Основных этапов инновационного процесса

  Этап 1 Проведение поисковых НИР Этап 2 выполнение прикладных НИР Этап 3 Выполнение опытно-конструкторских работ (ОКР) Этап 4 Освоение производства новой продукции и коммерциализация инноваций
Результаты Выдвижение, обоснование и экспериментальная проверка идей новых методов удовлетворения общественных потребностей Определение количественных характеристик новых методов посредством разработки ТЗ* и ТП** на ОКР***, технических инноваций (ТИ) Создание опытных образцов новой продукции, корректировка и передача в производство технической документации Достижение полной окупаемости инвестиций в процессе реализации выпускаемой продукции, получение дохода
Источники финансирования Государственный бюджет, в том числе по программам решения важнейших научно-технических проблем Государственный бюджет, средства заказчиков, инновационные фонды Собственные средства промышленных организаций, средства заказчиков, государственный бюджет Собственные средства организаций, эмиссия ценных бумаг и банковские кредиты, поддержка со стороны государства

Примечание:

* – техническое задание;

** – технический проект;

*** – опытно-конструкторская разработка.

Проведение НИР можно рассматривать как научную подготовку производства (НПП), ОКР – как основную часть конструкторской подготовки производства (КПП) и частично технологической (ТПП), а собственно подготовку производства на серийном заводе как окончание КПП, проведение в основном ТПП, а также организационно-экономической подготовки производства (ОиЭПП). Влияние системы подготовки производства на формирование конечного эффекта разработки, производства и эксплуатации нового изделия показано на рис. 1.9.

Основных этапов инновационного процесса - student2.ru

Рис. 1.9. Влияние системы подготовки производства на формирование

Конечного эффекта разработки и использования нового товара

Анализ понятия «инновационный процесс» и его основных компонент позволяет понять сущность инновационного менеджмента. Инновационный менеджмент представляет собой совокупность принципов и методов, инструментов управления инновационными процессами. Другими словами, инновационный менеджмент как самостоятельная область экономической науки и профессиональной управленческой деятельности представляет собой одну из разновидностей функционального менеджмента, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.

Влияние инновационных процессов

На технологические уклады

Ход исторического развития общественного производства, особенно в период его индустриализации, продемонстрировал периодически сменяющиеся фазы оживления производства, затем бурного его подъема, наступление кризиса перепроизводства, переходящего в стадию депрессии, что воспринимается как некие закономерности функционирования капитала и некоторое свойство, присущее экономике машинного производства. В свою очередь, государственно-монополистический путь развития промышленности с жесткой системой планирования и распределения создал монопродуктовые предприятия-гиганты, которые во многом повторяли недостатки функционирования крупного капитала. Монополизм таких предприятий обеспечивался централизованным распределением неконкурентоспособной продукции по потребителям, что негативно влияло на темпы научно-технического прогресса и приводило к экстенсивному развитию промышленного производства [53].

Исследовав цикличность чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, русский экономист Н.Д. Кондратьев установил в 1925 году существование длинных волн или больших циклов конъюнктуры. В основе длинных волн (или циклов) протяженностью в 40-60 лет находится смена пассивной части капитала, к которой относятся здания, сооружения, коммуникации, передаточные устройства и т.д. В средние промышленные циклы, протяженностью в 7-10 лет, входит замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т.п. Короткие волны в 3-3,5 года распространялись на рыночные конъюнктурные изменения по отношению к определенным видам продукции промышленности [75].

В волновой теории Н.Д. Кондратьева австрийский экономист Йозеф Шумпетер, работавший в Гарвардском университете США, увидел возможность преодоления кризисов и спадов в промышленном производстве за счет инновационного обновления капитала через технические, организационные, экономические и управленческие нововведения. В фундаментальной работе «Деловые циклы» (1939 г.) Й. Шумпетером приведены три разновидности циклов [82]. Первый цикл был связан с промышленным переворотом, начало которому положило развитие промышленности в Великобритании. Второй цикл совпал с появлением железных дорог, машиностроения, пароходов и продолжился до 90-х годов XIX столетия. Третий цикл был связан с применением в промышленности электроэнергии, изобретением двигателя внутреннего сгорания, развитием химической промышленности.

В теории и методологии инноватики приведенные Й. Шумпетером деловые циклыпринято в настоящее время связывать со сменой технологических укладовв общественном производстве.

Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-нибудь. В современной концепции жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом времени примерно в 100 лет. Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике предшествующего технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада.

Жизненный цикл технологического уклада имеет фазы зарождения и бурного роста нового технологического уклада, между ними расположен участок, на котором (концепция Й. Шумпетера) отдельные фирмы и компании в течение заметного периода времени добиваются эффективной монополии в производстве отдельных новых видов продуктов [82]. Они успешно развиваются (до 20 лет), получая высокую прибыль, находясь под защитой законов об интеллектуальной и промышленной собственности. Монопольное положение с течением времени постепенно нарушается из-за конкуренции других товаропроизводителей, поэтому организации-монополисты приступают к лицензированию технологии производства своих изделий. В результате ускоряется распространение нововведений – ускорение процессов в технологических цепях нового уклада в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики, когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляется и развивается в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

