Анализ инновационного процесса
Контроль эффективности внедрения инновационного процесса – оценка внутренних стратегических изменений, произошедших на предприятии в результате освоения продуктовых или технологических нововведений. Целесообразно внутреннюю среду организации исследовать по каждому из основных функциональных направлений: НИОКР, маркетинг, финансы, производство, персонал и организационное управление.
Перечень показателей позволяющих оценить внутренние экономические условия реализации инновационных стратегий (табл. 7.3) [74]:
1. Показатель квалификации научных кадров
DКН=(ЗОКР ПРЕД/ЗОКР Ф)100%, (9.1)
где ЗОКР ПРЕД – объем опытно-конструкторских работ, выполненных силами предприятия без привлечения сторонних организаций, руб.; ЗОКР Ф – фактически выполненный объем опытно-конструкторских работ, руб.
2. Показатель исполнения маркетинговых прогнозов
DМП=(VИП Ф/VИП ПЛ)100%, (9.2)
где VИП Ф – фактический объем продаж инновационной продукции, руб.; VИП ПЛ– планируемый объем продаж инновационной продукции, руб.
3. Показатель расхода инвестиционных средств
DРИ=(IФ/IПЛ)100%, (9.3)
где IФ – фактический размер инвестиционных средств, потраченных на реализацию инновационного проекта, руб.; IПЛ – планируемый размер инвестиционных средств, потраченных на реализацию инновационного проекта, руб.
4. Показатель производственного ресурсосбережения
DПР=(СФ/СПЛ)100%, (9.4)
где СФ – фактическая себестоимость производства и реализации инновационной продукции, руб.; СПЛ – планируемая себестоимость производства и реализации инновационной продукции, руб.
5. Показатель реализации проекта в заданные сроки
DРt=(ТФ/ТПЛ)100%, (9.5)
где ТФ –фактическое время, затраченное на производство и реализацию инновационного проекта, мес.; ТПЛ – планируемое время, затраченное на производство и реализацию инновационного проекта, мес.
6. Показатель результативности инновационного развития
DИР=(ПИП/Ппред.)100%, (9.6)
где ПИП – чистая прибыль, полученная предприятием за счёт реализации инновационной продукции, руб.; Ппред – общий размер чистой прибыли, полученной предприятием при реализации всей продукции, руб.
Таблица 9.3. Взаимосвязи между показателями инновационного поведения
и параметрами инновационного процесса
Показатели состояния инновационного процесса | Параметры формирования инновационного поведения |
квалификации научных кадров DКН=(ЗОКР ПРЕД/ЗОКР Ф)100% | Рост патентного портфеля Rp= (∆PП/PПО)100%, |
исполнения маркетинговых прогнозов DРИ=(IФ/IПЛ)100% | Рост доли рынка Rn=(∆Vпр пред/Рр)100%, |
расхода инвестиционных средств DРИ=(IФ/IПЛ)100% | Рост внереализационных доходов (от продажи лицензий) RД= (∆ДВН/ДВНО)100%, |
производственного ресурсосбережения DПР=(СФ/СПЛ)100% | Рост номенклатуры в товарном портфеле RТ = (∆ТП/ТАСО)100%, |
реализации проекта в заданные сроки DРt=(ТФ/ТПЛ)100% | Рост стоимости компании: RС=(∆СК/СКО)100%, |
результативности инновационного развития DИР=(ПИП/Ппред)100% | Рост стоимости компании RС=(∆СК/СКО)100%, |
Следующий этап – на основании проведенного анализа идет корректировка данной ситуации, направленная на достижение поставленной цели предприятия. На данном этапе необходимо соотнести расчетные показатели состояния инновационного процесса на данный момент с определенными показателями, формирующими инновационное поведение организации, другими словами необходимо оценить, как изменились показатели инновационной активности организации в соответствие с развитием инновационного процесса, это возможно сделать, применив табл. 9.3.
Этот этап, позволяет определить каким наиболее эффективным способом можно достичь поставленной цели и что для этого необходимо – планирование стратегии (табл. 9.4). На данном этапе также необходимо рассчитать затраты на реализацию стратегии инновационного развития (табл. 9.5). В табл. 9.5 представлены основные виды затрат в соответствие с видом реализуемой инновации и этапа её (инновации) разработки. Так буква «С» обозначает стоимость; нижний индекс характеризует этап жизненного цикла инновации; а верхний индекс («б» или «у»), соответственно, базисную или улучшающую технологии. Общий размер затрат определяется суммой затрат по каждому этапу жизненного цикла инновации, соответственно базисной или улучшающей. В примечание к табл. 7.5 приведены характеристики каждого вида затрат, представленных в табл. 7.5 [74].
