Межфирменная научно-техническая кооперация

В инновационных процессах

Межкорпорационные программно-целевые кооперативные научно-техни-ческих организации включают в себя альянсы, консорциумы и совместные предприятия. Отличительная черта – отказ от проведения работ собственными силами и привлечение на контрактной основе внешних исполнителей, в том числе, промышленных фирм. Несколько крупных корпораций одной отрасли, заинтересованные в совместном проведении определенных этапов инновационных процессов (НИОКР), организуют на паях институт, определяют долгосрочную программу его исследований, создают орган управления. Например, исследовательский институт электроэнергетики, исследовательский институт солнечной энергетики и др.

Институты организуются на отчисления от продаж заинтересованным корпорациями. Штат работников – относительно невелик. Его персонал (ученые и инженеры, профессиональные управляющие, специалисты в области финансов) сосредоточивают основные усилия на управлении деятельностью подрядчиков, организации конкурсов среди потенциальных исполнителей и на экспертизе. В меньшей степени они занима­ются проведением НИОКР собственными силами. Институты – денежный фонд, из которого выдаются средства под целевые проекты внешним исполнителям. Благодаря целевому характеру субсидирования НИИ могут охватить огромную массу специалистов, что недоступно отдельной корпорации.

Выделяют четыре основные формы межфирменного сотрудничества:

1. Соглашения о сотрудничестве по отдельным аспектам деятельности.

2. Создание совместных предприятий (СП).

3. Соглашения о поглощениях новаторских мелких фирм крупными компаниями с целью приобретения новых технологий.

4. Установление подрядных отношений (на основе долгосрочных договоров) между поставщиками материалов и комплектующих изделий и их потребителями.

Научно-технические альянсы подразделяют на:

· научно-исследовательские – для реализации определенного научного проекта;

· научно-производственные – для разработки и производства новой продукции.

Если в таком сотрудничестве участвуют партнеры из разных стран, то альянсы становятся международными. Альянсы снижают число страховых факторов, рисков, ограниченности ресурсов, жесткости государственного регулирования.

Различают горизонтальные (фирмы одной отрасли) и вертикальные (фирмы разных отраслей) научно-технические альянсы.

Участники альянса вносят свои вклады (интеллектуальных, материальных и других ресурсов), а после достижения результатов получают (по соглашению) свою долю интеллектуальной собственности. Организационная форма альянсов – промежуточная ступень между неформальной кооперацией и полным слиянием. Управление осуществляется либо одним из ведущих членов, либо специально назначенным координационным комитетом. Парадокс формирования альянсов – расширение сотрудничества и одновременное ужесточение конкуренции между собой.

Консорциум – добровольное объединение организаций для решения конкретной задачи, реализации программы, осуществления крупного проекта (предприятия и организации разных форм собственности, профиля и размера). Участники консорциума сохраняют свою полную хозяйственную самостоятельность и подчиняются совместно выбранному исполнительному органу в той части деятельности, которая касается целей консорциума. После выполнения поставленной задачи консорциум распускается. В консорциуме образуется секретариат – организация, координирующая выполнение совместных НИОКР компаниями, университетами и правительственными лабораториями. Секретариат изыскивает и распределяет средства для выполнения НИР в лабораториях участников консорциума (в отдельных случаях привлекаются и другие организации), координирует и контролирует выполнение этих работ в соответствии с планом. Отличительная черта секретариата – отсутствие собственной научно-исследовательской базы. НИОКР выполняются на основе контракта между исполнителями и секретариатом. Работают либо постоянные сотрудники, либо ученые, командируемые участниками консорциума. Секретариаты могут работать на постоянной и временной основе.

В рамках консорциума для их участников стало возможным:

· выполнение исследований, которые нельзя было проводить самостоятельно из-за значительных затрат и риска;

· распределение расходов на выполнение НИОКР между несколькими фирмами-участниками;

· объединение фирмами-участниками дефицитных трудовых и материальных ресурсов для выполнения НИОКР.

Мотивы создания СП базируются на теории долгосрочного технико-экономического развития (табл. 9.2) [73].

Таблица 9.2. Мотивы создания совместных предприятий

МОТИВЫ Число фирм %
Получение передовой технологии производства
Получение права на использование товарного знака
Стимулирование экспорта
Получение сырья и оборудования
Восполнение недостатка финансовых средств
Получение опыта в управлении
Другие
ИТОГО ОПРОШЕННЫХ ФИРМ

Международное совместное предприятие – институт межфирменного сотрудничества в разработке, производстве или маркетинге продукта, которое пересекает национальные границы, не основано краткосрочных рыночных трансакциях и предполагает значительный и продолжительный вклад со стороны партнеров в виде капитала, технологии или других активов. Ответственность в управлении разделена между фирмами-партнерами. Это определение не включает другие альтернативы в международной экономической деятельности (экспорт; прямые зарубежные инвестиции (ПЗИ), предполагающие полный внутрифирменный контроль за деятельностью по производству и разработке продукта; продажа технологии посредством лицензирования).

Сотрудничество между фирмами разных стран имеет четыре формы:

· отдельная корпорация, где владение акциями распределено между партнерами;

· партнерство между делящими риск субподрядчиками и первичными подрядчиками или приобретение одной фирмой пакета акций другой фирмы;

· субподрядные отношения, распространяющиеся на разработку продукта и его производство;

· партнерство в маркетинге продуктов, произведенных преимущественно одной фирмой.

Выделяют четыре типа технологически ориентированных СП:

· сотрудничество между фирмами только в исследованиях;

· обмен испытанными технологиями в рамках единой продуктовой линии или через многие продукты – практике перекрестного лицензирования (в микроэлектронной промышленности и роботостроении);

· совместная разработка одного или более продуктов (в коммерческом самолето- и моторостроении, в отдельных сегментах телекоммуникационной, микроэлектронной и биотехнологической индустрии);

· сотрудничество посредством выполнения различных функций или стадий жизненного цикла изделий (в области биотехнологии, фармакологии, в сталелитейной промышленности и автомобилестроении), т.е. одна фирма разрабатывает новый продукт или процедуру маркетинга, а производство и адаптацию к зарубежному рынку осуществляет другая фирма.

Наши рекомендации