Формирование инфраструктуры инновационной деятельности

Рассмотрим процесс формирования инфраструктуры инновационной деятельности. Проблема создания и развития инфраструктуры инновационной деятельности заключается в поддержании существующих исследовательских и проектных организаций и формировании новых структур для инновационного предпринимательства, а также организации системы предоставления необходимых юридических, лицензионных, финансовых, экспертных, лизинговых, маркетинговых и обучающих услуг на всех этапах инновационного процесса.

В 1995 году был создан координирующий органа управления – правительственная комиссия по научно-технической политике, возглавляемая Председателем Правительства Российской Федерации [12, 80].

Правительственная комиссия по научно-технической политике являлась постоянно действующим координационным органом, обеспечивающим согласованность работы федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российской Академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации единой государственной научно-технической политики.

Основной задачей комиссии являлось обеспечение проведения единой государственной политики в области науки и высоких технологий, содействующей научно-техническому развитию путем создания условий, благоприятных для приращения научных знаний и их практического использования.

В целях создания сети инжиниринговых центров по внедрению научно-технических нововведений, повышения темпов научно-технического прогресса и содействия ускорению структурной перестройки экономики России Правительством РФ был принят проект федеральной инновационной программы «Российская инжиниринговая сеть технических нововведений» [80]. Государственным заказчиком программы «Инжиниринговая сеть России» было Министерство экономики Российской Федерации. Данный проект представлял собой первую попытку применения системного подхода к созданию инновационной инфраструктуры.

В развитие федеральных инициатив в субъектах Федерации принимаются законодательные акты по формированию инновационной инфраструктуры.

Основные функции управления инновационными процессами призвано осуществлять Министерство науки и технологий Российской Федерации.

Следующим элементом инновационной инфраструктуры являются центры и фонды и государственные научные центры, деятельность которых регламентируется Указом Президента РФ от 22 июня 1993 г. [24].

Статус государственного научного центра Российской Федерации может присваиваться расположенным на ее территории предприятиям, учреждениям и организациям науки, а также высшим учебным заведениям, имеющим уникальное опытно-экспериментальное оборудование и высококвалифицированные кадры, результаты научных исследований которых получили международное признание. Присвоение предприятию, учреждению, организации или высшему заведению статуса государственного научного центра Российской не влечет за собой изменения организационно-правовой формы. Отнесение предприятий, учреждений и организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров и Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии научно-технической политике.

Государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о присвоении предприятию, учреждению, организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра.

Межведомственная координационная комиссия по научно-технической политике один раз в два года производит оценку деятельности каждого государственного научного центра Российской Федерации, принимает решение о целесообразности сохранения за ним этого статуса и вносит соответствующие предложения в Правительство Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. был образован Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, для развития малого предпринимательства в научно-технической сфере (создание малых наукоемких фирм инкубаторов бизнеса, инновационных, инжиниринговых центров и др.), а также поощрения конкуренции в научно-технической сфере путем оказания финансовой поддержки высокоэффективным наукоемким проектам, разрабатываемым малыми предприятиями [13].

Фонд предоставлял для реализации федеральных, региональных и отраслевых программ и высокоэффективных проектов малого инновационного предпринимательства финансовую помощь на возвратной основе с оплатой за использование средств федерального бюджета в размере до 1/2 действующей учетной ставки Центрального банка Российской Федерации, выступал залогодателем, поручителем, гарантом по обязательствам юридических и физических лиц; участвовал в высокорисковом финансировании инновационных наукоемких проектов за счет средств, полученных на возвратной основе принимал долевое участие в создании хозяйствующих субъектов, в том числе с иностранным участием, специализированных учебных и консультационных организаций; финансировал мероприятия по подготовке и повышению квалификации кадров для малого предпринимательства в научно-технической сфере, а также организовывал обучение, переподготовку и повышение квалификации специалистов за рубежом; финансировал научные исследования, экспертизу проектов, научно-практические конференции, симпозиумы, выставки и другие мероприятия, в том числе международные, связанные с основными направлениями деятельности фонда; осуществлял рекламно-издательскую деятельность.