Таблица 9.4. Сходства в процессах разработки базисных и улучшающих инноваций
Этап | Инновации | |
базисные | улучшающие | |
Исследовательский | Выявление новых научно-технических знаний и возможностей (фундаментальные и прикладные исследования) | Выявление новых рыночных потребностей (маркетинговые исследования) |
Серийный выпуск | Создание промышленного прототипа (НИР) | Создание промышленного образца (ОКР) |
Промышленное производство | Коммерциализация инновации на рынок производственной продукции (промышленный маркетинг) | Коммерциализация инновации на потребительский рынок (потребительский маркетинг) |
Выход на рынок | Формирование нового рынка (сфера предложения) | Формирование нового продукта на рынке (сфера спроса) |
Таблица 9.5. Поэтапный расчёт затрат на реализацию стратегий инновационного
Развития на предприятии
Затраты, связанные с внедрением | |
базисных технологий | улучшающих технологий |
1 этап - Исследовательский | |
С1б= (WПИ+WСТ+WМТ+WОИ)+ (ОТР+НЕСН)+АОБ+ +(УТ+УК+УС+УТ)= Р1б+З1Т+А1ОБ+Н1Р | С1у= (WПП+WОИ)+(ОТР+НЕСН)+ АОБ+ + (УТ+УК+УС+УТ)= Р1у+З1Т+А1ОБ+Н1Р |
2 этап - Серийный выпуск | |
С2б= (ХФГ+ХЛИ+ХМР+ХОП)+(ОТР+НЕСН)+ АОБ+ +(УТ+УК+УС+УТ)= Р2б+З2Т+А2ОБ+Н2Р | С2у= (ХОР+ХПП)+(ОТР+НЕСН)+АОБ + +(УТ+УК+УС+УТ)= Р2у+З2Т+А2ОБ+Н2Р |
3 этап- Промышленное производство | |
С3б= (YФП+YИС+YСС+YСП)+(ОТР+НЕСН)+ АОБ+ +(УТ+УК+УС+УТ)= Р3б+З3Т+А3ОБ+Н3Р | С3у= (YПТ+YРП)+(ОТР+НЕСН)+ АОБ + +(УТ+УК+УС+УТ)= Р3у+З3Т+А3ОБ+Н3Р |
4 этап - Выход на рынок | |
С4б= (ZСК+ZСР+ZИИ+ZРС)+(ОТР+НЕСН)+ АОБ + +(УТ+УК+УС+УТ)= Р4б+З4Т+А4ОБ+Н4Р | С4у= (ZРК+ZУП)+(ОТР+НЕСН)+ АОБ + +(УТ+УК+УС+УТ)= Р4У+З4Т+А4ОБ+Н4Р |
Общий размер затрат | |
Сб= С1б+С2б+С3б+С4б | СУ= С1у+С2у+С3у+С4у |
В табл. 9.5 использованы следующие обозначения затрат на: WПИ – проведение анализа и прогнозирование продуктовых и технологических инноваций; WСТ – сканирование венчурных технологий; WМТ – мониторинг новых технологических открытий и достижений; WОИ – генерация и селекция идей в соответствии со стратегией развития предприятия, производственно-технологической выполнимостью, научно-исследовательской уникальностью, патентоспособностью; WПП – анализ и прогнозирование покупательских предпочтений;WОИ – Сбор информации и отбор идей; ХФГ – формирование группы по разработке технологических инноваций; ХЛИ – проведение лабораторных исследований; ХМР – моделирование целевого рынка; ХОП – обеспечение производственного процесса; ХОР – проведение опытно- экспериментальных работ; ХПП – производственное проектирование продукта; YФП – фокусировка на внутренних и внешних параметрах инноваций; YИС – защита интеллектуальной собственности; YСС – стандартизация и сертификация производства и продукции; YСП – распределение рисков с финансовыми и стратегическими параметрами; YПТ – позиционирование усовершенствованного товара; YРП – регламентация производственного процесса; ZСК – координация и корреляция сбытовых каналов; ZСР – авторское сопровождение разработки; ZИИ – итерация сфер использования и применения инновации; ZРС – систематизация рынка и регулирование спроса; ZРК – формирование рекламной компании; ZУП – приобретение продукции и удовлетворение потребностей.
Рiб, Рiу – расходы, связанные с разработкой новых и улучшающих технологий, состав которых приведен ранее, руб.; ЗiТ – затраты на оплату труда (ОТР), отчисления единого социального налога и страховых взносов от несчастных случаев на производстве (НЕСН), руб. АiОБ – перенос стоимости нового технологического оборудования на себестоимость продукции в виде амортизационных отчислений, руб.; Н4Р – накладные расходы, включающие затраты на оплату электроэнергии, пара, воды, услуг технологических (УТ), коммунальных (УК), связи (УС), транспортных (УТ), руб.; i – индексы этапов, (1, 2, 3, 4).
9.2.3. Организация процесса разработки
технологической стратегии
Технология состоит из определенных главных компонентов (рис. 9.14) [54]. Комбинация правильных кадров с правильным искусным использованием корректных предприятий и оборудования в эффективных бизнес-процессах – фундаментальная основа стратегической сущности компании.
Практики должны делать различие между технологией и технологическими способностями. Технология может быть написана, кодифицирована и переделана, возможно, в другой компании. Если она не может быть полностью кодифицирована и частично заключается в искусстве, а затем эксплуатируется, то это составляет часть технологической способности. Технологические передачи успешны только тогда, когда технология кодифицирована или искусства (люди), соответствующие этой технологии, составляют часть технологической способности.
