Особенности организационных инноваций
Понимание роли и значения инновационной деятельности, усиление важности технологических факторов в выборе стратегии развития организации находят свое отражение в соответствующем качественном преобразовании управления бизнес-процессами (табл. 8.1) [44, 54, 57, 60,79].
Результаты анализа позволяют судить о влиянии характера, интенсивности и масштабности научных, технических и технологических нововведений на содержание и направленность организационных и управленческих нововведений, которые зависят от следующих факторов:
· готовности организации к изменениям;
· основных тенденций долгосрочной технологической политики;
· наличия благоприятной среды для возникновения идей и ресурсной базы для их реализации;
· степени восприятия состояния внешней среды и быстроты реакции на ее изменения;
· состояния внутренних и внешних коммуникаций;
· климата, способствующего разрешению внутриорганизационных противоречий и конфликтов.
Таблица 8.1.Влияние интенсивности и масштабов нововведений на бизнес-процессы
Интенсивность и масштабы нововведений | Организационные нововведения |
Освоенная продукция Освоенная технология Освоенный рынок | Совершенствование продукции может осуществляться в рамках существующей организации |
Новая продукция Освоенная технология Освоенный рынок | Разработка продукции может осуществляться в рамках существующей организации, в подразделениях НИОКР создается новая проектная группа |
Освоенная продукция Освоенная технология Новый рынок | Существующая организация практически не изменяется, на службу маркетинга возлагается задача изучения нового рынка, может быть образована новая группа сбыта |
Новая продукция Освоенная технология Новый рынок | Может быть организована группа новой продукции, укомплектованная за счет персонала служб НИОКР и маркетинга, либо новые группы НИОКР и сбыта; изготовление новой продукции может осуществляться на имеющихся производственных мощностей |
Новая продукция Новая технология Освоенный рынок | Может быть организована группа новой продукции из персонала служб НИОКР, производства, в своей деятельности она использует службы маркетинга и сбыта |
Новая продукция Новая технология Новый рынок | Новое направление хозяйственной деятельности требует совершенно новой организации в форме подразделения с венчурным финансированием, либо нового отделения, дополняющего существующую организационную структуру |
Создание организационных инноваций представляет собой совокупность следующих процессов: формирование системы служб, охватывающей все аспекты инновационной деятельности: определение сферы компетенции этих служб; распределение обязанностей, ответственности и установление межфункциональных взаимосвязей как внутри самой системы, так и с другими подразделениями, прежде всего, со службой маркетинга. Одновременно осуществляется распределение конкретных видов работ внутри инновационных служб. Таким образом, организационные инновации –реализованные новые методы ведения бизнеса, организации рабочих мест, внешних связей.
Организационные инновации направлены на повышение эффективности деятельности предприятия путем снижения административных и трансакционных издержек, рост удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени), получение доступа к отсутствующим на рынке активам. Инновации в ведении бизнеса означают реализацию новых методов организации предпринимательской деятельности. Они включают: разработку и реализацию новой или значительно измененной корпоративной стратегии; внедрение современных методов управления организацией (на основе информационных технологий); разработку и внедрение новых или значительно измененных организационных структур; нововведения в использовании сменного режима рабочего времени; применение современных систем контроля качества, сертификации товаров, работ, услуг; внедрение современных систем логистики и поставок сырья, материалов, комплектующих («точно в срок» и т.п.); создание специализированных подразделений по проведению научных исследований и разработок, практической реализации научно-технических достижений (технологических и инжиниринговых центров, малых инновационных фирм); внедрение корпоративных систем управления знаниями; реализацию мер по развитию персонала (организация корпоративного и/или индивидуального обучения, создание/развитие структур по обучению и повышению квалификации персонала); реализацию новых форм стратегических альянсов, партнерств и иных видов кооперационных связей с потребителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями; передачу ряда функций и бизнес-процессов специализированному подрядчику (аутсорсинг).
Инновации в организации рабочих мест связаны с реализацией новых методов распределения ответственности и полномочий среди сотрудников по выполнению работы в рамках отдельных видов деятельности организации и между видами деятельности (структурными подразделениями), а также новых концепций структурирования деятельности, в том числе, интеграции различных ее направлений. Новые организационные методы во внешних связях означают реализацию новых способов их организации: сотрудничества с заказчиками или научными центрами, интеграции с поставщиками, аутсорсинга в области производства, обеспечения, распределения ресурсов либо продукции, решения кадровых и вспомогательных вопросов.
Инжиниринг в организациях
Развитие организаций в условиях динамично изменяющихся рынков возможно при их адаптации и постоянном приспособлении к изменяющемуся окружению. Эти стратегические задачи решаются при проектировании и развитии любого дела и организации. Обобщение практики и теоретическое представление о подобного рода задачах инновационного преобразования организаций в зарубежной литературе получило название инжиниринга.