Финансирование деятельности фонда осуществлялось за счет бюджетных ассигнований в размере 1,5% средств, предусматриваемых ежегодно в федеральном бюджете на финансирование науки; добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций и граждан, в том числе иностранных юридических и физических лиц; иных поступлений от деятельности фонда.

Постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г, были учреждены федеральные научно-производственные фонды [15, 80], в соответствии с которым отдельным предприятиям и организациям оборонных и атомной отраслей промышленности, выполняющим государственный оборонный заказ и являющимся основными разработчиками и изготовителями важнейших видов вооружения, военной и космической техники, а также комплектующих изделий к ним, имеющим организационно-правовые формы государственного унитарного предприятия, акционерного общества, при эмиссии акций которого контрольный пакет акций, либо «Золотая акция» в федеральной собственности, или акционерного общества, являющегося участником реализации федеральных и межгосударственных целевых программ, может присваиваться статус федерального научно-производственного центра.

Важным направлением региональной поддержки инновационного бизнеса является присвоение статуса наукограда. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации на срок до двадцати пяти лет [4, 21, 80]. Статус наукограда по истечении срока может быть сохранен муниципальному образованию. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда не изменяет формы собственности и организационно-правовые формы организаций научно-производственного комплекса наукограда.

Финансирование и материально-техническое обеспечение инфраструктуры наукограда осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, местного бюджета, иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная поддержка наукограда осуществляется в соответствии с программой развития муниципального образования как наукограда. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием для разработки и утверждения в установленном порядке федеральной целевой программы развития наукограда.

Установление и изменение границы наукограда осуществляются в порядке, определенном законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Контроль за выполнением организациями научно-производственного комплекса наукограда возложенных на них функций, использованием указанными организациями средств, выделенных на научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетами развития науки и техники, осуществляется в соответствии с законодательством.

Государственная система научно-технической информации как элемент инфраструктуры инновационной деятельности представляет собой совокупность научно-технических библиотек и организаций – юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, специализирующихся на сборе и обработке научно-технической информации и взаимодействующих между собой с учетом принятых на себя системных обязательств [16, 80].

Целью создания государственной системы научно-технической информации является обеспечение формирования и эффективного использования государственных ресурсов научно-технической информации, их интеграция в мировое информационное пространство и содействие созданию рынка информационных продукции и услуг.

В состав государственной системы научно-технической информации входят федеральные органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, отраслевые органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки, региональные центры научно-технической информации.

Органы научно-технической информации, научно-технические библиотеки и центры обеспечивают сбор, хранение и обработку отечественных и зарубежных источников научно-технической информации, формирование, ведение и организацию использования федеральных, отраслевых и региональных информационных фондов, баз и банков данных, составляющих государственные ресурсы научно-технической информации.

К федеральным органам научно-технической информации относятся:Всероссийский научно-технический информационный центр; Всероссийский научно-исследовательский институт межотраслевой информации; Российское объединение информационных ресурсов научно-технического развития (Росинформресурс); Всероссийский институт научной и технической информации Российской Академии наук и Министерства образования и науки Российской Федерации; государственная публичная научно-техническая библиотека; библиотека Российской Академии наук; библиотека по естественным наукам Российской академии наук; государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской Академии наук; Всероссийский научно-исследовательский институт научно-технического прогресса и информации в строительстве; Центральная научно-техническая библиотека по строительству и архитектуре Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству РФ; Федеральный фонд государственных стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации; Федеральный институт промышленной собственности; Информационно-издательский центр Российского агентства по патентам и товарным знакам; Российская книжная палата; Всероссийский научно-исследовательский институт проблем машиностроения; Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации; Российский государственный архив научно-технической документации; научно-технический центр «Информрегистр»; Институт промышленного развития (Информэлектро) и др.