В тесной взаимосвязи со сменой фаз в жизненном цикле технологического уклада принято различать в современной концепции инноватики нововведения-продукты, нововведения-процессы и модификацию продуктов. Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Они появляются в недрах экономики предшествующего технологического уклада. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на определенном отрезке времени объясняется монопольным положением отдельных фирм и компаний, которые первыми применили нововведения-продукты. Однако монопольное положение на товарном рынке может неожиданно закончиться из-за конкуренции других товаропроизводителей, которые будут стремиться произвести более совершенный нововведение-продукт. Поэтому организация-монополист в период стабилизации производства нового продукта, не дожидаясь, когда появятся конкуренты, своевременно приступает к продаже лицензий на технологию производства своих изделий. В результате происходит распространение нововведений-процессов, сопровождаемое массовым перераспределением капиталов в технологические цепи нового уклада в общественном производстве. Доминирующее положение нового технологического уклада приводит к постепенному падению прибыльности производств в предшествующем укладе. В свою очередь, организация, которая продала лицензии, получает в итоге дополнительные средства для проведения инновационной деятельностипо созданию новой и более конкурентоспособной продукции. Отсюда берет начало очередной деловой цикл, предупреждающий спад в промышленном производстве (очередная средняя волна по Н.Д. Кондратьеву).

Конъюнктурные изменения (короткие волны) вызываются на рынке товаров многими, часто не предсказуемыми причинами. Однако наиболее часто конъюнктурные изменения определяются такими факторами, как модернизация выпускаемой продукции со стороны отдельных фирм и компаний. Это вызывает дополнительный спрос на рынке товаров, продлевает жизненный цикл.

Распространение нововведений в научно-технической, производственной и организационно-экономической деятельности, включая сферу услуг, принято называть диффузией инноваций. Диффузия инноваций – инвариантность, т.е. способность сохранения неизменным имеющихся количественных характеристик инноваций (продукт, технология) по отношению к преобразованиям и переменам окружающей внешней среды. Наиболее типичны диффузные процессы – технологические инновации. Доминирование нового технологического уклада в экономике приводит к постепенному снижению прибыльности производства продукции и оказания услуг в предшествующем укладе. Одним из рыночных регуляторов диффузных процессов является трансферт инноваций, который законодательно разрешает передачу права использования новшеств и нововведений как носителей новых ценностей (стоимостей) другим субъектам инновационной деятельности. Инновационный трансферт учитывает именную ценность инноваций, интеллектуальный вклад авторов. Органы в сфере патентно-лицензионной деятельности охраняют и удостоверяют права патентодержателя на инновацию в виде, например, изобретения или новой технологии производства продукции.

Лицензионное соглашение на передачу патентных прав оформляется договором купли-продажи по обычным юридическим нормам и предусматривает не только размер вознаграждения, но и порядок осуществления платежей:

· простые лицензии;

· исключительные;

· полные лицензии;

Патентно-лицензионный трансферт инноваций может осуществляться с учетом экономических интересов страны (если новшество не имеет аналогов за рубежом, не использовано в стране-патентодержателе, то продажа лицензии иностранному государству наносит ощутимый экономический вред), поэтому трансферт инноваций нуждается в технико-экономическом обосновании диффузных процессов, связанных с распространением новшеств и нововведений.

Сегодня технологически развитые страны перешли от четвертого к пятому технологическому укладу, вступив на путь деиндустриализации производства. В тоже время по продукции четвертого технологического уклада проводится модификация выпускаемых моделей (автомобилей), этого вполне достаточно для обеспечения платежеспособного спроса как в своих станах, так и для удержания рыночных ниш за рубежом.

В российской экономике по ряду объективных причин еще не полностью использован потенциал третьего и четвертого технологических укладов. Одновременно были созданы наукоемкие производства пятого технологического уклада. в пятом технологическом укладе (80-е годы XX века), ядром которого являлась электронная промышленность, волоконно-оптическая техника, программное обеспечение, роботостроение и т.д., ключевым фактором являлись микроэлектронные компоненты [82]. Сегодня формируется ядро нового (шестого) технологического уклада – нанотехнологии, биотехнологии, космическая техника, тонкая химия и др., преимущества которого по сравнению с предшествующим – организация инновационной активности (индивидуализация производства и потребления, горизонтальная интеграция НИОКР, новые режимы собственности для программного продукта).

На доминирование технологического уклада в течение продолжительного периода времени оказывает влияние государственная поддержка новых технологий в сочетании с инновационной деятельностью фирм и компаний. Правительственная политика, законодательство могут значительно активизировать инновационные процессы, стимулировать организации различных форм собственности в различных отраслях и сферах вкладывать средства в разработку инновационных продуктов, услуг и технологий.

Мировая практика показывает, что чаще всего инновации возникают как форма разрешения противоречий между растущими потребностями и ограниченными возможностями в производственном процессе. Этому способствуют две причины:

· с одной стороны, рост потребностей человека заставляет его искать новые способы и формы их удовлетворения, совершенствовать старые;

· с другой стороны, постоянно меняются среда обитания и условия человеческой жизнедеятельности, вызывая необходимость адаптации к этим изменениям.

Следовательно, инновации выступают средством решения производственных и коммерческих задач всех экономических агентов. Заинтересованность последних обусловлена желанием получить долю эффекта от конечных результатов инновационной деятельности, чаще всего долю будущей прибыли от реализации новшеств, хотя эффект может выступать и в какой-либо иной форме [72].

Нововведения-процессы улучшают качество продукции, способствуют снижению издержек производства и обеспечивают устойчивый потребительский спрос на рынке товаров.

Таким образом, теория инноватики и ее современные концепции включают в себя знания о деловых циклах, технологических укладах, инновационных процессах и понятия о жизненных циклах продукции и технологиях производства

Наши рекомендации