Последние наблюдения стратегического менеджмента технологии обнаруживают типичные характеристики наиболее удачных технологических стратегических процессов:
· выявление одного лица для разработки конкретной технологической задачи и затем представление его результатов остальным;
· использование инструктивных материалов и методик (единого стандарта здесь нет);
· выделение продукта, производственного процесса и технологии сервиса, как комплексной связанной последовательности;
· «изобретение велосипеда» – следует изучать то, что было удачным, опыт того, что работает, что надо улучшить и что не работает.
Рис. 9.14. Основные компоненты технологии
«Действия» как часть бизнес-процесса (рис. 9.15) должны быть определены, исходя из оценки сегодняшнего положения, желаемой будущей позиции, оценки требуемых мероприятий. На рис. 9.16 приведена диаграмма, используемая фирмой OEM для описания действий по объективной оценке текущего положения и разработке технологической стратегии [54].
Рис. 9.15. Разработка технологической стратегии как бизнес-процесс
Рис. 9.16. Диагностика идентификации новых технологий
Следующим этапом бизнес-процесса является диагностика по внешним источникам. Список технологических возможностей должен быть подготовлен на базе конкуренции. Это предполагает использование критериев потребителя на рынке. Такая реальная информация жизненно важна для идентификации критичных для бизнеса факторов (рис. 9.16).
Бенчмаркинг дает возможность понять современную позицию, что следует дифференцировать и что важно для бизнеса в свете конкуренции. В то же время внешние технологии собираются и оцениваются для сопоставления с реальными возможностями организации. Этот процесс обзора должен включать те технологии, которые полностью меняют правила игры на рынке и, следовательно, радикально изменяют базис конкуренций. Сбор информации о технологических возможностях вне компании в форме искусств, организованных улучшений и т.д., возможно, позволит ликвидировать бреши. Такой процесс оценки будущих возможностей показан на рис. 9.17 [54].
|
Рис. 9.17. Информация, требуемая для создания технологической стратегии
В процессе принятия коллективных решений относительно будущего выбора для каждой технологии обычно имеются три или четыре показателя, которые отражают позитивные и негативные аспекты относительно временного масштаба, издержек и прибыли. Положительные аспекты обычно включают: легкость реализации, меньшие издержки, знания о поставщиках технологий и т.д. Негативные аспекты: высокие цены, более высокий риск, трудности реализации в пределах существующей структуры и т.д. (табл. 9.6) [54].
При формулировке технологической стратегии команда выбирает один показатель для каждой технологии. Важным критерием являются издержки, необходимость, место положения, риск и практичность. Индивидуальные показатели затем вносятся в лист технологий с показателями для будущего. Так представляется технологическая стратегия. Затем команда разрабатывает детальные планы для внедрения стратегии (табл. 9.7) [54].
Таблица 9.6. Информация для решений о будущих технологиях
Технология | Базис конкурен-ции | Важность для бизнеса | Текущая позиция | Скорость изменения | Дифференциация | Показатели для каждой технологии | ||||||
сейчас | в будущем | сейчас | в будущем | положи-тельные аспекты | отрица-тельные аспекты | прибыль | издержки | время до риска | ||||
Текущая технология №1 | ||||||||||||
Текущая технология №2 | ||||||||||||
Текущая технология №3 | ||||||||||||
Текущая технология №… | ||||||||||||
Текущая Технология №n | ||||||||||||
Технология новая для компании | ||||||||||||
Технология новая для мира | ||||||||||||
Итого |
Финальным выходом может являться технологическая стратегия «на одном листе» с приложением маршрутов для каждой технологии и существенной информации о том, какие новые технологии повлияют на решение потребителя о покупке.
Таблица 9.7. Технологическая стратегия
Действия | Внутренние НИОКР для большого рынка | Покупка у Y сейчас | Продолжение НИОКР Большой риск | Продолжение исследований с университетом | Технология по лицензии Может быть открыта и для других фирм | Остановка внутренней разработки Идентификация компаний на рынке и начало продаж |
Временной масштаб | 5-6 лет, средняя необходимость | 3-4 года | 6 месяцев | |||
Действия | Внутренние НИОКР для большого рынка | Покупка у Y сейчас | Продолжение НИОКР Большой риск | Продолжение исследований с университетом | Технология по лицензии Может быть открыта и для других фирм | Остановка внутренней разработки Идентификация компаний на рынке и начало продаж |
Временной масштаб | 5-6 лет, средняя необходимость | 3-4 года | 6 месяцев | 2 года | 1 год | 1 год |
Стратегические цели | Низкий риск при улучшении позиции. Более важен на рынке | Поддержание | Распределение рынка и рост затрат на НИОКР | Поддержка внимания | Продавать как можно скорее | Окончание НИОКР. Попытка продать |
Стадия зрелости | Зарождающаяся | Зрелая | Зрелая | Зарождающаяся | Рост | Рост |
Влияние и Важность бизнеса | Дифференциация Средняя важность | Определенные Возможности Малая важность | Дифференциация, высокая важность | Средняя важность | Определенные возможности, малая важность | Определенные возможности, очень низкая важность |
Технология | A | B | C | D | E | F |