Формирование и ведение российского сводного каталога научно-технической литературы, поступающей в фонды органов научно-технической информации и научно-технические библиотеки, осуществляет государственная публичная научно-техническая библиотека Министерства образования и науки Российской Федерации.

Формирование, ведение и организацию использования отраслевых информационных фондов, баз и банков данных, подготовку и издание сигнальной и обзорной информации по основным научно-техническим направлениям и проблемам деятельности федеральных органов исполнительной власти осуществляют находящиеся в их ведении отраслевые органы научно-технической информации и научно-технические библиотеки.

Формирование, ведение и организацию использования региональных информационных фондов, баз и банков данных, подготовку, издание и распространение информации о результатах научно-технической деятельности организаций осуществляют региональные центры научно-технической информации Росинформресурса. В этих целях центры приобретают и используют документированную информацию федеральных и отраслевых информационных фондов, а также получают от заинтересованных организаций независимо от их ведомственной принадлежности исходную информацию и документацию.

В целях формирования федеральных информационных ресурсов по неопубликованным источникам научно-технической информации, обеспечения распространения результатов научных исследований и разработок на территории Российской Федерации и во исполнение положений Федерального закона Российской Федерации «Об обязательном экземпляре документов» было принято положение о государственной регистрации и учете открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [79].

Деятельность организаций, представляющих инфраструктуру, должна обеспечивать коммерциализацию научно-технических результатов, поэтому процесс создания и развития инфраструктуры является основополагающим фактором эффективности функционирования инновационных организаций.

Обеспечение прав собственности на создаваемую
интеллектуальную продукцию

Федеральными органами исполнительной власти определялись перечни подведомственных научно-технологических объединений (НТО) с указанием их организационно-правовой формы [80]:

· НТО, приватизация которых в соответствии с законом запрещена;

· НТО, подлежащие преобразованию в бюджетные учреждения (организации);

· НТО, подлежащие преобразованию в акционерные общества открытого типа с закреплением 100% акций в государственной собственности.

Объекты интеллектуальной собственности в сфере производства (патенты на изобретения и промышленные образцы, свидетельства на полезные модели, товарные знаки и права владения и пользования наименованиями мест происхождения товаров, а также лицензии на объекты промышленной собственности и товарные знаки) и иные нематериальные активы, используемые в хозяйственной деятельности и приносящие доход, включались в состав стоимости приватизируемого имущества в соответствии с установленным порядком. Не допускалось изъятие из состава приватизируемого имущества НТО недвижимого и движимого имущества лабораторного и промышленного типа (в том числе помещений, оборудованных научным, основным и вспомогательным производственным оборудованием) и социальной сферы, расположенного в пределах территории НТО, за исключением сданного в аренду в нарушение действующего законодательства.

В состав нематериальных активов НТО с указанием их стоимости включаются в качестве учетных единиц следующие права на объекты интеллектуальной собственности, если они используются в хозяйственной деятельности НТО с получением дохода [32, 80]:

· права, вытекающие из принадлежащих НТО патентов на изобретения, на промышленные образцы, свидетельств на полезные модели, а также вытекающие из заключенных НТО лицензионных договоров на использование изобретений, защищенных патентами, принадлежащими другим лицам (Патентный закон Российской Федерации);

· права, вытекающие из принадлежащих НТО свидетельств на товарные знаки, а также вытекающие из заключенных НТО лицензионных договоров на использование товарных знаков, защищенных свидетельствами, принадлежащими другим лицам (Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара»);

· права на принадлежащие НТО объекты авторского права и смежных прав, а также вытекающие из заключенных НТО договоров на использование объектов авторского права и смежных прав (Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах» [17, 27, 29]);

· права на принадлежащие НТО программы для ЭВМ, базы данных, а также вытекающие из заключенных НТО договоров на использование программ для ЭВМ, баз данных (Закон Российской Федерации «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» [31]);

· права на принадлежащие НТО топологии интегральных микросхем, а также вытекающие из заключенных НТО договоров на использование топологий интегральных микросхем (Закон Российской Федерации «О правовой охране топологий интегральных микросхем» [31]);

· другие права НТО, охраняемые в соответствии с действующим законодательством.

