Эволюционный путь развития специализированных фирм
Фирмам-патиентам в начале своего эволюционного пути необходимо найти или создать собственную нишу, для этого подходит каждый узкий сегмент рынка. Существует несколько вариантов поиска и создания своей ниши на рынке товарной продукции: участие в модификации серийной продукции, исполнение специфических заказов и другие.
Ниша – это устойчивый обособленный сегмент рынка. Стабилизировать широкий ассортимент товарной продукции на рынке можно посредством влияния на следующие факторы:
· уникальный технологический опыт;
· особая сбытовая сеть;
· исторический престиж марки.
В начале фирма-патиент, действующая в избранной узкой области, накапливает опыт и концентрирует ресурсы. В результате фирма-патиент завоевывает свою нишу и лидирующее положение. Оборот специализированной организации быстро растет, вместе с ростом популярности товара и имиджем фирмы. Фирма-патиент, оставаясь небольшой по размеру, становится высокодоходной. Этот этап называется этапом зрелости патиента. Однако ценность патентов, наукоемких технологии, специализированной сбытовой сети приносят доходы до тех пор, пока есть особая рыночная потребность. Учитывая стремительное в настоящее время развитие науки и техники, необходимо постоянно соответствовать уровню научно-технического прогресса. Но фирма-патиент все вложила в узкую нишу, соответственно изменение производственного профиля почти невозможно. Следствием этого является потеря научно-производственной гибкости.
Следовательно, поддерживать конкурентное преимущество фирма-патиент может только в данной нише, или пока эта ниша существует, таким образом, фирма-патиент является заложником данной ниши.
Примером фирмы-патиента может служить производство механических часов, которое с появлением кварцевых часов привело к банкротству множества производителей механических часов. Другим примером является появление компьютеров в сочетании с принтерами, которые вначале многократно сократил спрос на пишущие машинки, а впоследствии производство пишущих машинок было полностью остановлено. Если рассматривать сегмент рынка по производству приборов, то в настоящее время главным узлом является электронная, а не механическая часть, поэтому при переходе от механических к электронным приборам заказы механических заводов, которые производили сверхвысокоточное оборудование, перешли к предприятиям, занимающимся изготовлением электронных изделий. Во всех перечисленных примерах причина потери конкурентных преимуществ одна: обесценивание прежних конструкторско-технологических знаний.
В процессе эволюционного развития большинство специализированных компаний рыночный успех превращает в объект поглощения виолентов. Захват для виолентов – единственный путь получения доступа к патентам, ноу-хау, специализированной сбытовой сети, хотя попытка прямого вторжения на рынок, контролируемый патиентом, для крупной фирмы ведет к непоправимым потерям. Крупная фирма, поглощая патиента, приобретает организацию, оптимально приспособленную к удовлетворению запросов определенного круга потребителей. Однако фирму-патиента нельзя кардинально реструктурировать, так как потеряется способность к самообучению и накоплению опыта. Поэтому бывший независимый патиент становиться дочерним обществом с высокой степенью автономности (продолжает свое самостоятельное существование).
Развитие патиентов, избежавших поглощения, может происходить по двум направлениям: стагнация или умеренный рост вместе с занимаемой нишей (наиболее типичный путь). Когда размеры фирм-патиентов достигают границ рыночной ниши, качественно фирма не меняется, а переходит в стационарное состояние. В случае, если объем занимаемого ею сегмента стагнирует, рост патиента прекращается. Если ниша растет, то патиент немного увеличивается в размерах. Если фирма-патиент меняет стратегию и при этом продолжает развиваться, то впоследствии она превращается в крупного
виолента.
6.2.3. Стратегии инновационных исследовательских
и разрабатывающих организаций
Фирмы-эксплеренты – это небольшие организации. Их главная роль в экономике – создание радикальных, «прорывных» нововведений: новых продуктов и новых технологий во всех отраслях народного хозяйства, (оборонный комплекс). Фирмы-эксплеренты отличаются целеустремленностью, высоким профессиональным уровнем сотрудников и лидера, большими расходами на НИОКР.
Эволюционный путь развития
Фирма-эксплерент сначала создается или существует как компания-пионер, которая отличается от множества других тем, что ведет настойчивый поиск принципиально новых технических решений. Все привлеченные средства расходуются на ОКР. В период становления на рынок фирма-эксплерент ничего не поставляет, так как занимается подготовкой конкурентоспособного нового товара.
На первом этапе фирма-эксплерент берется за трудное и рискованное дело внедрения или коммерциализации открытия или изобретения. Финансовое положение фирмы неустойчиво, и фирма нуждается в поддержке. Для большинства эксплерентов поиск нового товара оканчивается неудачей. Если фирма-эксплерент эффективно воплотила идею в виде товарной продукции, тогда она вступает во второй этап развития: период бурного подъема. Потребительская ценность инновационного товара высока – это общее свойство всех прорывных инноваций. Поэтому относительно высокая цена нового товара обычно много ниже потребительской ценности. Следовательно, новинка обретает очень высокую конкурентоспособность.
У компаний-первооткрывателей после очевидного рыночного успеха становится все больше последователей, на такие компании обращают внимание ведущие корпорации в своей сфере деятельности. С течением времени рынок нового товара растет, следовательно, наступил следующий этап – этап массового производства. Фирму-первооткрывателя в конкурентной борьбе начинают вытеснять с рынка «виоленты-слоны». Такую конкуренцию выдерживают лишь очень немногие эксплеренты.
Конкурентная борьба истощает ресурсы эксплерентов, что непосредственно сказывается на состоянии фирмы и ведет неустойчивому финансовому положению. В итоге, уступив лидерство, эксплеренты превращаются во второстепенных производителей массовой продукции и занимают на рынке позицию вице-лидера, которая, в свою очередь, также является опасной.
Для восполнения ресурсов фирма-эксплерент, как правило, соглашается на «дружественный» захват крупной организации. Основатели фирмы-эксплерента при «дружественном» захвате становятся руководителями подразделений, а за свои акции получают щедрую компенсацию. Главный стимул фирмы-эксплерента при «дружественном» захвате – это доступ к ресурсам крупной фирмы, без которых надежный успех часто невозможен. Чтобы успешно действовать на рынке после того, как новый товар стал массовым, эксплерент должен либо сменить стратегию, либо сформировать четкую специализацию (выбрав патентную стратегию), либо осуществить масштабные инвестиции в производство, управление и сбытовую сеть (выбрав виолентную стратегию).