Оценка инновационной активности
Сегодня используется несколько методов для оценки инновационнй активности.
1. Метод оценки степени активности инновационной деятельности.
Согласно данному методу, определить степень активности (и в определенной степени эффективности) инновационной деятельности можно с помощью ряда показателей, это:
· доля сотрудников, занятых в научно-исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работах (ОКР), так как именно эти служащие компании непосредственно связаны с разработкой новых продуктов и технологий:
, | (7.2) |
где Чн – численность персонала, занятого в сфере НИР и ОКР; Чс – средняя численность персонала.
Чем выше этот показатель, тем в большей степени предприятие соответствует положению лидера на рынке инноваций;
· уровень освоения новой техники:
, | (7.3) |
где ОФн – стоимость новых (как правило, введенных в текущем году) основных фондов, руб.; ОФсг – среднегодовая стоимость основных фондов предприятия, руб.
Данный показатель характеризует способность компании приобретать и осваивать новую технику и технологию;
· степень освоения новой продукции. Этот показатель свидетельствует об инновационной мобильности фирмы, ее способности быстро реагировать на меняющийся спрос и рассчитывается по формуле
, | (7.4) |
где Вн – выручка от продажи новой продукции или продукции, изготовленной с использованием новой технологии, руб.; Вобщ – общая выручка от продажи всей продукции, руб.;
· доля материальных ресурсов компании, используемых для НИР и ОКР
, | (7.5) |
где Мн – стоимость материальных ресурсов (в основном оборудования, инструмента и т.п.), используемых для НИР и ОКР, руб.; åM – общая стоимость материальных ресурсов, руб.;
· степень обеспеченности предприятия интеллектуальной собственностью.
Данный показатель характеризует наличие у компании патентов, изобретений, авторских свидетельств, программ для ЭВМ, товарных знаков и т.п. Отразить долю такой собственности в общей сумме нематериальных активов (Анм) можно с помощью выражения
, | (7.6) |
где Си – интеллектуальная собственность компании, руб.;
· инновационный потенциал предприятия.
Данный показатель отражает долю стоимости инвестиционных проектов инновационного характера (ИПи) в общей стоимости всех инвестиционных проектов предприятия (ИПобщ):
. | (7.7) |
При расчете приведенных показателей особое внимание следует уделять их динамике, т.е. тому, растет инновационная активность или нет.
2. СогласноА.А. Трифиловой, оценить инновационную активность организации можно с применением следующих показателей[74], это:
· рост патентного портфеля:
Rp= (∆PП/PПО)100%, (7.8)
где Rp – рост патентного портфеля после реализации стратегии инновационного развития, %; ∆PП – изменение объема патентного портфеля предприятия в результате разработки технологической инновации, руб.; PПО – патентный портфель предприятия до реализации инновации, руб.:
∆PП =(QП1+ QТЗ1 + QЗО1 + QПМ1 + QПО1) - PПО, (7.9)
где QП1 – объем патентов предприятия после реализации инновации, руб.; QТЗ1 – то же товарных знаков; QЗО1 – то же знаков обслуживания; QПМ1 – то же полезных моделей; QПО1 – то же промышленных образцов.
Данный показатель характеризует формирование патентного портфеля с целью максимального закрепления за собой права на использование технологий в конкретной сфере, т.е. укрепление конкурентоспособности;
· рост доли рынка
Rn=(∆Vпр пред/Рр)100%, (7.10)
где Rn – рост доли рынка после реализации стратегии инновационного развития, %; ∆Vпр пред – изменение объема продаж предприятия а результате внедрения нового или улучшенного продукта, руб.; Рр – общий объем рынка данного товара (продукта), руб.:
∆Vпр пред = Vпр ин - Vпр пред, (7.11)
где Vпр ин – объем продаж предприятия до внедрения инноваций, руб.;Vпр пред – объем продаж предприятия вместе с внедренной инновационной продукцией, руб.
В результате формирования патентного портфеля предприятие может захватить патентное пространство конкретного сегмента рынка и начать реализацию продукции на нем почти на монопольных условиях., т.е. расширение доли рынка;
· введение нематериальных активов в хозяйственный оборот и эффективное ими управление позволяют: защитить бизнес, повысить его стоимость, увеличить размеры активов, обеспечить дополнительные источники денежных поступлений (продажа лицензий). Рост внереализационных доходов
RД= (∆ДВН/ДВНО)100%, (7.12)
где RД – рост внереализационных доходов предприятия от возможной продажи лицензий при реализации стратегии инновационного развития, %; ∆ДВН – изменение объема внереализационных доходов предприятия в результате возможной продажи лицензий, руб.; ДВНО – объема внереализационных доходов предприятия до реализации инновации, руб.:
∆ДВН = Дr-НПР, (7.13)
где Дr – предполагаемый доход предприятия от заключения лицензионных соглашений (роялти), руб.; НПР – налог на прибыль;
· рост товарного портфеля:
RТ = (∆ТП/ТАСО)100%, (7.14)
где RТ – рост товарного портфеля предприятия при реализации стратегии инновационного развития, %; ∆ТП – диверсификация товарного портфеля предприятия в результате Разработки технологической инновации, ед.; ТАСО – товарные позиции предприятия до реализации инновации, ед.
Практика показывает, что успешное или неудачное выведение нового продукта на рынок сразу же отражается на построении стратегических взаимоотношений предприятия с кредиторами и акционерами, т.е. повышение стоимости компании и её акций.
· рост стоимости компании
RС=(∆СК/СКО)100%, (7.15)
где RС – рост стоимости компании после реализации анализируемой стратегии инновационного развития, %; ∆СК – изменение капитализированной стоимости предприятия при реализации стратегии инновационного развития, руб.; СКО – стоимость предприятия до реализации инноваций, руб.:
∆СК= (П1-П0)/SК, (7.16)
где П1 – планируемый размер Читой прибыли предприятия после реализации инновации, руб.; П0 – чистая прибыль предприятия до реализации инновации, руб.; SК – ставка капитализации в анализируемый период, ед.;
· рост стоимости акций
RА=(∆СА/САО)100%, (7.17)
где RА – рост стоимости акций компании после реализации анализируемой стратегии инновационного развития, %; ∆СА – изменение стоимости акций предприятия после реализации анализируемой стратегии инновационного развития, руб.; САО – стоимость акций предприятия до реализации инноваций, руб.:
∆СА= ∆СК/АК, (7.18)
где АК – общее число акций предприятия.
По результатам расчета проводятся анализ инновационной активности и выбор технологии для внедрения (новая или улучшающая), наиболее полно отвечающей требованиям внешней эффективности развития хозяйственной деятельности данной организации (табл. 7.5).
Таблица 7.5. Изменения в системе стратегических показателей предприятия
при выборе технологической и нетехнологической политики развития, %
Рост показателей | Пути развития, основанные на | ||
базисных инновациях | улучшающих инновациях | нетехнологических инновациях | |
Патентный портфель | |||
Доля рынка | |||
Доходы от продажи лицензий | |||
Номенклатура в товарном портфеле | |||
Стоимость компании | |||
Стоимость акций |