Стоимость нематериальных активов включается в состав стоимости приватизируемого имущества НТО в оценке по балансу за вычетом начисленного износа.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. (в редакциях от 12.04.1999 г., 07.06.2001 г., 22.08.2203 г.) было утверждено положение о Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатенте) [17].

Финансирование расходов на содержание аппарата Роспатента осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на государственное управление. Финансирование подведомственных Роспатенту организаций осуществляется в установленном порядке за счет средств федерального бюджета, внебюджетных источников (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.06.2001 № 449).

Определение (разделение) прав собственности особенно важно при коммерциализации (хозяйственном использовании) результатов научно-технической деятельности.

При осуществлении государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий приоритетными являются направления, обеспечивающие сбалансированность прав и законных интересов субъектов правоотношений, а также государственное стимулирование процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности, повышение на этой основе конкурентоспособности продукции отечественных товаропроизводителей [80].

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 22 июля 1998 г. права на результаты научно-технической деятельности, ранее полученные за счет средств республиканского бюджета РСФСР, той части государственного бюджета СССР, которая составляла союзный бюджет и средств федерального бюджета, подлежат закреплению за Российской Федерацией, если права на такие результаты не включены в установленном порядке в составе приватизированного имущества; эти результаты не являются объектами исключительных прав физических или юридических лиц; или на эти результаты не поданы в установленном порядке заявки на получение исключительных прав [27].

Государственные заказчики по государственным контрактам на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для федеральных государственных нужд обеспечивают закрепление за Российской Федерацией прав на результаты научно-технической деятельности, полученные при реализации указанных государственных контрактов, а также распоряжение этими правами от имени Российской Федерации.

Использование объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий для обеспечения федеральных государственных нужд осуществляется, как правило, на основе безвозмездной неисключительной лицензии, предоставляемой государственным заказчиком. Для целей, не связанных с обеспечением федеральных государственных нужд, права на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий, а также конфиденциальная информация о результатах научно-технической деятельности могут передаваться третьим лицам по лицензионным договорам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Правила регистрации договоров о передаче исключительного права
от 29 апреля 2003 г. (вместо правил, утвержденных Приказами Роспатента от 21 апреля 1995 г. № 853, от 26 сентября 1995 г. № 960, от 27 июля 1998 г. № 145, 31 декабря 1998 г. № 245) на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак и знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы и права на их использование, полной или частичной передаче исключительного права на программу для ЭВМ и базу данных устанавливают порядок регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности [31].

Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности могут быть зарегистрированы изменения, касающиеся существенных условий договора, а также досрочное расторжение заключенного договора с указанием срока его действия и без указания срока его действия.

При установлении соответствия представленного на регистрацию договора о передаче исключительного права (уступке патента) или лицензионного договора на использование изобретения, полезной модели, промышленного образца положениям Патентного закона Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) проверяется наличие в договоре положений, относящихся к определению сторон договора, предмету договора (номер патента, в отношении которого заключен договор), виду передачи права, объему передаваемых прав по лицензионному договору, обязанности лицензиата вносить лицензиару обусловленные лицензионным договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные лицензионным договором.

Федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности может быть зарегистрирован сублицензионный договор. Лицензионным договором предусмотрено право лицензиата разрешать третьим лицам использование запатентованных изобретений, полезной модели, промышленного образца на условиях сублицензии, согласованных им с правообладателем, либо определенных в лицензионном договоре.

Наличие права на интеллектуальную собственность позволяет инновационной организации полноценно функционировать на рынке интеллектуальной собственности, развивать международное сотрудничество, продавая патенты за рубеж, использовать возможности кредитования инновационной деятельности.

Наши рекомендации