Жизненные циклы спроса, технологий, товаров
Инновационный процесс описывается рядом признаков: устанавливается стадия ЖЦИ, в которой будет осуществляться инновационная деятельность (НИОКР, производство, реализация, потребление); определяется характер динамики жизненного цикла спроса (ЖЦС).
Жизненный цикл спроса делится на несколько различных стадий [74–77].
1. Зарождение(emergence – E) – бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой.
2. Ускорение роста(G1; growth – G) – период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение.
3. Замедление роста(G2), когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос.
4. Зрелость(maturity – M), когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности.
5. Затухание, спад(die down или die out – D) – снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (темп роста валового национального продукта или народонаселения) и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.
Жизненный цикл технологиискладывается из четырех фаз [55,75–78]:
1. Зарождение нововведений-процессов в недрах предыдущего технологического уклада (НИР технологического профиля по нововведениям-продуктам).
2. Освоение нововведений-процессов.
3. Новая технология производства распространяется и тиражируется с многократным повторением на других объектах.
4. Рутинизация, т.е. освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах (доминирование технологического уклада) в течение продолжительного периода времени.
Нововведения-процессы менее подвержены влиянию конъюнктуры, способствуют снижению издержек производства, обеспечивают устойчивость потребительского спроса на товары.
Жизненный цикл товара имеет четыре фазы [42, 55, 75 - 78]:
1. Внедрение – выпуск и поступление на рынок первых промышленных серий продукции. Заполнение товаром свободной рыночной ниши.
2. Рост объемов продаж товара.
3. Замедление роста объемов продаж товара.
4. Спад объемов продаж товара.
Последние три стадии определяются рыночной конъюнктурой, эластичностью спроса от цены и качества товара.
Сочетание трех жизненных циклов: ЖЦС на вид продукции, удовлетворяющей определенную потребность, жизненного цикла технологии (ЖЦТе) трех ее разновидностей (стабильной, плодотворной и изменчивой) и жизненного цикла товара (ЖЦТо). Вероятный характер кривой ЖЦТо: традиционная кривая со всеми пятью фазами (выведение на рынок, ускоренный рост, замедленный рост, зрелость, упадок); кривые бума и провала; кривая с повторным циклом; гребешковая кривая; пиковая кривая (рис. 1.4).
Рис. 1.4. Виды кривой жизненного цикла товара
Усложняет комбинации разнообразие видов технологии, в рамках которой может воспроизводиться разное количество моделей изделия. В зависимости от уровня изменчивости технологий, т.е. в зависимости от частоты сменяемости одних технологий другими (в течение ЖЦС) их подразделяют на три основных типа: стабильные, плодотворные и изменчивые (рис. 1.5).
|
|
Рис. 1.5.Сочетание жизненных циклов спроса, технологии и товара
при различных типах технологии:
а – стабильная технология; б – плодотворная технология; в – изменчивая технология
Стабильная технология в основном остается неизменной в течение ЖЦС (производство автомобилей ранних марок), т. е. по одной кривой ЖЦС, ЖЦТе и ЖЦТо.
Плодотворная технология, как и в случае стабильной технологии, сохраняется неизменной длительный период. Но при этом имеет место разработка сменяющих друг друга новых поколений продукции с лучшими показателями и более широким диапазоном применения. В рамках плодотворной технологии (в области современной вычислительной техники) разработка новыхвидов продукции становится решающим фактором достижения экономического успеха. Новейшийпродукт с наилучшими показателями захватывает рынок. Однако его ведущая роль может оказаться краткосрочной из-за появления столь же или более эффективных продуктов, предлагаемых конкурентами. В результате фирмы находятся под постоянным давлением необходимости технологических инноваций.
Изменчивая технология – характеризуется тем, что в течение ЖЦС, помимо новыхизделий, наблюдается появление сменяющих друг друга базовыхтехнологий. Например, спрос на усилители слабых электрических сигналов возник в начале текущего столетия и связан с изобретением электровакуумных ламп. Хотя и в настоящее время спрос на них ускоренно растет, произошли по крайней мере три коренные смены технологии: вакуумные лампы сменились транзисторами, те были заменены миниатюрными, а потом и микроминиатюрными схемами.
Смена технологии имеет более глубокий эффект, чем появление новой продукции, так как угрожает моральным устареванием всем инвестициям фирмы в предшествующую технологию, в том числе инвестициям в НИОКР, в научно-технический персонал и производственные фонды. Поэтому переход внутри фирмы к новой технологиитруден не только с финансовой стороны, но также с организационно-культурной и стратегической.