондратьев разработал теорию относительной динамики и конъюнктуры народного хозяйства.

Закономерности и выводы, вытекающие из анализа:

1) большие волны Кондратьева проявляют себя не только в развитых странах, они носят универсальный характер;

2) они охватывают не только производство, но и другие сферы человеческой цивилизации – образование, культуру, социально-политическое устройство;

3) они напоминают о невозможности «повторения» пройденных этапов, о действительно долгосрочной перспективе повсеместного движения к постиндустриальному обществу. Это движение займет не одно десятилетие, будет представлять обновление всех сфер жизни.

Существует определенная связь между длинными циклами Кондратьева и среднесрочными циклами Жюгляра. Такая связь была замечена еще самим Кондратьевым. В настоящее время высказывается мнение, что относительная правильность чередования повышательных и понижательных фаз Кондратьевских волн (каждая фаза 20-30 лет) определяется характером группы близлежащих среднесрочных циклов.

Во время повышательной фазы Кондратьевской волны быстрое расширение экономики неизбежно приводит общество к необходимости изменения. Но возможности изменения общества отстают от требований экономики, поэтому развитие переходит в понижательную В-фазу, в течение которой кризисно-депрессивные явления и трудности заставляют перестраивать экономические и иные отношения.[1]

Наши рекомендации