Стратегии в сфере массового производства
Крупные фирмы, осуществляющие массовое производство, обладают большой ресурсной силой, им свойственно силовое конкурентное и инновационное поведение на рынке – виолентное поведение. Эти фирмы представляют собой транснациональные компании, создают олигополистический рынок, обладают крупными размерами, большой численностью работающих, множеством филиалов и дочерних предприятий, полнотой ассортимента, способностью к массовому производству. Их отличают серьезные инвестиции: большие расходы на НИОКР, производство, маркетинговые и сбытовые сети. Их постоянна проблема – загрузка мощностей.
Особенностями организаций осуществляющих виолентое поведение, являются следующие факторы [57, 60]:
1. Продукция – высокого качества, высокий уровень стандартизации, унификации и технологичности, низкие цены.
2. Сфера деятельности – не ограничена (во всех отраслях: машиностроении, электронике, фармацевтике, обслуживании и т.д.).
Их типы выделяют по этапам эволюционного развития виолентов в зависимости от динамики развития (табл. 6.4):
1. «Гордый лев» – самый динамичный темп развития, эту группу можно разделить на подгруппы: лидеров, вице-лидеров, остальные.
2. «Могучий слон» – менее динамичное развитие, расширенная диверсификация компенсаций за потерю позиции лидера в отрасли.
3. «Неповоротливый бегемот» – утратившие динамику развития, чрезмерно увлекшихся широкой диверсификацией и распыливших силы.
Таблица 6.4. Характеристики виолентов по этапам эволюционного развития
№ | Признаки состояния | Эволюция фирм-виолентов | ||
1. «Гордые ЛЬВЫ» | 2 «Могучие СЛОНЫ» | 3. «Неповоротливые БЕГЕМОТЫ» | ||
Продолжительность пребывания на стадии | До 10 лет | Десятилетия | Несколько лет | |
Рост компании и его устойчивость | Быстрый, но неустойчивый | Средний, но устойчивый | Отсутствует | |
Диверсификация (проникновение в другие подотрасли и отрасли) | Слабая | Широкая | Излишне широкая | |
4. | Инновационная активность | Лидер по ряду направлений | Лидер по 1-2 направлениям | Нарастание технологического отставания |
Размеры фирм | Крупные | Особо крупные | Сохраняют большие размеры | |
Наличие сети зарубежных филиалов | Небольшая сеть | Большая сеть | Начало распада сети | |
Динамизм развития и его устойчивость | Высокий, но не очень устойчивый | Средний, но устойчивый | Низкий | |
Типичная стратегия, тактика и метод | Метод «самоускоряющегося роста» | Тактика «ловкого второго» | Дизинвестиции | |
Стремление быть первым | Присутствует всегда | Необязательно | Отсутствует | |
Степень извлечения пользы от инноваций | Невысокая | Максимальная | Малая | |
Расходы на НИОКР | Крупные | Крупные | Малые | |
Характер конкуренции | Агрессивный | Нишевая конкуренция | Пассивный | |
Потенциал роста сегментов рынка | Большой | Средний | Низкий | |
Диверсификация | Почти нет | Широкая | Очень широкая |
На основании данных, представленных в табл. 6.4, можно определить, на каком этапе эволюционного пути находится предприятие-виолент («горделивый лев», «могучий слон», «неповоротливый бегемот»). Для определения этапа эволюционного пути виолента применяются 14 основных признаков его состояния, в итоге можно спрогнозировать дельнейшее развитие организации, относящийся к этой группе компаний. Табл. 6.5 позволяет более точно определить роль фирмы-виолента в конкурентной борьбе, так как наиболее динамичный этап эволюции фирмы-виолента делится три группы (лидер, вице-лидер, остальные).
Таблица 6.5. Морфологическая матрица идентификации роли фирм-виолентов
В конкурентной борьбе
№ | Признаки состояния | Значение признаков | |
Лидер | Вице-лидер | ||
Преимущество | Преимущество «первого хода» | Способность использовать метод «ловкого второго» | |
Размеры сегмента рынка | Наибольшие | Средние | |
Размер фирмы | Очень крупный | Крупный | |
Стратегическая позиция | Положение «звезды» | Противоречивое | |
Боязнь конкуренции | Не боится | Боится |
Роль виолентов в экономике и инновационном процессе:
· отрицательная – консерватизм, бюрократизацию, расточительность, неуправляемость;
· положительная – предсказуемый, текущий, программно-целевой научно-технический прогресс (рискованные прорывы в неизвестное – поглощение эксплерентов) (табл. 6.4).
Виоленты участвуют:
· в плановых поисковых и прикладных НИР (иногда и фундаментальных, особенно в фармацевтической промышленности);
· создании новых моделей и модернизации выпускаемой техники – инновационные продуктовые стратегии.