Инжиниринг(англ. Engineering, от лат. Ingenium – изобретательность, выдумка, знания) – метод проектирования деловых процессов (бизнес-процессов) [54].
Методики инжиниринга включают:
· пошаговые процедуры для проектирования бизнеса;
· систему обозначений (язык), описывающую проектирование бизнеса;
· эвристику (методы творчества) и прагматические решения, позволяющие измерить степень соответствия спроектированного бизнеса заданным целям.
Этапы инжиниринга:
· формирование технического задания;
· предварительный выбор оборудования;
· разработка инвестиционного проекта;
· разработка проектной документации;
· организация строительных работ;
· приобретение оборудования;
· монтаж оборудования;
· проведение пуско-наладочных работ;
· запуск производства;
· лицензирование производства;
· сертификация продукции.
В настоящий момент промышленный инжиниринг в нашей стране развивается все более быстрыми темпами. Инжиниринговая деятельность осуществляется компаниями и многочисленными инжиниринговыми консультационными фирмами. Инжиниринг бизнеса направлен на организацию коммерческого предпринимательства на конкурентоспособной основе. По сложности и значению решаемых задач инжиниринг делится на два класса:
· эволюционные – ведущие к постепенным улучшениям, усовершенствованиям, имеющие вид рационализации деловых процессов;
· радикальные – ведущие к глобальным изменениям, имеющие вид изобретений новых деловых процессов (решается методом реинжиниринга).
Инжиниринг включает два принципиально разных подхода:
· усовершенствование процесса (улучшения показателей на 10–50%);
· реинжиниринг или перепроектирование процесса (рост показателей на 100% и выше; табл. 8.2).
Таблица 8.2. Соотношение инжиниринга и реинжиниринга
ИНЖИНИРИНГ – метод проектирования деловых процессов (бизнес-процессов), включает: | |
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ – развитие, улучшение деловых процессов (бизнес-процессов) Увеличение показателей на 10–50% Метод эволюционного развития Операционная инноватика Рационализация старого процесса | РЕИНЖИНИРИНГ – перепроектирование деловых процессов (бизнес-процессов) Увеличение показателей на 100–500% и более (в несколько раз) Метод радикального преобразования Стратегическая инноватика Изобретение нового процесса |
Реинжиниринг в организациях
Понятие «реинжениринг»
Майкл Хаммер и Джеймс Чампи впервые ввели определение реинжиниринга в своей книге «Реинжиниринг корпораций», где авторы отмечают, что реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких как стоимость, качество, сервис и темпы. Это определение содержит четыре ключевых слова: «фундаментальный», «радикальный», «резкий (скачкообразный)» и «процесс» (наиболее важное слово).
Фундаментальный. На начальной стадии реинжиниринга необходимо переосмыслить текущие правила и положения (зачастую не сформулированные в письменной форме) ведения бизнеса и часто оказывающиеся устаревшими, ошибочными или неуместными.
Радикальный. Радикальное перепроектирование – это изменение всей существующей системы, а не только поверхностные преобразования, т.е. в ходе радикального перепроектирования предлагаются совершенно новые способы выполнения работы.
Резкий (скачкообразный). Реинжиниринг не применяется в тех случаях, когда необходимо улучшение либо увеличение показателей деятельности компании на 10-100%, а используются более традиционные методы, применение которых не сопряжено со значительным риском. Реинжиниринг целесообразен только в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании (500—1000% и более) путем замены старых методов управления новыми.
Таким образом, реинжиниринг – разновидность метода инжиниринга, направленного на решение особо сложных задач проектирования деловых процессов, в результате которых проблемы решаются на качественно новом уровне, а показатели улучшаются не на 10–50%, а на 100–500% и более [54].
В методе реинжиниринга ничего не принимается на веру ( радикальное перепроектирование деловыхпроцессов), предлагается совершенно новый способ выполнения работы – изобретение, а не модификация. Различие между усовершенствованием и реинжинирингом деловых процессов (бизнес-процессов) показано в табл. 8.3 [54].
Таблица 8.3. Различия между усовершенствованием и реинжинирингом
деловых процессов
ПАРАМЕТРЫ | МЕТОДЫ | |
Усовершенствование | Реинжиниринг | |
Уровень изменений | Наращиваемый | Радикальный |
Начальная точка | Существующий процесс | «Чистая доска» |
Частота изменений | Непрерывно/единовременно | Единовременно |
Требуемое время | Короткое | Длительное |
Направление | Снизу-вверх | Сверху-вниз |
Охват | Узкий, на уровне функций | Широкий, межфункциональный |
Риск | Умеренный | Высокий |
Основное средство | Статистическое управление | Информационные технологии |
Тип изменения | Культурный | Культурный/структурный |