Инновационная восприимчивость
Оценка уровня инновационной восприимчивости относится в первую очередь к потребителям новшеств, а также к новаторам и инноваторам. Инновационная восприимчивость определяется относительно самих новшеств и информации о них, относительно знаний о передовом опыте. Она характеризуется:
· как восприимчивость к информации о новшествах (новые книги, статьи, выставки, конференции, новые образовательные курсы) и готовность регулярно накапливать, изучать и применять полученные сведения;
· восприимчивость к передовому опыту, создающемуся внутри организации, и опыту конкурентов, готовность изучать этот опыт, измерять свои и чужие достижения и сравнивать их (готовность к бенчмаркингу);
· восприимчивость к самим новшествам, новым технологиям и новым продуктам, восприимчивость к инновационному процессу и инновационной деятельности и готовность преодолевать трудности освоения новшеств;
· уровень самоактуализации сотрудников и наличие потребностей к интеллектуальному труду, образовательному и карьерному расту, решению ситуаций, проблем и задач, участию в проектах, успеху, результатам и достижениям, готовность включать новшества в свой бизнес-процесс.
Таким образом, вначале оценивается уровень инновационной активности потребителей.Известно, что прогресс потребителей, который выражается в запросе определенных свойств продукта, сильно отстает от прогресса технологии, которая предлагает продукты с более высокими свойствами, чем запрашиваемые потребителями, соответственно уровень потребления следует поднимать. Принимая во внимание тот факт, что уровень потребления связан с конкурентами, так как уровень потребления (инновационной восприимчивости) у конкурентов свидетельствует либо об угрозах (если этот уровень высок), либо о возможностях (если уровень потребления у конкурентов низок).
Обеспеченность ресурсами
Оценка уровня главных ресурсов инновационного бизнеса осуществляется по следующим параметрам:
· прежде всего обеспеченность инновационного бизнеса инвестициями (источникам различных ресурсов);
· обеспеченность бизнеса человеческим ресурсом (носителем и источником компетенций, способным к интеллектуальному труду);
· технологическая и методическая оснащенность сотрудников;
· обеспеченность знаниями и информацией;
· техническая оснащенность.
Качество организации–учитываются обновляемость знаний кадров, технического, технологического и методического оснащения, обеспечение программ обновления инвестициями.
Следует выделить две основные составляющие: общение исполнителей процесса, поскольку именно от уровня общения зависит творчество, проявляемое участниками; состояние самого инновационного процесса, его организованность и эффективность.
В первую очередь оценивается уровень общения сотрудников, определяемый состоянием:
· информационно-коммуникационных технологий;
· организационной структуры;
· корпоративной культуры.
Учитывается обновляемость информационных и коммуникационных технологий и методов, обновляемость организационной структуры и корпоративной культуры. Кроме того, учитывается их соответствие процессам создания, приобретения, накопления, обучения, движения, передачи (трансакции) и распространения знаний. Далее оценивается сам инновационный процесс, его стадии, эффективность интеллектуального труда.
Инновационная компетентностьсоответствует инновационной активности с позиции поставщика. Сначала оценивается фактор, определяющий влияние на внешнюю среду, – уровень компетентности предлагаемых поставщиком новшеств, прежде всего технологий и соответствующих продуктов: насколько высоки свойства продуктов(каков уровень прогресса поставляемых технологий и продуктов), насколько они качественны, своевременны. Дальше оцениваются факторы, отражающие состояние внутренней среды: уровень компетентности сотрудников, групп, команд, подразделений и организации, т.е. уровень их знаний:
1) теоретические и методические знания;
2) профессиональные знания по видам деятельности (функциям) и умения решать стандартные задачи и ситуации, исполнять подобные операции;
3) опыт и навык разрешения сложных положений и проблем;
4) способность и опыт применения творческого подхода к решению сложных проблем и не стандартных системных задач (проектов).
Учитывается, обновляемость их знаний. Каждый параметр оценивается экспертом по десятибалльной шкале. Общий уровень инновационной активности (Ко)рассчитывается по формуле
Ко=К1+К2+К3+К4. (7.19)
Он представляет собой сумму баллов четырех показателей. Относительный уровень инновационной активности в долях единицы (k) определяется как отношение фактического значения Кок 40 (максимально возможная сумма баллов):
k =Ко/40. (7.20)
Относительный уровень инновационной активности в процентах (kпр) можно рассчитать, поделив Кона 40 и все это умножив на 100, или сразу умножив Кона коэффициент 2,5:
k пр=2,5 Ко либо k пр=100 k. (7.21)
Инновационная активность компаний (Ук) в рамках отдельного бизнеса определяется как средневзвешенная сумма инновационных активностей комплекса звеньев цепочки ценности потребителя (п), где Кi – коэффициент инновационной активности i-го звена, а γi – его удельный вес.
, (7.22)
При этом сумма удельных весов должна равняться единице.
Следовательно, измерение инновационной активности должно производиться отдельно для каждого участника, а потом уже появляется возможность проводить анализ складывающегося «поля инновационных движущих сил», чтобы спрогнозировать успех инновационного и инвестиционного проекта.