Важное значение в деятельности виолентов играет сокращение издержек, поэтому инновационное решение этой проблемы – ресурсосберегающие технологии (создают сами, перенимают у разработчиков и первых инноваторов). Подключаются к производству новых продуктов на этапе созревания их массового рынка.
Эволюционный путь развития фирм-виолентов протекает по следующему динамическому пути.
Первоначально новые крупные фирмы чаще всего появляются в новых отраслях или подотраслях, а в международном масштабе – в новых, динамично развивающихся странах. Создание виолента требует крупномасштабных инвестиций (компьютерной, биотехнологии). Для успеха на рынке крупная корпорация должна осуществить взаимосвязанные инвестиции в трех направлениях:
· создание крупного производства;
· создание общенациональной, а затем и интернациональной сбытовой и маркетинговой сети;
· создание эффективного управленческого аппарата.
Сила «львов»– концентрация на узком, но массовом и перспективном круге товаров; большие расходы на НИОКР и создание мощнейших научно-исследовательских структур, которые не исчезают ни при каких обстоятельствах.
«Гордый лев» – самоускоряющейся рост (массированное вторжение на рынок с новым качественным продуктом по доступным ценам: программа Windows корпорации Microsoft). С каждым витком самоускоряющегося роста фирма-лев все дальше отрывается от конкурентов.
Развитие фирм-львов происходит в соответствии с ролью этих компаний, которая проявляется в конкурентной борьбе, поэтому этот этап называют «динамичные львы», которые наиболее агрессивны в конкуренции. Потенциал роста того сегмента рынка, в котором динамично развивался «лев», иссякает, активная эволюция виолента заканчивается, и он переходит в позицию «могучего слона»(фирма-виолент утрачивает динамизм, а взамен - повышенная стабильность) на протяжении десятилетий. Устойчивость обеспечивается в основном тремя факторами: большими размерами, диверсификацией, наличием широкой международной сети филиалов.
С течением времени фирма-лев теряет возможность дальнейшего динамического развития и становится «могучим слоном», использующим тактику «ловкого второго». Часто фирмы-«слоны» избегают роли первого при появлении нового товара на рынке, но они рядом, на вторых ролях, начинают действовать лишь тогда, когда успех новинки заметен. Они оттесняют компанию новатора и выходят на первый план (открытие, изобретение имеют в основном научно-техническое значение. Коммерчески выгодным оно становится лишь при массовом тиражировании и применении разных областях).
Организация «виолент-слон» создает у себя специальные структурные звенья стратегической разведки, следящей за продвижением и коммерциализацией чужих изобретений, что обеспечивает быстрое создание аналогов, по возможности превосходящих оригинал. Общая цель метода следования за лидером – снижение риска инновационной деятельности и уменьшение издержек на НИОКР за счет замены свободного поиска подражанием, проверенным образцам.
Ситуация «льва» – быстро развивается весь бизнес.
Ситуация «слона» – удачно развиваются лишь некоторые направления деятельности, а другие отстают.
Со временем динамизм «слона» падает. Падает его созидательная способность. «Могучий слон» превращается в «неповоротливого бегемота». Сохраняя гигантский оборот, корпорация постепенно утрачивает способность добиваться соразмерной прибыли, а то и становится убыточной. Причины такого сценария развития фирм-виолентов является:
· стратегические ошибки, связанные со слишком широкой диверсификацией и соответствующим распылением сил;
· общий упадок отрасли, омертвление капитала, отсутствие перспективы производства.
Ситуацию можно поправить за счет стратегии дизинвестиции (избавление от убыточных производств и снижения издержек в сохраняемых организациях).
6.2.2. Стратегии дифференциации продукции
и сегментирования рынка
Разновидностью специализированных фирм являются фирмы-патиенты («хитрые лисы»), которые могут быть разных размеров: малые, средние и даже изредка крупные. Их стратегия – это стратегия дифференциации продукции и занятия своей ниши, узкого сегмента рынка, в стратегии четко прослеживаются две составляющие подстратегии: ставка на дифференциацию продукта и необходимость сосредоточить максимум усилий на узком сегменте рынка.
Дифференциация продукции – это широкий ассортимент продукции, с различиями в качестве товара, сервисе и рекламе и соответственно цене.
Особенностью специализированного производства является высокая потребительская ценность товара, что обеспечивает организации-производителю хорошую конкурентоспособность как самой компании на данном рынке товарной продукции, так и товара. Однако возникают осложнения, связанные с определением и соответственно обеспечением фирмой-патиентом потребительской ценности, обусловленной спросом потенциальных потребителей.